Кейс-метод
методическая разработка

Моисеенко Людмила Владимировна

Что такое кейс-метод. Где его применять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon keys-metod.ppt1.02 МБ
Файл hod_master.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЕЙС – МЕТОД как педагогическая технология

Слайд 2

Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Слайд 3

Кейс –это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения .

Слайд 4

Суть «кейс»  технологии Заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Слайд 5

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе: 1) повышение мотивации учения у обучающихся; 2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Слайд 6

Требования к содержанию кейса 1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты). 2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер. 3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Слайд 7

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»: Учебные 1. Усвоение новой информации 2.Освоение метода сбора данных 3.Освоение метода анализа 4. Умение работать с текстом 5. Соотнесение теоретических и практических знаний Образовательные Создание авторского продукта 2. Образование и достижение личных целей 3. Повышение уровня коммуникативных навыков 4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Слайд 8

Работа ученика с кейсом 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап — выделение основной проблемы(проблем), 3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Слайд 9

Действия учителя в кейс – технологии: 1) создание кейса или использование уже имеющегося; 2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек); 3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; 4) организация презентации решений в малых группах; 5) организация общей дискуссии; 6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; 7) оценивание учащихся учителем.

Слайд 10

Кейс - обучение Открытая дискуссия Опрос (презентация ) Руководимая Свободная Индивидуальный Групповой . Использование кейсов. Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Слайд 11

Использование данной технологии в образовательном процессе предусматривает следующие цели и задачи: 1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. 2. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения. 3.Развитие интереса к процессу познания на уроках.

Слайд 12

Виды кейсов

Слайд 13

Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными .

Слайд 14

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Слайд 15

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Слайд 16

Источники формирования кейсов

Слайд 17

Местный материал Статистические материалы Научные статьи, монографии. Ресурсы Интернета

Слайд 18

Примерная структура кейса 1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни 2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. 3.Комментарий ситуации, представленный автором 4.Вопросы или задания для работы с кейсом 5.Приложения

Слайд 19

Организация работы с кейсом 1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления. 2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения. 3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Слайд 20

Что дает использование кейс-технологии Преподавателю Ученику Доступ к базе современных учебно-методических материалов Организация гибкого учебного процесса Сокращение затрат времени на подготовку к урокам Беспрерывное повышение квалификации Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время Работа с дополнительными материалами Постоянный доступ к базе консультаций Возможность самому готовиться к аттестации Общение с другими учащимися в группе Освоение современных информационных технологий

Слайд 21

КЕЙС – МЕТОД как педагогическая технология

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Кейс метод

Ход мастер-класса:


(звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)


Добрый день, уважаемые  коллеги!
Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу в руках объемный кейс (стоп музыка). 
Кстати кейс – это еще и современный метод обучения, который зародился в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

           В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.а позднее стал использоваться и в образовании. Именно о нем  мы сегодня будем  говорить.
Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Для его понимания   мне помог мой кейс и каждому из вас я приготовила такой же (раздает портфели). 
Предлагаю заглянуть внутрь портфеля и познакомиться с содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-метода.

Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик. Исходя из этих слов, разработчики метода сформулировали определения.

Кейс –это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи  и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

Суть «кейс»  технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче(пересылке)обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующие обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритм решения производственных задач.Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.(слайд 4)

Какие возможности дает кейс в образовательном процессе? (слайд 5)

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2)  развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

Требования у содержанию кейса.:(слайд 6)

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода» (слайд 7)

Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. В рабочей тетради  поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньке, а содержание раскрыто на желтых карточках. Вам необходимо к каждому этапу подобрать соответствующее содержание. На выполнение этого задания отводится 2 минуты (идет работа в группе, методист по мере необходимости, подходит к каждой группе).

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение   основной   проблемы(проблем),

3 этап — предложение концепций или тем

 для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия

того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Действия учителя в кейс – технологии:
1) создание кейса или использование уже имеющегося;        

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);    

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания  решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;                                                                                        

4) организация презентации решений в малых группах;        

5) организация общей дискуссии;                                          

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;    

7) оценивание учащихся учителем.                                      

Использование кейсов.(слайд 10)

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой  стадии  обучения и для различных целей    

Использование данной технологии в образовательном процессе  предусматривает следующие

цели и задачи (слайд 11)

Виды кейсов :

-Практические

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

-Обучающие

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

-Научно-исследовательские

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Источники формирования кейсов (слайд 16)

1.Местный материал- Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

2.Статичстичесие материалы - Они могут играть роль непосредственногоинструмента для диагностики ситуации, в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. Материалы могут быть размещены либо в самом тексте кейса, либо в приложении

3.Научные статьи,  монографии- Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

4.Ресурсы интернета

Примерная структура кейса(слайд 21)

Организация работы с кейсом (слайд 22)

Что дает использование кейс-технологии (слайд 23)

Преподавателю

Доступ к базе современных учебно-методических материалов

Организация гибкого учебного процесса

Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

Беспрерывное повышение квалификации

Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Ученику

Работа с дополнительными материалами

Постоянный доступ к базе консультаций

Возможность самому готовиться к аттестации

Общение с другими учащимися  в группе

Освоение современных информационных технологий

Ну, а теперь. Когда вы получили информацию о данной технологии. Я вам предлагаю открыть свой кейс решить проблему, которая обозначена в ситуации кейса.

  • знакомство с ситуацией, её особенностями;
  • выделение   основной   проблемы(проблем),
  • предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
  • анализ последствий принятия того или иного решения;
  • решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

  • знакомство с ситуацией, её особенностями;
  • выделение   основной   проблемы(проблем),
  • предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
  • анализ последствий принятия того или иного решения;
  • решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

1 этап —

2 этап —

3 этап —

4 этап —

5 этап —

1 этап —

2 этап —

3 этап —

4 этап —

5 этап —

 В классе появился новый ученик. Мальчик с темным цветом кожи. Ученики увидев своего нового одноклассника начали смеяться и тукать пальцем.

   
Вопросы и задания

   1. Проанализируйте поведение детей в классе.

   2. Как бы вы (на месте классного руководителя или учителя-предметника) поступили, если бы в Ваш класс прибыл ребенок-представитель некоренной национальности (расы).

   3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию.

Один из учеников класса постоянно опаздывает на первый урок. Это продолжается уже несколько недель. Выслушав замечание учителя опоздавший извиняется и обещает не опаздывать. Однако опоздания продолжаются.

   
Вопросы и задания

   1. Проанализируйте поведение ребенка.

   2. Как бы вы (на месте классного руководителя или учителя-предметника) поступили, если бы в Вашем классе был подобный ребенок).

   3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию.

   4. Какую работу необходимо провести с данным учащимся.
Приложение 1
Кейс, разработанный на основе реальной ситуации

Проблема: организация рабочего времени.


Конкретная ситуация: Жизнь педагога до предела насыщена запланированными делами и внезапными событиями. Если к вечеру припомнить и перечислить их все, не верится, что это картина всего, лишь одного дня. А ведь завтра предстоит такой же, если еще не более напряженный. Вашему вниманию представлен дневник педагога.

Понедельник
На планерке сказали всем в пятницу провести родительские собрания. Снова придется думать, что включить в повестку собрания. Может, пригласить психолога, чтобы выступил. А что! Отличная идея! Остается только решить, чем их занять еще минут 30-40. Ну ладно, я подумаю об этом завтра или послезавтра, ведь время еще есть.

Вторник
Сегодня всех «обрадовали» - к нам едет ревизор! Такой ревизор, что даже Гоголь отдыхает! Вся документация к пятнице должна быть в полном порядке, а у меня КОСы (контрольно-оценочные средства) до сих пор не разработаны. Да и к собранию надо подготовиться, а я даже еще не садилась. Нужно срочно что-то делать! Хотела на неделе организовать экскурсию на предприятие по просьбе ребят. Но чувствую, что тоже не успеваю.

Среда
Весь день была на работе – уроки, уроки плюс еще совещание и проверка тетрадей, Интернет, Вконтакте. Навела порядок на рабочем столе, расставила по местам учебники. Послезавтра СОБРАНИЕ! Ужас, как я могла снова дотянуть до последнего момента?! К созданию КОСов до сих пор не приступала.

Четверг
Боже, спасибо тебе за Интернет! Весь вечер и ночь просидела за компьютером, даже собаку было некогда выгулять, не то, что детей. Составляла план выступления на собрании, искала материал. В интернете нашла чьи-то готовые КОСы, время будет – подкорректирую их под себя.

Пятница
Ну, все, дело сделано! Даже психолога успела поймать утром и уговорить прийти на собрание. Немного стыдно перед ней за то, что не предупредила ее заранее. А так все прошло хорошо. Документацию для проверки сдала. Но чувство какое-то отвратительное… В следующий раз ни в коем случае не затягивать! Все делать вовремя!!!


Задание 1:

  • Подчеркните деятельность (действия) педагога, которые возникли в течение недели.
  • Что нужно сделать для того, чтобы справиться с возникшими делами?


Варианты развития событий

1.

2.

3.

Задание 2: 

  • Из выделенного Вами перечня дел педагога, выберите 3 наиболее значимых для Вас. 


Обозначьте:мероприятие знаком-№1; мероприятие знаком-№2; мероприятие -№3

  • Заполните таблицу, оценив каждое мероприятие по предложенной шкале (Приложение 2), проставляя соответствующие обозначения около каждого критерия.


Обязательные

Необязательные

Важные

Не важные

Срочные

Несрочные

Жесткие

Гибкие

Приятные

Неприятные

Сделайте аргументированный вывод о приоритетности мероприятий.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

  • Составьте план подготовки наиболее приоритетного мероприятия.


План подготовки

Срок выполнения

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 


Приложение 2
Критерии шкалы

  • Обязательные – необязательные

В зависимости от должности у нас есть профессиональные обязанности (заполнение журнала, проведение собрания). Они так называются, потому, что независимо от желания мы обязаны их провести. Кроме того у нас есть еще необязательные дела, они появляются либо по нашей инициативе, либо с подачи учеников, родителей, коллег и т.д. (экскурсии, различные конкурсы, празднование, корпоративы).

  • Важные – не важные

Важность дела зависит от наших ценностей и от того значения, которое приобретают эти дела в конкретной ситуации. Расставить приоритеты и определить важность дел можно, ответив на простой вопрос: «А почему именно это сейчас для меня важно?».  Разговор «по душам» с нарушителем дисциплины важен для решения проблемы мирным путем. Проведение мероприятия, предложенного ребятами, важно для установки доверительных и уважительных отношений с группой.

  • Срочные – несрочные

Срочными называются те дела, выполнение которых в самое ближайшее время от нас требуют другие люди или обстоятельства (подготовка «Классного часа» на завтра; встреча с родителями после уроков). Но если мы затянем с выполнением несрочных дел, они могут стать очень даже срочными. 

  • Жесткие – гибкие

Жесткими называют дела, выполнение которых привязано к конкретному времени. А гибкими – дела, которые, можно сделать в любой момент. Например: Праздничный вечер, приуроченный ко Дню учителю, будет нелогично перенести на месяц. Встречу с известным деятелем можно провести в те дни, когда он будет свободен. А уборку в кабинете можно перенести на несколько дней, а может и недель.

  • Приятные – неприятные

Согласитесь, что есть дела, одна мысль о которых вызывает у нас самые неприятные ощущения. Сталкиваясь с ними, мы восклицаем: «Что угодно, только не это», «Ну вот, опять»…Для кого-то нет приятнее занятия, чем составить отчет о работе с родителями.

 

Возьмите Кейс-ситуацию и мы приступаем к работе. Я подготовила реальную ситуацию из нашей педагогической деятельности. Жизнь педагога до предела насыщена запланированными делами внезапными событиями. Если к вечеру припомнить и перечислить их все, не верится, что это картина всего лишь одного дня. А ведь завтра предстоит такой же, если не еще более напряженный. Как правильно организовать рабочее время педагога?

Предлагаю вам выполнить данную ситуацию в течение 7 минут (работа с кейсом).

(Педагог ходит, консультирует)

Защита кейсов.

Время истекло.  Прошу представить итоги работы каждой группы.

Вашему вниманию был предложен дневник дел одной рабочей недели педагога.

1 группа представьте список дел педагога на неделю. Ваши рекомендации, как справиться с возникшими делами (представляют).

2 группа ваши предложения, хотите что-то добавить или с чем-то не согласны (отвечают).

Итак, из ваших ответов можно сделать вывод, чтобы педагогу организовать свое время необходимо (пишешь на доске):

1) убрать мультизадачность;

2) правильно расставлять приоритеты;

3) правильно планировать дела.

Давайте рассмотрим все по порядку.

  • Убрать МУЛЬТИЗАДАЧНОСТЬ (рассредоточенность: чай, разговоры, мероприятия, смс, звонки)

Почему спросите Вы надо отказаться от выполнения нескольких дел в раз, сосредотачиваясь на одном.

Возьмите три апельсина в руки, попробуйте пожонглировать.

Теперь два.

Теперь один.  

Вот мы и ответили на вопрос, почему необходимо концентрироваться на одном деле для большего успеха, для его качественного выполнения.

  • Расстановка приоритетов

Научиться расставлять приоритеты – значит определять очередность дел. Чтобы решить, чему уделить внимание в первую очередь, а на что не тратить время и силы.

2 группа представьте, пожалуйста, задание и аргументированное решение ситуации (представляют).

1 группа Вы согласны или у вас другое мнение. Какой вывод можно сделать?

  • Планирование

Планирование легче всего осуществлять при помощи списка дел. Зачем нам нужно составлять план мероприятия? Для того чтобы

а) Видеть реальный объем дел

б) Ни чего не забыть

Чтобы даже самые сложные дела в списке не пугали и руки не опускались, Мы разбили одно сложное дело на несколько более простых, сделали его более «осязаемым».

Вам было предложено задание по планированию мероприятия, которое вышло в приоритет.

Представьте ваше решение.

Таким образом, мы вернулись к ранее сказанному. Списки необходимы для того, чтобы видеть реальный объем дел; ни чего не забыть.

Хочется верить, что теперь вы станете более тщательно определять приоритеты и формулировать цели, планировать дела и контролировать их выполнение. Надеюсь, что в этом вам помог метод Кейс-стади.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод на уроках истории

Данный метод апробируется в настоящее время в высших учебных заведениях и в, частности, в Краснодарском университете. Смолянинова О.Г., Ю.Сурмин, Бойко Т.Н. исследовали и обобщили его. На основании их...

Работа с историческими источниками на основе использования кейс-метода

На основе урока "СССР накануне войны" автор знакомит с технологией кейс-метода, показывает, какие умения формируются у учащихся в рамках данной технологии....

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Использование кейс-метода в обучении английского языка

Введение……………………………….…………………………………………..1Глава  I  Теоретические  основы  использования  новых   информационных технологий в учебном процессе.1.1....

Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка

Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...

Кейс-метод (гарвардский метод).

Метод разработан преподавателями Гарвардской бизнес-школы (HBS) в Бостоне. Традиционные лекции они заменили обсуждением конкретных случаев на экономической практике. С 1908 года HBS собрала обширный м...

Кейс-метод. Пример кейса по теме Государство и религия

Применение кейс-метода на уроке обществознания, 11 класс. Пример кейса по теме Государство и религия...