Мелодия и полифония в первые годы обучения в фортепианной игре
учебно-методический материал

Основные способы звукоизвлечения на начальном этапе. Развитие полифонического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meladiya_i_polifoniya_v_pervye_gody_obucheniya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

                              Бондаренко Светлана Тимиргазимовна

МБУ ДО «Детская музыкальная школа им.В.В.Андреева»

                                                           г.Нефтеюганск - Югра

       Мелодия и полифония в первые годы обучения

фортепианной игре.

ВВЕДЕНИЕ

      Мелодия – важнейшее выразительное средство  музыки – является основой любого реалистического музыкального произведения. Но мелодией можно признать  не всякую звуковую линию, а лишь ту, в которой заложено определенное чувство или мысль и имеет внутреннее единство – то есть та, которая обладает выразительностью. Работа над мелодией является для исполнителей одним из важнейших путей к раскрытию содержания музыкального произведения.

     Особой силой и широтой воздействия обладает песня, в которой объединяются музыка и поэзия.

     Песенность – высшее проявление мелодичности. Под песенностью мы имеем в виду не только такие особенности мелодии, как протяженность, распевность, но и ту непосредственную выразительность. Вокальные и инструментальные мелодии, обладающими этими качествами, объединяют понятием «кантилена».

     Фортепиано по своим механическим признакам ударный инструмент: звук его после извлечения угасает, исполнитель обладает возможностью лишь мгновенного воздействия на струну. Однако великие пианисты с бесспорностью доказали возможность певучего исполнения мелодии на фортепиано. Ограниченность отдельного звука компенсируется другими богатейшими выразительными средствами: тонкие и многообразные динамические градации, разнообразность штрихов, сопоставление звуковых линий и планов, педализация – все это позволяет пианисту рельефности музыкальной фразы, а часто и почти вокальной выразительности мелодии.

     Конечно добиваться певучести на фортепиано не легко, поэтому работу над мелодией, приобретение навыков певчей игры необходимо начинать с первых уроков – такое общее убеждение выдающихся пианистов – педагогов. Чем раньше ученик сделает первые шаги на этом пути, тем успешнее пойдет его развитие как музыканта и пианиста, это ключ и к овладению искусством исполнения полифонии.

ОДНОГОЛОСНАЯ МЕЛОДИЯ

 Мы пришли к выводу, что мелодия является первой художественной задачей, которую педагог – пианист должен ставить перед начинающим учеником. Однако было бы утопичным добиваться от начинающего ученика широты и распевности кантилены. На первых порах приходиться довольствоваться более скромным достижением – напевным и выразительным исполнением самых коротких и простых по ритму и рисунку мелодий.

     Напевное исполнение таких мелодий возможно только при условии: 1) восприятие учеником ряда звуков как мелодической линии, то есть как осмысленной музыкальной фразы, и 2) элементарного владения звуком фортепиано.

Рассмотрим эти два момента.

Почти все методические пособия рекомендуют начинать обучение игре на фортепиано с подбора по слуху легких мелодий. Это имеет глубокое значение: обучение с первого момента основывается на живом звучании музыки, а не на абстрактном усвоении нотной грамоты или приемов игры. Дети лучше всего запоминают простые и выразительные песни, так как вначале слово и мелодия для них нераздельны, и текст песни помогают им воспринять, усвоить и полюбить ее мелодию.

     В процессе подбирания мелодии от разных звуков укрепляются слуховые представления ученика. Он знакомится со звуком фортепиано, а также осваивает клавиатуру. Помогая ученику при подбирании, педагог  попутно «налаживает» простейшие игровые приемы и посадку ученика за инструментом, не фиксируя специально на этом внимание. Решается первая из поставленных задач: восприятие учеником ряда звуков как осмысленной линии.

     Другая важнейшая задача первоначального обучения – работа над звукоизвлечением. Эта работа начинается либо с первого же урока, одновременно с подбиранием мелодии, либо несколько позже – это зависит от общего и музыкального развития ученика и его восприимчивости. Работа над звукоизвлечением это самое трудное и для ученика и для педагога, тем не менее обязательное звено начального обучения.

