Семинар "Развитие креативного мышления у обучающихся"
методическая разработка

Маматова Людмила Салиховна

Семинар "Развитие креативного мышления у обучающихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_kreativnogo_myshleniya.docx338.34 КБ
Файл prezentatsiya.pptx529.03 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД Приведем небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).

Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.  Зачастую скрытый потенциал креативности делает человека талантом в какой-то сфере деятельности.

СЛАЙД Для чего нужна креативность вообще?  СЛАЙД (ОБЛАКО СЛОВ). Креативность необходима человеку для развития  профессиональной  компетентности,  работоспособности; образованности; коммуникабельности (способность к сотрудничеству, взаимодействию), и в какой-то степени даже нравственности.

СЛАЙД В переводе с английского «креативность» (create) обозначает - творить, создавать. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

СЛАЙД Основные черты, характерные для креативных личностей, это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интеллектуальная лабильность.)

Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей, и рассматривается в психологии в нескольких ракурсах:

СЛАЙД

  А. Маслоу (1950 г.), считает, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. 

Как измерить творчество/креативность? 

Наиболее известные в психологической практике критерии креативности Торренса и Ранко.

Торренс 


Ранко 

Критерии креативности

  • Беглость (способность продуцировать большое количество идей).
  • Беглость (количество идей, возникающих в единицу времени).
  • Гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем).
  • Гибкость (индивиды, которые проявляют гибкость и оригинальность в процессе решения проблемы).
  • Оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи).
  • Оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых).
  • Разработанность (способность детально разрабатывать возникшие идеи).
  • Восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую).
  • Сопротивление замыканию (способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем).
  • Метафоричность (готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое).
  • Абстрактность названия (понимание сути проблемы того, что действительно существенно; процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму)
  • Удовлетворенность (итог проявления креативности; при негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства).

Высокий интеллект не является залогом креативности. Ученые Дж.Гилфорд, а также Э.Торренс, в процессе исследования, в котором проводилась выборка из 140 тыс. человек для выявления креативности, установили, что уровень интеллекта показывающий наиболее высокие показатели, был чуть выше среднего. Одним из главных критериев высоких показателей — это большой кругозор и разнонаправленный тип мышления.

Для своих опытов они создали понятие «коэффициент креативности» (Cr), по аналогии с коэффициентом интеллекта (IQ).

Предлагаю определить степень вашей креативности Предлагаю познакомиться с работами творческих людей и определить являются ли их работы шедеврами, стоящими миллионы, или эта работа является мазней. (презентация моя).

Приведем несколько примеров из тестов, которые могут оценить способность мозга к нестандартному мышлению.

СЛАЙД Тест 1 «Дорисуй картину»  Тест 2 «Нарисуй фигуру»

Оценка проводиться по 5 параметрам: «разработанность», «оригинальность» «абстрактность названий», «беглость» и последним идет «сопротивление замыканию».

«Оригинальность» — самый важный критерий при оценке. Чем более оригинальны получившиеся рисунки, тем более нешаблонно мышление испытуемого. Этот показатель подсчитывается по всем 3 тестам.

Все дети очень креативны – это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления – уход от привычного поведения. В английском языке есть знакомое многим выражение «thinking outside the box» (дословно – «мыслить за пределами коробки»), которое используется для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок. В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых надо мыслить, тоже не существует. Рамки коробки возникают тогда, когда вместо веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредет узкой и давно заросшей родными привычками тропинкой ума. К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно попробовать пойти домой другим путем, и каждый день потом находить новые варианты. Полезно бывать в новых местах, изучать что-то принципиально отличное от того, что нам уже было известно. Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (без фанатизма). Другой способ развития креативности – увлечение искусством. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера. Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения.

  1. Условия развития креативного мышления. 

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Создание обстановки, опережающей развитие детей, стимулирование разнообразной творческой деятельности. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.


Раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.


Создание условий максимального напряжения сил. Способности развиваться у ребенка тем успешнее, чем чаще в своей деятельности он добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Дайте ребенку возможность решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения. Например, у ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Создание комфортной психологической обстановки: теплой, дружелюбной атмосферы в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.


Сопровождение творческой деятельности ребенка, а именно ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Как не мешать развитию креативности? 


