РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В СВЕТЕ ФГОС
статья по теме

Павличенко Маргарита Алексеевна

ФГОС, рефлексия, целепологание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlichenko_m.a._statya_v_vgpu_refleksiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В СВЕТЕ ФГОС

Павличенко М.А.

mipavl@mail.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным учреждением отдельных предметов г.Россоши

Наша школа является участником РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов». С 1 сентября наши пятиклассники учатся соответственно нового государственного стандарта (ФГОС ООО). Учатся дети, а учим, их мы учителя, которые в 80%, составляют тех, чей стаж более 15 лет и это значит, что новые стандарты обучения и для нас являются новыми.

По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который:

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью  является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Для меня, учителя преподающего информатику у трех 5 классов, это стало приоритетным. Один из этапов урока – рефлексия.  

Рефлексия на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). Причем ее можно проводить в зависимости  от типа урока в конце, в середине или же даже в самом начале. Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи.
Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Классификация рефлексии:

1) По содержанию: устная и письменная.

2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).

Любой учитель хочет заинтересовать учеников своим  предметом в целом или же отдельными темами, заданиями выбор интересной рефлексии даст возможность оценить степень заинтересованности. Какие же типы и виды рефлексии можно использовать на уроке:

  • Использование различных изображений;
  • рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения;
  • вариант небольшой  анкеты (Я работал – активно-пассивно);
  • в виде таблицы +, _-, могу, не могу, хочу, не хочу;
  • синквейн на основе изученного материала;
  • Оценочная лесенка;
  • Если в классе есть интерактивная доска:
  • то можно использовать маркер доски, выбрать понравившийся знак (солнце, флажок и т.д.);
  • использовать принцип игры Дартс;
  • поставить себя на определенную ступень;
  • использовать тип интерактивной диаграммы.

Для себя я выделила и рефлексии на основе психологической составляющей. выбор цвета, выбор предмета, нарисовать какого либо животного и т.д.  

Рефлексия  позволяет учащемуся оценить свои знания сделать собственные выводы.  Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.  В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в свете ФГОС ООО

Примеры составления конспектов уроков, отвечающих требованиям ФГОС ООО....

Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.

Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.Как ...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Статья по теме "Урок в свете фгос"

                                                      ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Доклад «Современный урок в свете ФГОС»

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...

Урок в свете ФГОС

Предметно-тематические карты урока, технологические карты урока, методические рекомендации учителю, структура урока по ФГОС...