     Как извлекать звук, с какого приема начинать – в этом вопросе взгляды педагогов сильно расходятся. Практика лучших педагогов убедительно доказывает, что для детской руки вполне возможно извлечение относительного полного и протяжного звука; но это достижимо лишь при несвязной игре.

     Звук берется посредством плавного, спокойного опускания на клавиатуру всей руки. Рука при этом должна быть свободной и в то же время собранной, гибкой и подвижной во всех звеньях. Пальцы, не являясь при несвязной игре основным источником энергии, тем не менее всегда должны быть активными и устойчивыми, иначе движение руки не будет  передано клавише, и желаемый звук не возникнет. После соприкосновения с клавишей рука продолжает движение вместе с клавишей, преодолевая при этом ее сопротивление.

     Когда клавиша опустилась до «дна», воздействие на нее ослабляется; рука, ощутив опору, лишь удерживает без всякого усилия клавишу в опущенном положении. При извлечении звука ученик должен прежде всего слушать и слушать, приспосабливаясь к инструменту, улучшать звучание, запоминать связанные с игрой ощущения, не пытаясь при этом осознать детали движения руки. Прислушиваясь к звуку, показанному ему педагогом, ученик сравнивает его со своим звуком и стремиться добиться все лучшего и лучшего результата. Самое важное при этом – научить ученика прислушиваться не только к начальному моменту возникновения звука, но и к его последующему звучанию, протяженности и постепенному угасанию. В этом одно из необходимых условий певучей игры, но именно так слушать звук не умеют многие учащиеся.

     И все же было бы ошибкой надолго задерживать внимание ученика на отдельных звуках. Даже если педагог не вполне удовлетворен тем, как удается ученику звукоизвлечение, необходимо переходить к новым заданиям, впоследствии вновь и вновь постоянно возвращаясь к работе над звуком.

     Работу над звукоизвлечением необходимо сейчас же связать с исполнением мелодий; ученик при этом сразу замечает, что теперь, когда он поработал над извлечением отдельных звуков, мелодия может звучать у него совсем по другому - протяжно и выразительно. Можно ли говорить об этих качествах исполнения, пока ученик умеет играть только несвязно, когда нет полной слитности звуковой линии. Для этого нужно помочь начинающему ученику на простых и в то же время интонационно ярких песенках с текстом найти смысловую объединенность. Полное соответствие мелодии и текста поможет ученику охватить музыкальную фразу и почувствовать динамические соотношения звуков.

    Исполняя несвязно различные по эмоциональному тону легкие мелодии, можно сделать первые методические выводы:

   1. Ученик с первых уроков занят прежде всего музыкой передачей самых простых мелодий с помощью самых простых исполнительских средств; этой цели подчинена в его сознании работа по усвоению приема несвязной игры;

  2. Уже на раннем этапе обучения возможно напевное, протяжное исполнение мелодии;

  3. Видоизменяя первоначальный способ звукоизвлечения, ученик может передавать характер различных мелодий.

     Работая над несвязными мелодиями, ученик начинает все более чутко прислушиваться к звуку; он учится свободно использовать при звукоизвлечении массу всей руки. тем самым создаются благоприятные условия для овладение навыком связной игры.

       Связная игра требует от ученика обостренного слухового восприятия - умению прислушаться к моменту перехода одного звука в другой. Педагог может научить ученика отличать хорошее legato от плохого путем, например, различного исполнения сначала голосом, а потом на фортепиано одних и тех же мелодий. При этом необходимо показать ученику, что равно недопустимым является как неполное связывание звуков - "разрывы" между ними, так и чрезмерное связывание, приводящие к "наложению" смежных звуков.

     Необходимо с самого начала добиваться от ученика реального, слышимого legato, то есть плавного "переливания" одного звука в другой, не довольствуясь формальным, видимым связыванием - "переступанием" с клавиши на клавишу. При связной игре звук  извлекается с помощью активного опускания пальца. Однако "изолированный" палец может извлечь лишь очень слабый и короткий звук. Поэтому, естественно, возникает стремление сочетать активность пальцев с гибкими вспомогательными движениями кисти и всей руки, переносящий опору с пальца не палец. Надо признать, что согласование при связной игре движение крупных частей руки и пальцев - одна из трудных задач начального обучения (его иногда называют "кантиленным легато").Здесь нужно остерегаться форсирования звука, неизбежно приводящего к скованности, к появлению "толчков" - вертикальных движений руки.