  • Старайтесь не ограничивать фантазию и инициативу ребенка.
  • Не воспринимайте неудачи ребенка как провалы, наоборот, поощряйте за смелые эксперименты и любознательность.
  • Не ждите и, тем более, не требуйте от детей того, что они должны «соответствовать».
  • Не акцентируйте внимание на результате, а наслаждайтесь вместе с детьми творческим процессом.

Восемь ошибок при развитии креативности. 


1 ошибка


Сделать креативность самоцелью. Креативность, так же как и лопата, — всего лишь подручное средство, инструмент для скорейшего и более эффективного решения жизненных задач. Поэтому стремление «стать творческой личностью» — все равно, что сделать целью жизни умение в уме возводить любые числа в куб. Более того, наличие креативности не является гарантией особых творческих достижений. Различают малую и большую креативность: малая позволяет находить нестандартные решения обычных бытовых ситуаций. И только большая креативность (она же историческая) позволяет оставить след в истории.


2 ошибка

Ознакомиться с определениями креативности. Чтобы знать, к чему стремиться, неплохо выяснить, что же на самом деле называется креативностью, верно? Не совсем. На текущий момент существует несколько сотен определений креативности. Как признают сами авторы, «процесс понимания, что же такое креативность, сам по себе требует креативного действия». По большому счету, все эти определения можно разделить на несколько групп: инновационные (креативность – свойство, позволяющее создать новый продукт), эксперссивные (с упором на самовыражение творца), проблемные (описывают креативность как инструмент решения задач), психоаналитические и все остальные (то есть, мутные и расплывчатые). Другими словами, каждый исследователь ставит во главу угла то, что ему кажется важным, или то, чего не хватает ему самому


3 ошибка

Регулярно проходить тесты на креативность. Тесты, конечно, милое дело – особенно, когда они сообщают о нас нечто приятное. При этом хорошо бы помнить, что такой шкалы, как «креативность», в природе не существует. Тесты креативности замеряют совокупность показателей, которые, очень вероятно, могут свидетельствовать о степени развития ваших творческих способностей (например, о гибкости мышления, оригинальности суждений, открытости новому опыту и т.д.). Самые почтенные методики проверки на креативность созданы Гилфордом, Торренсом и Медником.


4 ошибка

Считать, что если ваши творческие способности не проявились в детстве, то уже не проявятся никогда. Высокие креативные способности у детей не являются гарантией творческих достижений в будущем. Конечно, серьезная роль в развитии креативности принадлежит культуре, в которой воспитывается ребенок. И, тем не менее, любая способность – это не только задатки в чистом виде, но и усилия по их развитию, которые могут быть предприняты в любом возрасте.


5 ошибка


Считать, что наблюдения за работой авторитетных для вас людей добавят креативности вам. Преклонение перед авторитетами влияет негативно на развитие креативности, равно как и сильная зависимость от мнения окружающих. Зато если вы заручитесь поддержкой авторитетных людей, от этого ваши творческие способности только выиграют.


6 ошибка

Много и долго фантазировать. Что бы мы ни подразумевали под креативностью, она, тем не менее, направлена на решение задач – больших и малых, общечеловеческих или личных. Пустое фантазирование, зависание на сладких грезах (например, о том, как будет все здорово, когда вы решите конкретную задачу), только уводит в сторону от решения. К тому же чтобы применять собственную креативность, нужно суметь увидеть проблему – а пребывание в фантазиях этому никак не способствует.


7 ошибка

Считать, что креативность закалится в авральных условиях. Многие сознательно загоняют себя (как вариант – своих подчиненных) в рамки ограничений по времени, считая, что авральный режим должен взывать к развитию творческих способностей. Такой подход можно сравнить с регулярным использованием стимуляторов.


8 ошибка

Считать, что креативность – удел слишком умных. Первоначально считалось, что креативность – одно из проявлений высокого интеллекта. Но впоследствии выяснилось совершенно другое. Во-первых, проявления креативности возможны и у людей с очень низким интеллектом, особенно если они не ограничены во времени и не участвуют в соревновании. Во-вторых, если у человека слишком высокий интеллект, то часто он может оказаться лишен всякой креативности. С чем это связано – неизвестно.

Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:

- дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,

- ищут стимулы и находят для себя проблемы,

- обладают широким восприятием, богатым воображением,

- легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

- испытывают интерес и  увлечены своими действиями.

