Уроки в свете ФГОС ООО
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Примеры составления конспектов уроков, отвечающих требованиям ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты уроков29.69 КБ

Предварительный просмотр:

КИНПО (ПК и ПП) с ОО

Кафедра естественно-математического образования

«Универсальные учебные действия, как средство достижения обучающимися

планируемых результатов освоения основной образовательной программы

общего образования на примере изучения раздела

«Электрические явления» курса физики 8 класса»

Выполнила: Ушакова Галина Николаевна,

учитель физики МБОУ «Гимназия №1»

                        г. Курчатова

                                        Руководитель: Бабин С.П.,

                                       доцент кафедры ЕМО

г. Курск 2012г

Цели изучения  физики

Изучение  физики  в образовательных учреждениях  основного   общего   образования  направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к  физике  как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В примерной программе по предмету выделяются три вида результатов обучения:

-личностные;

-метапредметные (надпредметные, межпредметные, общеучебные);

-предметные (общие и частные).

К личностным результатам относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности,

Социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

В примерной (базовой) программе по физике для основной школы записано: Личностными результатами являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений.

Метапредметными результатами являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности. Постановке целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами являются:

умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений и т.д.;

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях. Кратко и четко отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами являются:

понимание и способность объяснять такие явления природы, как свободное падение, колебания нитяного и пружинного маятников и т.д.;

умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение и т.д.;

владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, объема газа от давления при постоянной температуре, направления индукционного тока от условий его возбуждения и т.д.;

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда и т.д.;

понимать принцип действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основе использования законов физики;

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Личностная часть результатов является предметом социологических и мониторинговых исследований, а предметная часть проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

       Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:         

           Познавательная деятельность:

      •         использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

      •         формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

      •         овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

      •         приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

         Информационно-коммуникативная деятельность:

      •         владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

      •         использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

         Рефлексивная деятельность:

      •         владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

      •         организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

       Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

       Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

       Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

       В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Урок №1

Тема урока: «Действия электрического тока.

Направление электрического тока»

Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о тепловом, химическом, магнитном и механическом действии электрического тока, о направлении электрического тока, о методах научного познания природы (наблюдение);

овладению умениями проводить наблюдения действий электрического тока, описывать и обобщать результаты наблюдений; применять полученные знания для объяснения действий электрического тока, принципа действия гальванометра;

-использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

- содействовать развитию памяти, познавательных интересов;

-содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач. Фронтальный опрос по ранее изученному материалу.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Тепловое, химическое, магнитное и механическое действия электрического тока. Опыты Мандельштама - Папалекси и Толмена – Стюарта.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (работа электрического паяльника, электроплиты, утюга и т.д.) и измененной ситуации (провисание проволоки, электролиз, свечение газов и т.д.)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Выдвижение гипотезы о направлении электрического тока.

Направление электрического тока в металлах. Условное (модельное) направление электрического тока.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

-понимать смысл физического понятия электрический ток;

-уметь объяснять тепловое, химическое и  магнитное действия электрического тока;

-объяснять физические явления на основе знаний о действиях электрического тока, направлении электрического тока;

- использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники.

Универсальные учебные действия:

 Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи;

Познавательные: электронная модель направления электрического тока в металлах; выдвижение гипотезы (электрический ток должен иметь направление) и ее обоснование.

Урок №2

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока»

Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о силе электрического тока, о методах научного познания природы (наблюдение), введение единицы измерения силы тока;

овладению умениями проводить наблюдения электрических явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для решения физических задач;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники и контроля за исправностью электропроводки в помещении;

- содействовать совершенствованию мыслительных операций (анализ, вывод, обобщение);

развитию эмоциональной сферы, коммуникативной культуры;

- содействовать воспитанию средствами урока уверенности в своих силах, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний. (Тест №15 по теме «Действие электрического тока. Направление электрического тока»).

4. Усвоение новых знаний.

Гидродинамическая модель – течение жидкости по трубам.

Понятие силы тока. Определяющая формула. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица силы тока – ампер (1А). Кратные и дольные единицы силы тока. Единица электрического заряда кулон (1К). Зависимость электрического заряда от силы тока и времени его прохождения.

5. Проверка понимания. (Решение задач на применение формулы).

Первые две задачи разбираются у доски, остальные – обучающиеся решают самостоятельно.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока;

- уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов и электротехники и контроля за исправностью электропроводки в помещении.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование и коррекция.

Познавательные: моделирование и преобразование модели, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (интенсивность взаимодействия токов зависит от силы тока) и ее обоснование; выбор способа решения задач; анализ с целью выделения признаков.

 Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.

Урок №3

Тема урока: «Амперметр. Измерение силы тока.

Лабораторная работа №3»

Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент);

овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения явления электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц;

применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (амперметра);

- создание благоприятных условий для развития мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

содействовать развитию памяти, способностей, познавательных интересов, самостоятельности;

- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения, к физике как элементу общечеловеческой культуры;

воспитанию средствами урока уверенности в своих силах.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний. (Основные определения и соотношения, изученные на предыдущих уроках).

4. Усвоение новых знаний.

Амперметр. Правила ТБ при работе с амперметром. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока. Последовательное включение.

5. Проверка понимания.

Лабораторная работа №3 № «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках».

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия (сила тока в различных участках последовательной цепи одинакова).

Планируемые результаты обучения:

- уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физической величины – сила тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- решать задачи на расчет силы тока.

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.

Урок №4

Тема урока: «Напряжение. Единицы напряжения»

Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о величинах, характеризующих электрический ток (напряжение);

о методах научного познания природы (введение физической величины);

уметь описывать и обобщать результаты наблюдений;

применять полученные знания для решения задач на расчет напряжения;

- создание благоприятных условий для развития субъектности;

содействовать устранению типичных недостатков развития учащихся;

- содействовать воспитанию активной жизненной позиции, честности, порядочности, человеколюбию, уважения к творцам науки и техники.

 Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний. (Самостоятельная работа по учебным элементам с разноуровневыми заданиями).

4. Усвоение новых знаний.

Напряжение как характеристика электрического поля. Гидродинамическая модель (аналогия между напряжением разностью уровней воды). Единицы напряжения. Техника безопасности при работе с высоким и низким напряжением.

5. Проверка понимания.

Решение качественных и расчетных задач по изученной теме.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия (работа тока зависит от напряжения).

Планируемые результаты обучения:

- понимать смысл физических величин: электрическое напряжение, работа тока, электрический заряд;

- уметь выражать результаты расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;

- уметь решать задачи на расчет напряжения.

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, выбор способа решения задач, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (работа тока зависит от напряжения) и ее обоснование.

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.

Урок №5

Тема урока: «Вольтметр. Измерение напряжения.

Лабораторная работа №4»

Цели урока: - организовать деятельность учащихся по освоению знаний о методах научного познания природы (лабораторный физический эксперимент);

овладение умениями использовать простые измерительные приборы для изучения электрического напряжения;

представлять результаты измерений с помощью таблиц;

применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (вольтметра);

- содействовать совершенствованию мыслительных операций (анализ, вывод, обобщение, выявление причинно-следственных связей);

создание благоприятных условий для развития способности к самостоятельному приобретению новых знаний в соответствии с интересами;

- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения;

воспитанию убежденности в познаваемости окружающего мира.

Основное содержание урока.

1. Организация обучающихся на работу.

2. Постановка цели, задач, мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Усвоение новых знаний.

Вольтметр. Способ включения (правила ТБ при работе с вольтметром). Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения.

4. Проверка понимания.

Лабораторная работа №4 № «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Самостоятельное выполнение теста №17 «Электрическое напряжение. Вольтметр».

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия.

Планируемые результаты обучения:

- уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физической величины: напряжение;

- уметь выражать результаты измерений расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;

-уметь применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: внутренняя позиция, мотивация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль.

Познавательные: формулирование познавательной цели, структурирование знаний, составление целого из частей .

Коммуникативные: планирование определенных целей, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в сборе информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.

Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.Как ...

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В СВЕТЕ ФГОС

ФГОС, рефлексия, целепологание...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Урок в свете ФГОС

Предметно-тематические карты урока, технологические карты урока, методические рекомендации учителю, структура урока по ФГОС...