     В пособиях для начального обучения предлагается следующее подготовительные упражнения к связной игре: объединение горизонтальным продвижением руки - при активных пальцах - сначала двух, трех, а затем и пяти звуков; группы связных звуков отделяются друг от друга снятием руки - "дыханием"; более длинные и непрерывные линии legato вводятся лишь постепенно.

     Еще одна задача кантиленного legato - научить ученика согласовывать силу второго звука с последним моментом звучания предыдущего. Такого рода задания вводят ученика уже в сферу художественного legato. давно замечено, что линия, состоящая из одинаковых по силе звуков, не производит на фортепиано впечатления связной, а тем более певучей мелодии; слитность появляется лишь при наличии каких - либо динамических и ритмических соотношений между звуками. А соотношения возникают в любой мелодической фразе, где они ощутимо ярче чем в упражнениях. Поэтому добиваться певучего legato лучше с самого начала на материале художественных произведений, пользуясь при этом и вспомогательными упражнениями.

                            МЕЛОДИЯ С СОПРОВОЖДЕНИЕМ

     Как известно, одноголосие в музыке встречается не часто; такое изложение вовсе не соответствует особенностям фортепиано; художественные возможности последнего полностью раскрываются лишь при воплощении многоголосия. И кантилена по-настоящему звучит на фортепиано только в тех случаях, когда она сопровождается другими голосами, аккордами или гармонической фигурацией. Такова вся фортепианная литература.

     Работа над любым произведением в первые годы обучения начинается с выявления его основной мелодии, осмысления его, поисков ее выразительной передачи. Далее педагог помогает ученику вслушиваться не только в мелодию, но и в каждой элемент музыкальной ткани, каким бы малозначительным он не казался на первый взгляд; ученик должен выдержать каждый протяжный звук, провести басовую линию, услышать и осознать мелодическое движение.

     Показывая и разъясняя ученику соотношение мелодии и аккомпанемента, педагог сразу же должен вызвать в нем понимание того, что аккомпанемент всегда поддерживает и обогащает мелодию. Соотношение мелодии и сопровождения по силе звука бывает самым различным: иногда сопровождение звучит гораздо слабее, чем мелодия; но нередки и такие случаи, когда сопровождение по силе звучания ненамного уступает мелодии и отличается от нее прежде всего штрихом, степенью выразительности.

      Все педагоги знают, что соединение различных движений в двух руках затрудняет вначале большинство учеников, даже если они отчетливо представляют себе желаемую разницу звучания мелодии и сопровождения. Самостоятельность и согласованность обеих рук развивается постепенно и по-разному: у одних учеников сравнительно легко и быстро, у других  - с большими затруднениями.

     Особую ценность для развития координации рук представляют такие произведения, в которых мелодия и сопровождение контрастируют по рисунку, ритму или штрихам: это помогает ученику и услышать желаемую разницу в звучании мелодии и сопровождения, и найти соответственно различные приемы исполнения партии обеих рук.

ЛЕГКИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

     Итак мы подошли к теме изучения полифонии на раннем этапе.

Граница между произведениями гомофонно-гармонического и полифонического стилей проводится во многих случаях лишь условно. это особенно относится к репертуару первых лет обучения, в котором можно найти лишь немного произведений с действительно равноправными голосами;  но, с другой стороны, в литературе для начинающих часто встречаются отдельные полифонические моменты.

     Важнейшей частью репертуара начинающих учеников является народно - песенная полифония подголосочного склада.

     Вторую группу легких полифонических произведений образуют старинные пьесы, преимущественно танцевального жанра. В большинстве из них верхний голос ведет основную мелодию, нижний - самостоятельную линию баса. Произведения такого склада иногда относят к группе "контрастной" полифонии.

     Из полифонических произведений имитационного типа лишь немногие можно включить в репертуар первых классов. Имитационная полифония предъявляет большие требования к музыкальному мышлению и технике исполнителя.

     Многие маленькие этюды и пьески их "Азбуки" Е.Ф. Гнесиной построены имитационно, а некоторые написаны в форме канона. Эти полифонические пьески представляют, при всей своей простоте и лаконичности, немалую трудность для начинающего ученика: они развивают умение слушать два голоса и выполнять двумя руками различные движения.