При этом, конечно, не стоит забывать, что сделать кого-то креативным нельзя: нет возможности научиться творчеству по чьим-то рецептам. И вопросы, и действия должны быть собственными.

Что дает креативное мышление школьнику?
Приобретение разнообразных навыков.
Развитие творческого воображения.
Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
«Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.

Какие методы, технологии позволяют формировать креативность у детей? 

технология развития креативного мышления, которая направлена на поддержку познавательного потенциала каждого ребенка. Технология включает:

Нетрадиционные формы проведений занятий.

Организацию «креативных минуток» на каждом занятии.

Исследовательскую, проектную деятельность воспитанников.  Данная технология способствует развитию не только познавательных, интеллектуальных навыков школьников, но и развитию информационной культуры и творческого мышления учащихся.

Модульные, элективные курсы, ориентированные на развитие творческих способностей.

Систему внеурочной деятельности.

Просвещение родителей, приобщение семьи к развитию творческого потенциала ребенка.

Использование специальных методов творческого мышления:




Наименование метода 


Краткое содержание 


1.


ТРИЗ / теория решения изобретательских задач


Алгоритмизированный подход к изобретательству, творчеству + желание и чувства ребенка


2.


Система творческих заданий 


Все виды игровых методик


3.

Моделирование 


Создание проблемной ситуации, ее разрешение; анализ + сопоставление


6.

Мозговой штурм / решение проблемы по этапам

1.Максимальное количество решений поставленной задачи – даже абсурдные, критика не допускается; 2.Колическтвенный анализ предложенных решений, выбор «+», «-»; 3.Отбор самых интересных и реальных


7.


Эвристика / эвристическая беседа


Цепь
вопросов и ответов, дающих возможность строить диалог на определенную тему


9.


Метод аналогий и альтернатив 


Спонтанное мышление в разных направлениях без попыток выбрать лучший вариант решения и без детальной проработки отдельных вариантов


10.

Метод образно-понятийного мышления 

Метод образно-понятийного мышления направлен на развитие воображения, умение работать с образами в воображении


11.

Метод угадывания 

К методу угадывания нам приходится прибегать в ситуации неопределенности, где нет возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение


12.


Метод заметок


Фарадей использовал метод, который условно называется методом портативного банка памяти. Это очень просто. Вы покупаете маленький блокнот и носите его с
собой повсюду, как это делали молодой Эйнштейн и Фарадей.

Метод работает, потому что удовлетворяет первому закону поведенческой психологии: как только вы записываете впечатление или мысль, вы формируете особый тип творческого поведения.


13.


Mindmapping / интеллект-карты, ментальные карты

Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще

10 самых популярных методик генерации новых идей

Креативное мышление формируется на всех уроках, на всех этапах урока и во всех видах деятельности. Для формирования креативного мышления существует много методик и технологий. В работе учитель может сам лично создавать такие приемы и методы. 

1. Мозговой штурм. Автор – Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.

2. Шесть шляп. Автор – Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3. Ментальные карты. Автор – Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

6. Морфологический анализ. Автор – Фриц Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7. Непрямые стратегии. Авторы – Брайан Эно и Питер Шмидт.

Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8. Автобус, кровать, ванна.

Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.

9. Расшифровка.

Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

4. Синектика. Автор – Уильям Гордон.

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная, которые мы очень часто используем в повседневной жизни – в обычном разговоре, когда хотим очень понятно объяснить собеседнику.

Фантастический вид аналогии позволяет отказаться от стереотипного решения, перенести в сказку любую ситуацию, использовать волшебство, фантастических и сказочных животных и т. д. когда задача будет решена необходимо выяснить, что мешает решить задачу тем же путем в реальной ситуации и постараться обойти это препятствие. Ситуация. Урок русского языка. Сочинение «Как я провел 32 января».

Примером личной аналогии можно назвать пересказ произведения от имени главного героя, от имени других героев, представить себя каким–либо домашним животным и рассказать о своих привычках и т. д.

Тема: «Домашние животные». Что вы ели, чем занимались, где спали? Что бы вы хотели получить от хозяина? Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?

Тема: «Домашние опасности». Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

«Представьте себе, что вы имя прилагательное, расскажите, какими себя видите? Что произойдёт с вами, если вы ещё и выполняете работу эпитета в тексте?»

5. Метод фокальных объектов. Автор – Чарльз Вайтинг.

