«Работа над техникой на начальном этапе обучения»
план-конспект урока по музыке на тему

Вяльшина Татьяна Васильевна

Данный материал является открытым уроком  по предмету «Специальность» (баян), который был проведён с учащимся первого класса по восьмилетней программе обучения. Цель урока: изучение и отработка различных элементов техники игры на баяне и применение их в произведении. Урок содержит  задачи, план и ход урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_spetsialnosti_bayan.docx39.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

«Работа над техникой  на начальном этапе обучения»

открытый урок по предмету «Специальность» (баян)

с учащимся 1-го класса

        Преподаватель : Вяльшина Татьяна    

        Васильевна.

                                                                                                                                                                                   

г. Муравленко

2014

Цель урока: изучение и отработка различных элементов техники игры на баяне и применение их в произведении.

Задачи урока:

Обучающие:

- выработать  и закрепить двигательные навыки во время игры на баяне; ориентация на клавиатуре;

- способствовать улучшению координации движений обеих рук;

- добиться плавности ведения меха и смены направления его движения; выработать ощущения у ученика, связанные с различными степенями натяжения меха и получаемыми в зависимости от этого звуковыми результатами;

- научить ребёнка владеть разными видами баянной техники в пределах изучаемого на данном этапе произведения.

Воспитывающие:

       - воспитать у ребёнка  культуру исполнения изучаемых произведений;

       - терпение и настойчивость  для преодоления трудностей.  

План урока:

  1. Организационный момент                                                          - 2 мин.
  2. Основная часть:
  • работа над техническим материалом                                - 20 мин.
  • работа над произведением                                               - 15 мин.
  • заключительная часть                                                  - 3 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Необходимо проследить за правильной посадкой учащегося за инструментом и положением рук. Отрегулировать все ремни.  Это обеспечит свободное, нестесненное рабочее состояние ученика. Так как постановка рук  и посадка формируется в процессе привыкания к инструменту, этому надо уделять пристальное внимание на протяжении всего урока. Правильным положением рук баяниста является природная естественность и  целесообразность игровых движений пальцев на клавиатуре инструмента. Затем мы переходим к основной части урока.

  1. Основная часть:

Работа над техническим материалом.

Всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. Вся техника баяниста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения. Игра гамм и упражнений в начальный период является материалом, на основе которого ученик получает необходимые ему знания. Они помогают развитию координации рук, ориентированию на клавиатуре. Каждый урок  начинается с разыгрывания, т.е. с гаммы и упражнений. Конечно, на первых уроках особенно у первоклассников  могут  возникнуть вопросы: «Для чего или зачем  мы играем упражнения?» Ученику можно объяснить так, что пальчикам  нужна зарядка, и если её выполнять ежедневно, они станут сильными, ловкими и послушными, что от  пальчиков, и от их прикосновения к клавишам зависит характер звучания любой пьесы.

 Упражнения являются важным  и эффективным средством для технического развития ученика.

Упражнения для совершенствования техники гибкого управления мехом. 
Основная задача – это выработка ощущений у ученика, связанных с различными степенями натяжения меха и получаемыми в зависимости от этого звуковыми результатами. При освоении приемов ведения меха внимание ученика не отвлекается одновременно поставленными задачами для пальцев. Существенным моментом является осознание учеником изменения динамики при игре на баяне. Он должен понимать, что характер звучания клавиши  зависит от характера ведения меха, степени его натяжения.

Упражнение № 1. Исполняются две целые ноты на piano (тихо). Клавиша может быть произвольной. Учащийся  сначала нажимает клавишу, после чего медленно и плавно проводит мех. Динамика звука ровная и по возможности тихая. Особое внимание следует обратить на  атаку звука. Нельзя допускать  толчок и акцент. Ведение меха ровное плавное.

Упражнение № 2. mf>pp

Упражнение№3.   pp  (тихо-громко-тихо). Выполняется в пределах одного  или двух звуков половинными нотами. Мех необходимо вести плавно и размеренно. Толчок и акцент при исполнении не допускаются.

Упражнение№4. mf>pp

Упражнения для правой руки.

Основная задача - выработка контакта между пальцами и клавишами, ориентация на клавиатуре;   правильная постановка руки, кисти, пальцев. Упражнения  играют в медленном темпе с ровным количеством длительностей на каждое движение меха.

Упражнение № 1. «Змейка». Следует нажимать клавиши каждого ряда клавиатуры вниз и вверх, а затем переходить с ряда на ряд. Перемещение пальцев по клавиатуре плавное. Пальцы находятся над клавиатурой, высоко не поднимаются. Учащийся находит наощупь вертикальные ряды правой клавиатуры.

Упражнение № 2. «Лесенка». Усвоение игры хроматической гаммы. Исполняется вверх и вниз. Следует играть в медленном темпе. Ученику играет правильной аппликатурой, в которой участвуют три наиболее сильных пальца (2,3,4).  

Упражнения №1, 2,7 из «16 ежедневных упражнений» Л. Колчева

В этих упражнениях сосредоточены основные виды техники в пределах одной позиции. Они полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой  активности и «разогрева» технического аппарата перед работой над произведением , а также для ориентации на клавиатуре. Необходимо следить за правильной сменой меха и качеством звука. Важно исполняя упражнения  нажимать каждым пальцем клавиши до упора. Для того, чтобы в дальнейшем при исполнении в быстром темпе, пальцы полностью нажимали на клавиши. Иначе будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде),  не будет четкости произношения,  звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным.

Гамма До мажор.