     Переходя к разбору полифонических обработок народных песен, отметим, что полифонические пьесы подголосочного склада сравнительно легко воспринимаются и воспроизводятся даже начинающими учениками. несколько большую трудность представляют пьесы, сочетающие подголосочную полифонию с имитационной. Пьесы такого склада имеют особенно большую педагогическую ценность.

      Как уже было отмечено, значительное место в репертуаре первых лет обучения занимают миниатюры, преимущественно танцевального жанра композиторов XVII - XVIII вв. Эти пьесы отличаются живостью, изяществом и законченностью. Изложены они большей частью двухголосно, причем основную мелодию ведет верхний голос, нижний же, уступая верхнему голосу по выразительности, все же имеет самостоятельную и непрерывную линию, включающие моменты имитации верхнего голоса. Пьесы эти являются ценным материалом для подготовки ученика к исполнению более сложной классической полифонии; они способствуют также воспитанию стиля.

     Шедеврами этого типа произведений являются маленькие танцевальные пьесы из "Нотной тетради Анны Магдалины" И.С.Баха - менуэты. полонезы, марши.

     Особым богатством мелодий и ритмов отличаются менуэты. В форме менуэта Бах выражал различные настроения: одни из них отличаются грациозностью и жизнерадостностью (таков например G dur), другие трогают своими мягкими и гибкими напевными мелодиями, задумчивым, а порой  и печальным характером таковы менуэты d moll и c moll); в этих последних менуэтах жанровые черты танцевальности значительно смягчены. В распространенных редакциях "Тетради" разнообразие эмоциональных оттенков менуэтов не только не выявлено, но даже сглажены редакторскими указаниями: почти для всех менуэтов предложен один и тот же "умеренный" темп -Moderato, несмотря на то что он явно не соответствует характеру некоторых из них. К недостаткам ряда редакций следует отнести также чрезмерную пестроту динамических оттенков..С другой стороны, к достоинствам большинства редакций можно отнести лиги, отмечающие, главным образом, разнообразие штрихов, что вполне соответствует стилистическим чертам менуэтов.

     Работа над полифонией на этой ступени учебы только лишь начинается; и тем не менее оно оказывает громадное влияние на дальнейшее развитие ученика как музыканта и пианиста. Первейшие обязанности педагога - пианиста является пробуждение в ученике интереса, любви к полифонии., Ведь хорошо известно, что и старшие школьники часто недооценивают громадного значения полифонии и не любят ее. Очень много зависит от начала работы над полифонией, от успешности первых шагов ученика в этой области.

     Нельзя жалеть ни времени , ни сил для того, чтобы кропотливо поработать с учеником над каждой мелодической линией, над каждым элементом музыкальной ткани. Полифоническое мышление развивается у большинства учеников сравнительно медленно, и это вполне закономерно. Лишь упорная многолетняя работа увенчается желаемым успехом. И для будущего музыканта  - профессионала или любителя другого пути нет: изучение полифонии  - ключ к овладению искусством игры на фортепиано.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано

Данный материал будет полезен всем педагогам, которые кропотливо и вдумчиво закладывают основы для будущего развития их учеников...

"Развитие фортепианных навыков у учащихся первого года обучения"

Данная методическая работа может быть полезна для ознакомления педагогам ДШИ и ДМШ. Во главу угла здесь ставится воспитание у учащихся любви к музыке с самых первых занятий в классе фортепиано. В пред...

«Полифония в первые годы обучения»

Одна из важнейших проблем современной педагогики - совершенствование музыкального образования и методов обучения. Успешное её решение возможно только на основе знания достижений музыкальной педагогики...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

     Воспитание навыков чтения с листа настолько востребовано, необходимо, что следует систематически работать в этом направлении уже с самого начала обучения, включая соответств...

Мастер-класс по настольному теннису «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»

Мастер-класс по настольному теннису по теме  «Подвижные игры, как метод развития  физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»Тема:...

Рабочая программа по обучению интеллектуальным играм первого года обучения социально-педагогической направленности

Данная программа дает возможность расширить и углубить практические умения, повысить уровень языковой культуры, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащи...