Доклад: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ФГОС
методическая разработка

В докладе раскрыты педагогические компетенции в соответствии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc56 КБ
Office presentation icon презентация2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Пузанова Елена Алексеевна, КГБОУ Школа №3, г. Комсомольск-на-Амуре

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  КОМПЕТЕНЦИИ  УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ФГОС

1

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ– это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно- деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей.

Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя

2

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

Современный учитель должен

обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий;

разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу,

рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

3

организовывать и сопровождать учебно- исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;

использовать возможности информационно- коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

4

       У педагогического работника, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы образования

5

Компетентность- это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)

Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)

Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)

Компетентность- это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

6

Вывод:

«профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя

7

КОМПЕТЕНЦИЙ

- Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.

8

-Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

9

- Общекультурная компетенция:

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

10

- Компетенция личностного самосовершенствовании:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

11

-Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.

12

-Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

13

-Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

14

-Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

15

-Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.

16

-Познавательно-творческая компетенция:

· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

17

-Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения

· потребность и способность самореализации

· увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности

18

-Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет

-Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет

19

-Информационная компетенция:

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

· владение информационными технологиями

20

-Социально-трудовая компетенция:

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий

21

-Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция

· профессиональные знания и умения

· профессиональные личностные качества

· творческие умения.

22

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

  • Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации
  • Работа в методических объединениях, творческих  и сетевых группах
  •  Исследовательская, экспериментальная и творческая деятельность
  •  Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  •  Различные формы педагогической поддержки
  •  Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях
  •  Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
  •  Использование ИКТ  

 Аттестация педагогов, повышение квалификации

23

спасибо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Подготовила: Е. А. Пузанова Учитель русского языка и чтения г.Комсомольск –на- Амуре 29 марта 2022 год

Слайд 2

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ организовывать и сопровождать учебно - исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; использовать возможности информационно - коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции , необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образования

Слайд 5

Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.) Компетентным считается такой труд учителя , в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.) Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.) Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

Слайд 6

Вывод: «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Слайд 7

Предметная КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Слайд 8

Предметная Общепедагогическая КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Слайд 9

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая

Слайд 10

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование

Слайд 11

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная

Слайд 12

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая

Слайд 13

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности

Слайд 14

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная

Слайд 15

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Предметная Общепедагогическая Личностное самосовершенствование Профессионально- коммуникативная Управленческая В сфере инновационной деятельности Рефлексивная Информационно- коммуникативная

Слайд 16

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая

Слайд 17

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Ценностно-смысловая ориентация личности Познавательно- творческая

Слайд 18

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная

Слайд 19

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная

Слайд 20

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая

Слайд 21

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная

Слайд 22

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная Личностное самосовершенствование Познавательно- творческая Ценностно-смысловая ориентация личности Коммуникативная Информационная Социально-трудовая Профессиональная Предметная

Слайд 23

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации Работа в методических объединениях, творческих и сетевых группах Исследовательская, экспериментальная и творческая деятельность Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий Различные формы педагогической поддержки Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Использование ИКТ Аттестация педагогов, повышение квалификации

Слайд 24

Спасибо!

Слайд 25

РЕСУРСЫ Бесплатные шаблоны с сайта presentation-creation.ru Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Текст] // Российская газета. - № 5812. – 2012, 21 июня. Закон «Об образовании в Российской Федерации» /[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф /, свободный. – Загл . с экрана Молчанов, С.Г. Профессиональная компетентность педагога / С.Г. Молчанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК Г.С. Меркина в свете ФГОС второго поколения

Здесь даны таблицы, что было в УМК, и что будет добавлено в курс литературы в свете ФГОС второго поколения...

Уроки в свете ФГОС ООО

Примеры составления конспектов уроков, отвечающих требованиям ФГОС ООО....

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»

Доклад на тему : « Развитие логического мышления на уроках математике в свете ФГОС»...