Исполнение гамм на начальном этапе обучения не следует рассматривать как техническое средство для развития одной лишь беглости или мелкой техники. При проигрывании гамм развивается певучий звук; отрабатываются штрихи; ориентация учащегося на клавиатуре. Гаммы дают возможность добиться игры равными длительностями в разных темпах. Учащийся играет гамму До мажор ровными четвертями, в  медленном темпе,  в две октавы сначала отрывисто, потом слитно. При игре кисть руки немного повернута в сторону мизинца, так легче исполнять третьим и четвертым пальцами. Первый палец при этом находится за грифом. При игре вниз возникают моменты перекладывания пальцев,  особенно ощутимо при игре клавиш фа, соль, ля в гамме До мажор. Соответственно при игре вверх возникают моменты подкладывания пальцев в тех же местах гаммы. В этих случаях действию пальцев помогает кисть руки. Арпеджио - разложенные аккорды, учащийся начал разучивать с упражнений. На клавиатуру нужно стараться не смотреть. Так лучше развивается осязательная ориентация у ученика.  Игра аккордами представляет физическую сложность. Осуществляется с помощью кистевых движений. Учащийся играет упражнения в умеренном темпе. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее.

Упражнения для левой руки.

 Упражнение № 1. «Змейка». Упражнение для правильной постановки пальцев левой руки. Учащийся играет 2,3,4,5  пальцами по основному ряду вверх и вниз от каждого звука по очереди.  Все пальцы собраны, округлены,  высоко не поднимаются и не разгибаются.

Упражнения из «Школы игры на баяне» П. Говорушко.

При чередовании басов и аккордов необходимо добиваться их полного и раздельного звучания, второй и третий пальцы высоко не поднимаются над клавиатурой. Остальные пальцы должны находиться над клавишами основного ряда. Бас слегка подчёркивается.  При разжиме кисть руки упирается в  ремень. А при сжиме меха упирается основанием большого пальца в крышку инструмента.  Левый ремень регулируется так, чтобы руке было обеспечено свободное движение по клавиатуре.

Работа над русской народной песней «Как у наших у ворот» обр. Аз. Иванова

Задачи:

-- преодолеть технические трудности в вариациях;

- добиться ритмически ровного исполнения и единого темпа;

- отработать аккордовую технику исполнения.

- добиться плавности ведения меха и смены направления его движения;

Учащийся проигрывает обработку  русской народной песни  «Как у наших у ворот».

Она состоит из проведения темы и одной вариации. Проведение темы одноголосное. Вариация  состоит из проведения темы в басу (здесь же используется аккордовая техника) и ритмического усложнения 2-ой части темы. Отрабатывается техника ведения меха: мех должен вестись ровно, смена направления должна быть незаметной. Также смена меха должна быть заучена, иначе исполнение будет некачественным.  В вариации проведение 1-ой части темы в басу (в левой руке) требует от учащегося  больших физических усилий, тем более что тема должна прозвучать ярко. В какие-то моменты можно слегка встряхнуть кистью и предплечьем. Также помогает небольшая смена положения руки и корпуса. Здесь же отрабатывается аккордовая техника в правой руке. Аккорд готовиться заранее, ставиться сверху. Делается небольшой замах кистью. Во 2-ой части темы учащийся исполняет неровно шестнадцатые ноты. Эта же проблема встречается в вариации (2 часть). Здесь встречаются нестандартные фигурации для учащегося. Для более прочного закрепления трудной фигурации учащийся играет ее различными ритмическими фигурами, в том числе пунктирными. При такой игре каждый палец поочередно как бы фиксируется на нужной клавише. А также в медленном темпе и разными штрихами. Как в быстром, так и в медленном темпе ритмическая сторона, фразировка, нюансировка должны соответствовать исполняемому. Это полезно для выработки автоматизированных движений пальцев. В медленном темпе каждый тон должен соотноситься с предыдущим и последующим звуками. Движения пальцев должны быть взаимосвязаны между собой. У учащегося при игре шестнадцатых нот в медленном темпе вместо пальцевых ударов появляется желание каждую ноту извлекать замахом на клавишу. Этого нужно избегать. В быстром темпе этих движений нет. Главную работу выполняют активные пальцы, но не кисть. Необходимо помнить, что в медленных темпах автоматизируются именно те движения, которые нам будут необходимы в быстром. Необходимо с учащимся чередовать медленные темпы с быстрыми и умеренными.  При игре лучше не смотреть на клавиатуру, контролировать свои действия слухом. Также необходимо следить за техникой исполнения левой руки. Пальцы высоко не поднимаются, находятся над клавиатурой, рука имеет округлую форму.

 Заключительная часть:

Оценка проделанной работы: что получилось, а над чем стоит поработать ещё.

Домашнее задание: осмысленная работа над техническими упражнениями в медленном и умеренном темпах, правильная смена меха; работа над русской народной песней «Как у наших у ворот» - проигрывание технически сложных мест в медленном темпе; отработка аккордовой техники, правильная смена меха.

               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с учебником на начальном этапе обучения предмету.

как учить ребят получать и перерабатывать информацию, пользуясь учебником?...

Специфика работы преподавателя по классу фортепиано на начальном этапе обучения

Данная работа посвящена проблеме воспитания музыкальности, слухового контроля исполняемых произведений, воспитание любви к музыке на уроках обучения игре на фортепиано в детских школах иску...

Работа над техникой чтения на немецком языке на начальном этапе обучения

Формирование навыков чтения, дан ряд упражнений для учеников,...

Работа над техникой чтения на начальном этапе обучения французскому языку

Данная статья поможет учителю  выбрать оптимальный подход к обучению чтению на французском языке на начальном этапе и формированию правильной техники чтения и произносительных навыков. В статье р...

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

Творческая работа на тему: "Постановка произношения на начальном этапе обучения английскому языку".

В данной творческой работе рассмотрена проблема постановки правильного произношения у ребят начальной школы....

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...