Наставничество в педагогической деятельности.
методическая разработка

Потакуева Лилия Михайловна.

Наставничество является  эффективной  формой  поддержки  вхождения  молодого  педагога  в  профессию. Работа  в  школе  педагога-наставника и молодого  специалиста помогает  развить  у  второго предметную  специализацию, отработать  методику, новые  технологии , учит молодого  учителя  навыкам  педагогической  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_v_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество  в  профессиональной  деятельности педагога.

/из опыта  работы…/

Потакуева Л.М.

учитель  истории  и

обществознания высшей

 квалификационной  категории

МБОУ «Горхонская  СОШ № 73»

 «Со мной  работали десятки  молодых  педагогов.

Я убедился, что как бы  человек  успешно

 не закончил педагогический  ВУЗ,

как бы  он  не был  талантлив,

а если  не  будет  учиться  на  опыте,

никогда  не  будет  хорошим  педагогом,

я  сам  учился  у более  старых  педагогов….»

А.С. Макаренко.

Наставничество является  эффективной  формой  поддержки  вхождения  молодого  педагога  в  профессию. Работа  в  школе  педагога-наставника и молодого  специалиста помогает  развить  у  второго предметную  специализацию, отработать  методику, новые  технологии , учит молодого  учителя  навыкам  педагогической  деятельности.

Можно  работать  с  молодыми  учителями  традиционными  способами: беседа, взаимное  посещение   и  анализ уроков. В школу  пришел молодой  специалист. Учитель  начальных классов. Но вакансий  не  было и я  предложила ей пройти профессиональную переподготовку и поступить  на  исторический  факультет местного  университета. После   недолгих раздумий учитель  согласилась. Мне выпала  роль наставника, в  последствии  утвержденная  администрацией  школы.  Я применяла уже  известные  методы  работы  с  молодыми  специалистами  и новые, нетрадиционные: психологический  тренинг, деловая  игра и другие,  а  также: разработка  программы  адаптации и  проведения  корректировки профессиональных  навыков  и  умений. Трудность  состояла  в  том,  что учитель имел  средне- специальное  педагогическое  образование не  по  профилю  и получал  высшее профессиональное  образование заочно : дважды  в  год  уезжал  на  сессии ,временно  выпадал  из  педагогической  среды. К слову  сказать , через 5 лет, высшее  образование  было  получено,  теоретическая  база  у  педагога  сформирована.Учитель  получил сначала «категорию  соответствия занимаемой  должности»  и  через 2  года подал  документы на  первую  квалификационную  категорию. За 5  лет мы  прошли  3  этапа  совместной работы: адаптационный , основной  и контрольно- оценочный.

1 этап

2 этап

3 этап

2015-2017

2018-2019

2019-2020

Знакомство  с  полномочиями  молодого  специалиста, выявление  пробелов в  его  умениях  и навыках. Вхождение  в  профессию.

Разработка  и корректировка формирования профессиональных навыков, разработка  программы «саморазвития.»

Проверка  уровня  профессиональной эффективности и компетентности, уровня готовности к  выполнению профессиональных  обязанностей.

В процессе работы  с  молодым  педагогом были  выполнены  следующие  задачи:

1.Внедрение  современных  подходов   и педагогических  технологий  в  учебной  деятельности.

Наш молодой  специалист  своей  проблемой  выбрал  «Составление  тестовых  задач в  образовательной  среде»,отработал ее,  применял  на  уроках и открытых мероприятиях.

2.Помощь в  преодолении  различных  затруднений: создании  психологического  климата  на  уроках, поддержка  дисциплины и творческой  атмосферы  на  уроках.

Посещение  уроков  и  воспитательных  мероприятий  выявил ряд психологических  проблем, которые решались с  помощью обучения  на  семинарах,  открытых  уроках, изучением специальной  литературы.

3. Участие  в  профессиональных педагогических  конкурсах молодых специалистов.

 Участие  в районном  конкурсе  «ДЕБЮТ-2016», где  получил диплом  участника и  специальный  приз.

4.Привлечении  учащихся  к  участию в конкурсах  муниципального, республиканского  и  Российского  уровней.

Дети  участвовали  в  олимпиадах  и конкурсах  , получили  сертификаты ,дипломы, а  в 2021 г.  ученица 9  класса  стала  призером муниципального  этапа НПК «Шаг  в  будущее».

5. Участие  в  работе  семинаров  методического  объединения  учителей  истории  Заиграевского  района.

Учитель посетила в общей сложности более 50 уроков и мероприятий, сама дала  открытый  урок во  время  семинара  учителей  истории и обществознания, проходившего  на  базе  нашей  школы в 2018 году.

6. Повышение  квалификации.

Учитель ежегодно  повышала  свое  педагогическое  мастерство учителя  и классного  руководителя на  курсах по  следующим  направлениям:

«Использование  технологии компьютерного, адаптивного тестового  контроля для  оценки  качества  образования»- 2017г.

«Подготовка  к  ЕГЭ и ОГЭ по  истории»-2018,

«Оказание  первой  медицинской  помощи  пострадавшим»-2021г. и другие….

Оценка  результатов  наставничества.

В личных  беседах, при анализе  уроков, была  проведена  оценка  наставничества и подведен  итог  работы  за  5 лет.

Выводы:

1. уровень знаний  и умений молодого  специалиста  повысился.

2.поведение изменилось, стало более  профессиональным  и компетентным.

3.возникла  эмоциональная  удовлетворенность  профессией, учениками, работой, классным руководством.

4.появились  первые  результаты  педагогической  деятельности.

5. учитель решила  связать  свою жизнь  с  предметами «ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.»

Мне очень жаль что наш молодой  специалист –учитель  истории  и обществознания вышла  замуж и уехала  в  свое  родное  село, в  другой  район по  семейным обстоятельствам….Перед  отъездом  она  направила  мне  благодарственное  письмо…Приятно было  его  читать и вспоминать ее уроки, слезы, радость и гордость в  глазах после  успеховВерю, что наши  беседы, открытые  уроки еще  не  раз принесут ей  пользу  в  профессиональной  деятельности…

Таким образом данная  форма  наставничества «учитель- учитель» продолжает жить и будет  востребована  еще  долго, ибо, на  мой  взгляд- только  человек может  передать свой опыт,  знания,  умения  работать  и стать  квалифицированным  специалистом в  нашей  трудной , но  такой  интересной  профессии : УЧИТЕЛЬ……

Закончить свою статью хочу  словами президента России  В.В.Путина, сказанные  им в 2018г на  всероссийском  форуме  «Наставник-2018»:

«Каждый  человек- талантлив ,его способности  определяют векторы  его  профессионального и личного  развития в  течение всей  жизни. Наставничество- персональная  огранка таланта  человека, придание  имеющимся  навыкам правильной  формы, создание  новых  плоскостей  и граней  его  профессионализма. В этом  смысле наставник- это  тот,  к то помогает  человеку раскрыть его  дарования…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план наставничества

Папка наставника учителя русского языка и литературы первой  категории Савосиной  Г.И....

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"

     В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...

Наставничество: Инструкция "Как подать запрос на участие в системе наставничества в роли наставляемого"

Данная инструкция предназаначена для родителей учащихся, имеющих особые образовательные или иные потребности и желающих принять участие в ЦМН...

Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...