Два направления в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения
учебно-методический материал

Целью данной работы является ознакомление с упражнениями, которые помогают техническому развитию для выполнения музыкальных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dva_napravleniya_v_razvitii_melkoy_tehniki.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское  муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования  ДМШ им. В.В.Андреева

Методическое сообщение

Два направления в развитии мелкой техники в начальном этапе обучении

                                       Преподаватель по классу фортепиано

                                       Бондаренко С.Т.

                                  2019 год.

Приобретение техники движений всегда связано с развитием как физических ( мышечных ), так и психических ( волевых ) свойств.

В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, а также слуховое развитие.

В нашей педагогической практике можно найти много примеров, когда недостаточно яркое ощущение характера музыки, недостаточное переживание бывает причиной не только бледности звукового образа, но и технической ограниченности, метричности, «корявости». Двигательная вялость, неточность попадания, несобранность и расплывчатость, как правило, объясняются медленной реакцией, недостаточной концетрацией внимания, заторможенными рефлексами.

Известно. Что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относится зажатость, скованность аппарата. Одна из причин этой зажатости заключается в искусственности игровых приемов, не увязанных с музыкальными задачами.

Например, в гаммах, арпеджио и этюдах ставиться узкая цель – достижение пальцевой четкости и беглости, а вопросы звучания, фразировки, дыхания, гибкости и пластичности игнорируются. Ученики играют инструктивный материал довольно хорошо, а при  исполнении художественных произведений у них появляется неловкость, угловатость и корявость.

Вот некоторые примеры отрыва технического развития от музыкально – звуковых задач.

  1. «Изолированные пальцы, это когда в основу технического развития (особенно в начальном периоде) ставится поочередный подъем и опускание изолированных пальцах при  застывшей руки, при этом большое внимание уделяется гимнастике, чем звуковому результату. В дальнейшем кантилена исполняется отдельными взмахами пальцев и руки. В исполнении быстрых пассажей отсутствует пластичность, пассажи звучат однообразно , без фразировки, без дыхания и пульса.
  2. «Свободная кисть», это когда, стремясь избавить ученика от  скованности, ему начинают освобождать кисть, при этом добиваются большой подвижности кисти, как правило, изолированной о  пальцев, и вне связи с музыкально – звуковой задачей.

Таким образом, кисть движется сама по себе, активность пальцев снижается, звучание становиться тусклым.

Необходимо помнить, что подлинная пианистическая свобода владения инструментом появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата.

  1. «Чрезмерная быстрота». Иногда, развивая технику, главной целью ставят быстроту, не придавая должного значения ясности и глубине звука. Недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев наносит большой вред как музыкальной выразительности, так и технической ясности.

К этим печальным результатам может привести отрыв технического развития от музыкально – звуковых задач.

Но как же все таки нужно развивать технику, чтобы она не только не препятствовала, но и помогала яркому. Свободному выражению музыки.

Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

Итак, назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата -  подчиняться музыкальной воле. Оба эти процесса (управлять и подчиняться) с первых шагов обучения должны находиться в полнлм единстве.

Рост и созревание ученика связаны с расширением представлений, углублением ощущений. С активным стремлением ярче выразить характер и содержание музыки. Технический аппарат при этом следует развивать так, чтобы он был в полном контакте с растущими задачами, помогал их выполнять и умел подчиняться всем проявлениям музыкальной воли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль вспомогательных упражнений в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения пианиста

Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге - автоматически)....

«Работа над техникой на начальном этапе обучения»

Данный материал является открытым уроком  по предмету «Специальность» (баян), который был проведён с учащимся первого класса по восьмилетней программе обучения. Цель урока: изучение и отработка р...

Презентация "Музыка как средство развития интереса детей на начальном этапе обучения счету"

Основные методики применения музыки для формирования первоначального интереса к обучению счету....

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается н...

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

Развитие элементов исполнительской техники на начальном этапе обучения игры на аккордеоне

В данной методической разработке ярко раскрывается значение различных элементов исполнительской техники. Основная часть доклада состоит из нескольких разделов....