Давайте усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:

    Очки защищают от солнца, модный аксессуар.

    Парашют раскрывается, прочный, надежный, разноцветный.

    Валенки теплые, мягкие, элемент деревенского стиля.

Теперь перенесем эти свойства на фонарик:

    солнечный, защитный, модный;

    раскрывающийся, разноцветный, прочный и надежный;

    теплый, мягкий, деревенский.

Какие-то несуразные словосочетания, не так ли? Но давайте подумаем, как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:

фонарик заряжается от солнца;

используется украшение, например, в виде кулона;

фонарик — мягкая игрушка;

складной фонарик;

с несколькими разноцветными фильтрами;

с защитой от механических повреждений, противоударный.

Так с помощью никак не связанных между собой слов получилось создать несколько интересных идей по улучшению характеристик обычного фонарика. Также появились необычные способы его применения (украшение, игрушка).

Некоторые приемы для развития творчества:

«Соедини несоединимое»

Начало. Тихо падает с крыши чуть подтаивший снег.

Конец. Вагон покрасили в синий цвет.

«Закончи»

Можно закончить рисунок, задачу каким-нибудь нетривиальным способом, историю.

«Продолжи»

Можно продолжить рассказ или стихотворение.

Что такое друдлы и кто их придумал

Есть три версии происхождения английского слова droodle:

  • doodle (каракули) + riddle (загадка);
  • doodle + drool (пускать слюни, нести чепуху);
  • doodle + drawing (рисунок, рисование).

  • Друдлы стали популярны в США после того, как американский комик Роджер Прайс в 1953 году издал книгу Droodles с собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому. Автор снабдил рисунки смешными и неожиданными подписями, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску смыслов. Книгу быстро раскупили, а потом много раз переиздавали, добавляя новые друдлы.
  • Вот, например, картинки из свежего издания книги Р. Прайса «Полное собрание друдлов» (2019):

https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/14455007042021_db52642fc67f6c7c46657360f234a883af322464.png

«Шахматная доска для начинающих»

Каждый может увидеть в этих картинках что-то своё, и в этом суть друдла — он развивает воображение. К тому же это просто весело — собраться большой компанией, классом, Zoom-конференцией, чтобы выдумывать разные названия для таких картинок.

В Америке друдлы из книги Прайса были так популярны, что из них делали телешоу: участники разгадывали смысл картинок в прямом эфире. В советской передаче «Будильник» был такой герой — профессор Друдл: он показывал картинки, а дети присылали свои версии толкования.

Хотя именно Роджер Прайс сделал друдлы популярными по всему миру, он не был их изобретателем. Сложно установить того, кто первым придумал рисовать простые картинки с возможностью разных интерпретаций, но, например, вы наверняка узнаете «удава, который проглотил слона». Он был придуман за 10 лет до пика популярности друдлов.

https://248006.selcdn.ru/main/upload/setka_images/14481407042021_c3d4b76cd89b05f2c8e5da53f69c6d45806e9160.png

Как использовать друдлы в обучении

Друдлы могут стать не только развлечением для взрослых и детей, но и хорошим способом визуализировать, запоминать сложную информацию, развивать воображение. Вот несколько идей, как использовать друдлы в онлайн- и офлайн-обучении.

Включение внимания

Друдл поможет школьникам сосредоточиться перед началом урока. Нарисуйте друдл на классной доске, на бумаге чёрным маркером, создайте его с помощью специального онлайн-сервиса — и попросите детей рассказать о том, что они видят на картинке.

Внимание к доске и словам учителя включится даже у тех, кто ещё не совсем проснулся или, наоборот, не отошёл после бурной переменки. Заодно дети потренируют воображение. В случае с друдлами не бывает неправильных ответов, детям будет интересно самовыражаться и проявлять свободу мышления.

Способ запомнить информацию

Например, в Эстонии придумали друдлы, в которых зашифрованы фольклорные сюжеты. В такой форме дети могут легко запомнить название книги, главных героев сказки или даже математическую формулу.

Развитие креативности 

Если вы ведёте или проектируете курс для сценаристов, писателей, журналистов, художников и учащихся любых других творческих специальностей, вы можете использовать друдл как одну из методик развития креативности. Например, когда какая-то идея «сидит» в голове у ученика, но её сложно развить или сформулировать, предложите ему для начала нарисовать её в виде друдла.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативного мышления у школьников МОУ СОШ № 1 им. П.И.Николаенко, с. Степное

Слайд 2

Для чего нужна креативность ?

Слайд 3

Перейдите на сайт www.menti.com

Слайд 4

Креативность (от англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Слайд 5

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ УПОРСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧУВСТВО ДОЛГА ВЫСОКИЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ЭМОЦИЯМИ РЕШИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ СКЛОННОСТЬ К РИСКУ СОЦИАЛЬНАЯ СМЕЛОСТЬ

Слайд 6

Абрахам Маслоу (1950 г.) , считает, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Слайд 7

Как измерить креативность ? Торренс Ранко Критерии креативности Беглость (способность продуцировать большое количество идей). Беглость (количество идей, возникающих в единицу времени). Гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем). Гибкость (индивиды, которые проявляют гибкость и оригинальность в процессе решения проблемы). Оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи). Оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых). Разработанность (способность детально разрабатывать возникшие идеи). Восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую). Сопротивление замыканию (способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем). Метафоричность (готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое). Абстрактность названия (понимание сути проблемы того, что действительно существенно . Удовлетворенность (итог проявления креативности ; при негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства).

Слайд 8

Тест 1 « Дорисуй картину » Тест 2 « Нарисуй фигуру » Тест 3 « Линии, следующие друг за другом » Оценка проводится по 5 параметрам: « разработанность », « оригинальность » « абстрактность названий », « беглость » и последним идет « сопротивление замыканию ». «Оригинальность» — самый важный критерий при оценке. Чем более оригинальны получившиеся рисунки, тем более нешаблонно мышление испытуемого.

Слайд 9

Автор работы — американец Марк Ротко. Его картина — одно из самых дорогих полотен абстрактного экспрессионизма. Была продана в 2012 г. более чем за $85 000 000. Как говорил сам Ротко, его произведения изображают человеческие эмоции, их нужно прочувствовать. 369 ₽ 527 ₽Скидка — 30%, экономия — 158 ₽ Действует до конца февраля.

Слайд 10

Хуан Миро, основоположник сюрреализма, написал картину-сновидение в 1927 г., используя палитру синего цвета. Она продана с торгов за 30 млн. евро. Сам живописец так говорил о себе: «Когда я рисую, то некая субстанция становится для меня женщиной или птицей». 363 ₽ 519 ₽Скидка — 30%, экономия — 156 ₽ Действует до конца февраля .

Слайд 11

Работа Блинки Палермо представляет собой две полосы: синюю и голубую. По мнению одного критика, она, как и другие полотна абстракциониста, демонстрирует зрителю «чистый, неразбавленный цвет». Картина была выкуплена на аукционе за $1,7 млн. Барнетт Ньюман. Серия «Onement» включает в себя шесть полотен. Каждое из них представляет собой вертикальные цветовые полосы. На пятом холсте темный синий фон рассекает светлая тонкая полоса. Onement V продан в 2013 г. за $43 800 000.

Слайд 12

Творение Сая Твомбли представляет собой каракули на сером фоне. Продано на торгах за $70 млн. Большинство экспертов придерживаются мысли, что в этих «каракулях» скрываются недописанные строки какого-то классического произведения Каракули на черном фоне

Слайд 13

«Thinking outside the box» (дословно – «мыслить за пределами коробки»).

Слайд 14

Условия развития креативного мышления. Раннее физическое развитие ребенка. Создание обстановки, опережающей развитие детей, стимулирование разнообразной творческой деятельности. Создание условий максимального напряжения сил. Сопровождение творческой деятельности ребенка, а именно ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь. Создание комфортной психологической обстановки.

Слайд 15

Восемь ошибок при развитии креативности . Сделать креативность самоцелью. Ознакомиться с определениями креативности . Регулярно проходить тесты на креативность . Считать, что если творческие способности не проявились в детстве, то уже не проявятся никогда. Считать, что наблюдения за работой авторитетных для вас людей добавят креативности вам. Много и долго фантазировать. Считать, что креативность закалится в авральных условиях . Считать, что креативность – удел слишком умных.

Слайд 16

Что дает креативное мышление школьнику? √ Приобретение разнообразных навыков. √ Развитие творческого воображения. √ Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку. √ Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно . √ Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее». √ Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.

Слайд 17

Какие методы, технологии позволяют формировать креативность у детей? Нетрадиционные формы проведений занятий. Организация « креативных минуток» на каждом занятии. Исследовательская, проектная деятельность. Модульные, элективные курсы, ориентированные на развитие творческих способностей. Система внеурочной деятельности. Просвещение родителей, приобщение семьи к развитию творческого потенциала ребенка.

Слайд 18

№ Наименование метода Краткое содержание 1. ТРИЗ / теория решения изобретательских задач Алгоритмизированный подход к изобретательству, творчеству + желание и чувства ребенка 2. Система творческих заданий Все виды игровых методик 3. Моделирование Создание проблемной ситуации, ее разрешение; анализ + сопоставление 4. Мозговой штурм / решение проблемы по этапам 1.Максимальное количество решений поставленной задачи – даже абсурдные, критика не допускается; 2.Колическтвенный анализ предложенных решений, выбор «+», «-»; 3.Отбор самых интересных и реальных 5. Эвристика / эвристическая беседа Цепь вопросов и ответов , дающих возможность строить диалог на определенную тему 6. Метод аналогий и альтернатив Спонтанное мышление в разных направлениях без попыток выбрать лучший вариант решения и без детальной проработки отдельных вариантов Использование специальных методов творческого мышления:

Слайд 19

№ Наименование метода Краткое содержание 7. Метод образно-понятийного мышления Метод образно-понятийного мышления направлен на развитие воображения, умение работать с образами в воображении 8. Метод угадывания К методу угадывания нам приходится прибегать в ситуации неопределенности, где нет возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение 9. Метод заметок Фарадей использовал метод, который условно называется методом портативного банка памяти. Это очень просто. Вы покупаете маленький блокнот и носите его с собой повсюду , как это делали молодой Эйнштейн и Фарадей. Метод работает, потому что удовлетворяет первому закону поведенческой психологии: как только вы записываете впечатление или мысль, вы формируете особый тип творческого поведения. 10. Mindmapping / интеллект-карты, ментальные карты Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще Использование специальных методов творческого мышления:

Слайд 20

Популярные методики генерации новых идей 1. Мозговой штурм. Автор – Алекс Осборн. 2. Шесть шляп. Автор – Эдвард де Боно . 3. Ментальные карты. Автор – Тони Бьюзен . 8. Синектика . Автор – Уильям Гордон. 4. Морфологический анализ. Автор – Фриц Цвикки . 5. Непрямые стратегии. Авторы – Брайан Эно и Питер Шмидт. 6. Автобус, кровать, ванна. 7. Расшифровка.

Слайд 21

Некоторые приемы для развития творчества: «Закончи» Можно закончить рисунок, задачу каким-нибудь нетривиальным способом, историю. «Продолжи» Можно продолжить рассказ или стихотворение. «Соедини несоединимое» Начало. Тихо падает с крыши чуть подтаивший снег. Конец. Вагон покрасили в синий цвет.

Слайд 22

Что такое друдлы и кто их придумал ? Есть три версии происхождения английского слова droodle : doodle (каракули) + riddle (загадка); doodle + drool (пускать слюни, нести чепуху); doodle + drawing (рисунок, рисование).

Слайд 23

« У дав, который проглотил слона ». Этот друдл был придуман за 10 лет до пика популярности друдлов .

Слайд 24

Как использовать друдлы в обучении? Включение внимания Друдл поможет школьникам сосредоточиться перед началом урока. Нарисуйте друдл на классной доске, на бумаге чёрным маркером, создайте его с помощью специального онлайн-сервиса — и попросите детей рассказать о том, что они видят на картинке. Способ запомнить информацию. Развитие креативности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся

Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников....

Креативное мышление у обучающихся

функциональная грамотность (текст к презентации)...

Формирования креативного мышления у обучающихся

Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства.Привычка разм...

Задания по формированию креативного мышления обучающихся

Задания для формирования  креативного мышления обучающихся...

Развитие креативного мышления обучающихся на уроках английского языка

В данной статье автор рассматривает стратегии развития креативного мышления обучающихся на уроках английского языка....

Рабочая программа факультативного курса "Креативное мышление" для обучающихся 6-8 классов

Представленный материал относится к Модулю "Развитие функциональной грамотности обучающихся"...

Педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности.

Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, который понимается как способность человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового ...