ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»
рабочая программа

Вакилова Галина Валентиновна

Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь профессор проводит опыты, проверяет на прочность предметы, смешивает в пробирках разные вещества. Со всех сторон что-то шипит, искрит и взрывается. В лабораторию также приносят на починку или испытания некоторые приборы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vakilova_programma_na_avgust.docx130.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Тазовский районный Дом творчества»

Рассмотрено на заседании                                                       Утверждено

методического совета                                                               приказом директора

МБОУ ДО ТРДТ                                                                        МБОУ ДО ТРДТ

Протокол № 6 от 12.04.2022 г                                                   № 75 от 12. 03. 2022 г.

ПРОГРАММА

летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков

естественно-научной направленности

«Лаборатория профессора Чудакова»

(срок реализации 10 дней)

(возраст детей от 6,5 до 17 лет)        

                                                                                     Составила: Г.В.Вакилова, методист

C:\Users\Дом творчества 3\Desktop\Новая папка\item_4319.jpg

п.Тазовский, 2022г.

                     I. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ

Полное название Программы

Программа летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»

Направленность Программы

Направленность: естественно – научная, интеллектуальная, экологическая, профориентационная, физкультурно-оздоровительная.

 Цель Программы

Организация отдыха учащихся п. Тазовский в летний период, создание условий  для активного, разнообразного по форме и содержанию детского отдыха, оздоровления и занятости детей, самосовершенствования  и разностороннего развития в совместной деятельности.

Задачи Программы

1. Создание условий для организованного отдыха детей. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

2. Развитие познавательной активности, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

3. Приобретение детьми практических знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации.

Автор Программы

Вакилова Галина Валентиновна– методист.

Краткое содержание Программы

Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь профессор проводит опыты, проверяет на прочность предметы, смешивает в пробирках разные вещества. Со всех сторон что-то шипит, искрит и взрывается. В лабораторию также приносят на починку или испытания некоторые приборы.

Наименование

и адрес организации заявителя

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Тазовский районный Дом творчества, ул. Калинина д. 2, п. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629350

Тел./факс 8349402-05-58, ddt8773@mail.ru

Ожидаемые конкретные измеряемые результаты

- Укрепление и оздоровление детского организма;

  - формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены);

  - развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

- Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

-Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

-Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, танцев, составление проектов).

-Расширение кругозора детей.

-Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм.

-Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.

-Личностный рост участников смены.

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал

Взаимоотношения с социумом

Районная газета «Советское Заполярье», МУП «Студия Факт», МКОУ ТШИ, МБОУ ТСОШ, ЦКиД, районная библиотека, районный краеведческий музей, районная поликлиника, ГИБДД, родители.

 Сроки реализации программы

3 смена с 15.08.2022г. по 26.08.2022г. (10 дней)

Пояснительная записка

Мы - будущее России

Мы - будущее всей страны…

Страна гордится нами, люди!

И только мы, лишь мы одни

Творцы того, что с нами будет!

          «Человек должен учиться, потому,

                    что он человек».

Сухомлинский В.А.

   Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Возможность развития личности ребёнка через общение со сверстниками, обогащение нравственного и духовного потенциала, физическое развитие, выявление и развитие творческих способностей предоставляет МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», путём организации деятельности ДОЛ.

    На сегодняшний день проблема естественно-научного образования подрастающего поколения стала наиболее актуальной и является одним из приоритетов образовательной политики нашего государства. Эта проблема легла в основу создания программы естественно-научной направленности - «Лаборатория профессора Чудакова ».

      Выбор данного направления программы обусловлен: естественно-научной направленностью работы Дома творчества; наличием в учреждении материально - технической базы для реализации данного направления, краеведческого музея, тесным сотрудничеством с краеведческим музеем п. Тазовский.

     Основная деятельность ДОЛ направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений, межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения.

     В основу программы «Лаборатория профессора Чудакова» легли идеи умственного и физического развития детей через игру. Новизна и оригинальность программы в её интегрированной структуре, где направления деятельности тесно переплетены посредством тематической сюжетно-ролевой игры, которая позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра - тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.

    Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.

    Сфера применения

    Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

    Функциональное назначение программы

    Образовательная функция состоит в организации систематического обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.

    Компенсаторная функция реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.

    Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на улице, в экологически благоприятных условиях, за счет строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня. Благодаря всему комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка.

    Социально-адаптивная функция программы в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.

Кроме всего программа эмоционально привлекательна для детей и предъявляет высокие требования к активности, творчеству, нравственным качествам и уровню развития способностей.

Цель программы:

  • создание условий для отдыха, укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, реализации культурно-досуговых, спортивных, медико-профилактических программ и услуг, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности с учетом  индивидуальных способностей, патриотическое воспитание.

Задачи программы:

  • развитие творческого потенциала детей с различным уровнем подготовленности;
  • формирование потребности и способности эстетического восприятия;
  • привлечение внимания детей к истории науки, техники;
  • развитие качеств личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать и видеть перспективу, совершенствование психических познавательных процессов – логического и креативного мышления;
  • совершенствование направлений работы по сохранению и укреплению здоровья детей, укрепление семейных ценностей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • популяризация здорового образа жизни через организацию спортивных занятий и конкурсов;
  • достижение положительного социально-воспитательного эффекта от  взаимодействия детей и взрослых;
  • формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленными экологическими знаниями;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Назначение программы - программа рассчитана на детей в возрасте 6,5 -17 лет, сроком реализации 10 дней. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных, малообеспеченных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска».

      В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.

  Основные формы:

  • экскурсии;
  • интеллектуальные игры;
  • спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • игровые программы;
  • конкурсы и викторины;
  • научные опыты, проекты;
  • праздники.

Вводная диагностика

  • Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
  •  анкетирование;
  • -беседы в отрядах;
  • планерки администрации лагеря, воспитателей.

Пошаговая диагностика

  • Летопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
  • Беседы на отрядных сборах.
  • Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая диагностика

  • Анкетирование
  • Заполнение книги отзывов
  • Беседы в отрядах
  • Фестивали, выставки, соревнования, конкурс проектов
  • Квест «Собери пазл»
  • различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.

Основные блоки

Здоровьесберегающий

Ежедневная гимнастическая зарядка на свежем воздухе

Закаливание

Оздоровительные мероприятия, организованные медперсоналом

Ток-шоу «Мы за ЗОЖ»

Патриотический        

Экскурсии в краеведческий музей

День краеведческого музея

День Государственного флага России

Спортивный

Спортивные игры, состязания, турниры

Футбол, пионербол, теннис, дартс, шашки, шахматы

Командообразующие подвижные игры

Игры по ориентированию на местности

Экологический

Интеллектуально-экологическая викторина

Наблюдения за растениями, насекомыми и птицами

Акция «Кладоискатели» (уборка территории лагеря)

Игры на знание лекарственных растений нашего края

Естественно – научный, интеллектуальный

Лабораторные работы

Интеллектуальный марафон

Игра «Мы – исследователи»

Опыты, придуманные профессором Чудаковым.

Трудовой

Акции «Кладоискатели» и «Лепота» ежедневно

Акция «Мир, труд, лето» (облагораживание и украшение территории лагеря).

Творческий (культурно-просветительский, досуговый  и познавательный)

Торжественное открытие смены

Конкурсы талантов

Конкурсы актерского мастерства

Танцевальные конкурсы

Тематические викторины

Интеллектуальные и творческие викторины

Литературные гостиные

Спортивно-интеллектуальные игры

Игры по ориентированию на местности

Подготовка фотоматериалов

Торжественная линейка и праздничный концерт на закрытие смены

Социально-личностный (лидерство и инициатива),  профориентационный

Организация службы самоуправления:

работа пресс-центра лагерной газеты «Профессор и мы»

службы здоровья

спортивная служба

досуговая служба

Подведение итогов службы самоуправления. 

 Условия успешной реализации программы.

 - принятие идей программы на уровне педагогического коллектива и участников смены;

- чётко спланированная работа;

- первоначальное оформление отряда как коллектива единого и создание положительной эмоциональной атмосферы;

- чёткая выработка имиджа отряда с названием, девизом, отрядной песней, уголком, творческим отчётом о лагерных делах;

- создание структуры творческих и спортивных площадок, решающих конкретные практические задачи, отвечающим современным педагогическим технологиям;

- соответствие направлений и форм работы общей концепции организации деятельности лагеря;

- привлечение социальных партнёров, увлечённых людей к работе с детьми;

- создание условий для индивидуального развития личности ребёнка;

- применение педагогических приёмов, средств с учётом возрастных особенностей и современных потребностей детей;

- материально-техническое обеспечение деятельности лагеря.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

План реализации программы

№ п/п

Название программы

Время проведения

Дата проведения

1.

«Добро пожаловать».

Регистрация детей.

Знакомство с мастерскими и площадками.

Открытый микрофон «Знакомьтесь - это я!»

Познавательная игра «Правила бывают разные…»

Игровая программа "В поисках источника жизни"  (вопросы по ЗОЖ)

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

15.08

2.

«Ключ на старт» - открытие смены

Организационный сбор на «Поляне успеха».

Презентация сюжетно-ролевой игры «Лаборатория профессора Чудакова».

Интеллектуальная игра «Три в одном»

Экскурсия в прошлое

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

16.08

3.

«Звездный небосвод».

Программа - презентация «Посвящение в лаборанты»

Конкурс актёрского мастерства «Слабо?».

Спортивно-развлекательная программа «Шар - шоу».

Ток-шоу «Мы за ЗОЖ»

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

17.08

4.

«Интеллектуальный лабиринт».

Кругосветка «Тропа испытаний»

Интеллектуальное казино «Край наш Ямальский»

Познавательная экскурсионно-краеведческая программа «Знай свой край»

Игра «Мы – исследователи»

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

18.08

5.

«Салон Елены Прекрасной».

Коммуникативная игра "Леди и джентльмены".

Выставка «Живут на свете чудеса».

Опыты, придуманные профессором Чудаковым.

Интеллектуальный марафон, выбор тем проектов.

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

19.08

6.

Интеллектуально-познавательная игра «Мы и наши права»

Игровой марафон «Мы разные, но мы вместе» (игры на сплочение)

Виртуальная галерея «День флага»

Сюжетно-ролевая игра «Зарница».

14.00

14.30

15.00

15.30

22.08

7.

«Олимпийская долина».

Комический футбол.

Спортивно-развлекательная программа «Гимнастика ума».

Интеллектуально-экологическая викторина «Знатоки природы».

Конкурс талантов

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

23.08

8.

«Пещера сказок».

Игра-путешествие «Путешествие в сказку».

Конкурс литераторов «Сочини сказку»

«Путь к успеху».

Игра на знание лекарственных растений нашего края.

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

24.08

9.

Предзащита проектов.

Литературная гостиная «Герои и подвиги»

Вертушка «Хит-FM» - «Песни Победы»

«Мои земляки — участники Великой Отечественной войны», беседа и сбор материалов из семейных архивов.

«Долина памяти».

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

25.08

10.

Спортивно-развлекательная программа «Гонка за лидером».

«Русь, Россия, Родина моя» - беседа.

Минута безопасности (о ПДД)

Подведение итогов игры. Закрытие смены.

Гала - концерт "Ритмы лета".

14.00

14.30

15.00

15.30

16.00

26.08

Ожидаемые результаты

  • Укрепление и оздоровление детского организма:

    - формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил      личной гигиены)

            - развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости)

  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, танцев, составление проектов)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм.
  • Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  • Личностный рост участников смены.

Сотрудничество с социумом

Цель: интеграция дополнительного образования и общественности для организации эффективного отдыха детей, не имеющих возможности выехать за пределы района в летний период.

Задачи:

- выполнение социального заказа;

- организация совместных мероприятий.

В рамках реализации программы запланированы совместные мероприятия со следующими организациями:

  • Районная газета «Советское Заполярье»
  • МУП Студия «Факт»
  • ГКУ ЯНАО Центр занятости населения Тазовского района
  • МВД РОССИИ по Тазовскому району
  • ОГИБДД ОМВД России по Тазовскому району
  • МБУ «Молодежный центр»
  • МБОУ ДО «ТДЮСШ»
  • Управление по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Администрации Тазовского района
  • ФКУ «Центра ГИМС МЧС России по ЯНАО»
  • ООО «Тазагрорыбпром»
  • Учреждения культуры

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы реализации программы.

Ведущая технология программы - игровая. Сопутствующими технологиями являются: коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно - значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально - психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.

Совещание - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанных на данных, полученных, непосредственно от участников групповой работы. Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыт.

Мозговой штурм - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

  • снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
  • участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
  • эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.

Ситуативно-ролевые и деловые игры - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Также в деятельности будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:

  • познавательные игры и викторины;
  • спортивные игры и соревнования;
  • психологические игры;
  • игровые тестирования, опросы, анкетирование;
  • занятия в мастерских и на площадках;
  • игровые программы.

Творческие мастерские и площадки. Участники программы выбирают занятия, исходя из своих интересов и потребностей.

  • Площадка «Чемпионы» - педагог познакомит участников смены с различными видами спортивных игр, научит различным видам зарядок.
  • Площадка «Туристы» - руководитель кружка «Эко-тур» научит участников смены ориентироваться по компасу, по карте, разводить костер, устанавливать палатку, петь туристические песни; предоставит возможность испытать силы, выносливость, умение взаимодействовать на туристической полосе препятствий.
  • Творческая мастерская «Радуга» - руководитель кружка «Творческая мастерская» научит участников смены в самом обычном увидеть необычной, удивительное и прекрасное; даст возможность ощутить себя добрым волшебником.
  • Творческая мастерская «Очумелые ручки» - руководитель кружка «Творческая мастерская» научит участников смены невероятным умениям создавать руками с помощью бумаги, красок, природного материала и фантазии настоящие чудеса.
  • Площадка «Наполним песнею сердца» - руководитель кружка «Гитара+» познакомит участников смены с песенными традициями ДОЛ «Лаборатория профессора Чудакова», предоставит возможность проявить свои таланты, способности.
  • Творческая мастерская «Пресс-центр» - педагог познакомит участников смены с главными тайнами журналистики, научит видеть интересное, выделять главное. С помощью лагерной газеты «Профессор и мы» юные журналисты смогут раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности.

Организационная структура смены (лагеря)

Структура самоуправления

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Совет отряда участвует в организации тематических дней, принимает решения о корректировке программы.

Пресс-центр отвечает за информационное обеспечение работы лагеря, сбор информации о смене, оформляет стенды, выпускает газеты, работает с внешними информационными службами.

Совет физоргов координирует оздоровительную деятельность, организует спортивные соревнования, утренние зарядки.

Совет здоровья информирует о здоровом образе жизни, способах и приёмах сохранения здоровья, контролирует соблюдение чистоты и порядка.

Совет дела организует тематические дни, оценивает реализацию проектов, следит за системой стимулирования и отражением результатов.

Организация работы пресс-центра.

«Пресс- центр» - объединение детей-корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности детского лагеря. Участие в деятельности пресс- центра позволяет ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению.

Пресс- центр создается из представителей отряда и утверждается на общем сборе детского лагеря. Руководит центром главный редактор. Направления деятельности:

  • выпуск газеты «Профессор и мы», освещающей наиболее важные события из жизни отрядов;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение детского лагеря;
  • работа с оперативным стендом;
  • создание видео сюжетов и фильма о жизнедеятельности детского лагеря.

Подготовительный этап работы пресс-центра:

  • постановка цели и задачи деятельности;
  • каким образом дети узнают о существовании газеты в лагере;
  • как будет осуществляться включение детей в деятельность по созданию газеты;
  • содержание практикумов по журналистике;
  • каким образом будет стимулироваться участие ребят в деятельности пресс-центра;
  • какова структура газеты: названия рубрик, тематика материалов, помещенных в номере;
  • имидж газеты (элементы формы, значки, символика);
  • содержание материалов оперативного стенда в лагере;
  • работа по организации оперативного стенда в лагере.

Законы лагеря.

  • Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
  • Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой

Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  • Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
  • Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
  • Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
  • Закон сюрпризов: если хочешь чудес, сотвори чудеса для других.

Символика лагеря.

Девиз: «Знания – это сила».

Эмблема: Дети, радующиеся Солнцу.

Речёвка: Человек человеку друг? - Друг.

Человек человеку брат? - Брат.

Если помочь нужно

Мы навалимся все дружно.

Мы готовы помогать

От беды уберегать.

Знания всегда  помогут

И к открытиям приведут.

Обряды и ритуалы лагеря.

На основе традиций народной культуры.

Утренний ритуал «Благо»: дети встают в круг, держась за руки; закрывают глаза и мысленно желают мира, добра, блага друг другу, небу, земле, воде, грядущему дню.

Вечерний ритуал «Берегиня» (очищение огнем): в вечернем кругу зажигается символическая свеча (фонарик), вспоминается все плохое и хорошее за день; все плохое надо мысленно сжечь в пламени; все хорошее наполнить жаром огня (рефлексия дня).

Необходимые условия реализации программы

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Кадровое обеспечение.

  1. Начальник лагеря - 1
  2. Воспитатель - 4
  3. Руководители творческих мастерских и спортивных площадок - 4
  4. Обслуживающий персонал (техничка) - 2

Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель организует воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, технический персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Научно-методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Нормативно-правовое обеспечение.

1 уровень - международные акты о правах человека, сертифицированные Российской Федерацией, имеющие высшую юридическую силу на ее территории:

  • Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году):
  • Декларация - «провозглашение»: в отличие от Конвенций, пактов носит не столько законодательный характер, сколько характер нравственного ориентира.
  • Конвенция о правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года), и другие документы, принятые рядом стран.

2 уровень - Конституция Российской Федерации.

  • Конституция Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации.

3 уровень - Законы, которые, в соответствии с Конституцией и в развитие ее отдельных положений, регулируют те или иные права (свободы) жителей:

  • Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» - принят 28.06.95 г.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07.2000 года.

О работе летних лагерей

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.; введен в действие с 01.02.2002 года.
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г.
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей - утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005 г.).
  • Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. Приложение к Инструктивному письму Минобразования РФ от 24 марта 1997 г. № 12.
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ № 2688 от 13 июля 2001 г (ред.28.06.2002).
  • Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда. Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. № 113.
  • Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате их труда. Приказ Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268.
  • Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724.
  • Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей.
  • Санитарно-гигиенические правила и нормы. (СанПиН 2.44.969-00)

Материально-техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

  • цифровой фотоаппарат;
  • музыкальное оборудование;
  • компакт-диски и аудиокассеты;
  • спортивно-игровой инвентарь;
  • канцелярские товары;
  • радиомикрофон;
  • призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
  • методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
  • автотранспорт.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в соответствии с развитием логики смены и имеет 4 этапа:

Подготовительный этап:

  • проведение совещаний по подготовке лагеря к летнему сезону;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • разработка программы ДОЛ «Лаборатория профессора Чудакова»;
  • подбор кадров;
  • разработка документации для деятельности ДОЛ  (план - сетка, положения, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
  • подготовка материально - технического обеспечения.

Организационный этап:

  • встреча детей, проведение входящей диагностики детей и педагогов, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы ДОЛ «Лаборатория профессора Чудакова»;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап:

  • реализация основной идеи, введение в сюжетно-ролевую игру;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
  • работа органов самоуправления;
  • работа творческих мастерских.

Заключительный этап:

  • подведение итогов по реализации программы;
  • анализ результатов индивидуальных достижений;
  • проведение итоговая диагностики детей и педагогов;
  • социально-педагогический анализ результатов;
  • награждение активных участников игры.

ОЦЕНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

       В ходе реализации этой программы в лагере дневного пребывания предполагается, что отдохнут и наберутся сил и новых знаний и впечатлений 125 обучающихся,  в возрасте от 6,5 до 17лет. В лагере отдохнут дети и подростки, нуждающиеся в государственной помощи (дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья).

Система оценки качества реализации программы

     Для отслеживания результативности программы будут использованы

следующие методы:

1.Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;

2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить

лидерские качества, уровень коммуникативности;

3. Анализ участия отряда в обще лагерных творческих делах, уровня

активности и достижений;

4. Экран настроения;

5. В конце смены будет подготовлен аналитический отчѐт о результатах

реализации программы, подготовлены фото и видео материалы.

Критерии оценки результативности реализации программы

1. Качество организации отдыха детей;

2. Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков

здорового образа жизни;

3. Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы

смены;

4. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с

детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей

детей;

5. Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-

образовательного процесса;

6. Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей;

7. Использование различных форм организации детского самоуправления;

8. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-

оздоровительной работы.

Мониторинг отслеживания эффективности деятельности по программе

Задача

Критерии

Способы

отслеживания

Формирование

благоприятной

психологической среды

общения со сверстниками,

социализации; развитие

коммуникативных навыков

поведения в коллективе.

Адаптация  ребенка в детском коллективе; положительный

эмоциональный микроклимат

коллектива

Педагогическое наблюдение,

индивидуальные беседы

педагогов с детьми,

анкетирование

Развитие творческих

способностей детей,

включение в различные виды

индивидуальной и

коллективной деятельности, расширения их кругозора;

Степень вовлеченности детей

в творческую деятельность;

активность детей в

творческих делах лагеря.

Педагогическое наблюдение,

индивидуальные беседы

педагогов с детьми,

анкетирование,

отслеживание количества детей, участвующих в

коллективных делах

Привитие навыков здорового

образа жизни, организация

физической активности детей

Отсутствие у детей вредных

привычек

Наблюдение педагогов,

анкетирование, количество

участников спортивных

мероприятий.

Анкета для учащихся (в начале смены)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы

просим тебя ответить на некоторые вопросы:

– Твои первые впечатления от лагеря?

– Что ты ждешь от лагеря?

– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для

всех?

– В каких делах ты хочешь участвовать?

– Что тебе нравится делать?

– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

– Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь потому, что________________________________________________

Я не хочу, чтобы____________________________________________________________

Я хочу, чтобы ______________________________________________________________

Я боюсь, что _______________________________________________________________

Пожалуйста, напиши также свои фамилию и имя ________________________________

Анкета для учащихся (последний день смены):

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе

некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.

– Что было самым важным в этот период для тебя?

В этом лагере__________________________________________

 В твоей семье____________________________________________

В отношениях между людьми

______________________________________________________________

– Что ты запомнил больше всего?

– Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/

Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)

– Что нового ты узнал?

__________________________________________________________________

– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог)

бы сказать “спасибо”

– СПАСИБО!

за___________________________________(КОМУ?)_____________________

– СПАСИБО!

за___________________________________(КОМУ?)_____________________

– СПАСИБО!

за___________________________________(КОМУ?)_____________________

– Закончи предложения: Я рад, что

_________________________________________________________________________

Мне жаль, что

__________________________________________________________________________

Я надеюсь,что________________________________________________________________

Твое имя, фамилия __________________________________________________________

Диагностика уровня развития активности коллектива

Отряд ___

Ф.И.О. воспитателя _____________

Дни недели

п/п

Ф.И.О. воспитанника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

2

3

4

5…

1 балл – пассивен, ко всему был безучастен, ничем не интересовался

2 балла – внешне пассивен, проявляет скрытый интерес

3 балла – ждет приглашения, сам активности не проявляет, но от участия не отказывается

4 балла – активен в достижении поставленной перед ним цели

5 баллов – очень высокая активность и инициативность, сам является инициатором идей.

Анкета для родителей

Ваш ребенок рассказывает про ЛДП? Да___  Нет___Если ребенок рассказывает дома про ЛДП, уточняется Что конкретно рассказывает ребенок. Если ответ нет уточняется почему ребенок не рассказывает

Вашему ребенку нравится в лагере? Если ответ: «да», уточняется, что нравится: педагоги , мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками, отношения с педагогом.

Если ответ : «нет», уточняется, что не нравится: педагоги , мероприятия, питание, экскурсии, отношения между детьми, отношения между мальчиками и девочками отношении с педагогом

Вы хотели бы, чтобы в следующем году Ваш ребенок отдыхал в ЛДП?

Уточняется ответ «да», и ответ «нет»

Что,  на Ваш взгляд, нужно улучшить в работе ЛДП?

Спасибо за ответы

                                                       Экран настроения

Отряды

1

2

3

4

5

8

9

10

11

15

16

17

18

19

22

23

24

25

26

Спортивный

Лингвистический

Будущий  первоклассник

Будущий пятиклассник

Мне нравится в лагере

   Мне было не интересно

        

                

      Мне было скучно

   ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

     Финансирование летнего оздоровительного лагеря осуществляется за счет средств собственного бюджета (МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»).

Наименование расходов

Количество

Цена  (руб).

Итого (руб.)

Карандаш простой

20

10-00

200,00

Альбомы для рисования

20

100-00

2000,00

Ватман

35

60-00

2100,00

Скакалка

20

85-00

1700,00

Обруч

4

40-00

160,00

Фломастеры, маркеры

10

100-00

1000,00

Краски

20

60-00

1200,00

Клей

20

30-00

600,00

Цветная бумага

20 пач.

100-00

2000,00

Игры настольные

20

300 -00

6000,00

Точилка

20

15-00

300,00

Мяч

6

150-00

900,00

Вода питьевая для кулера

5 бут

650-00

3250,00

Средство от комаров

15

200-00

3000,00

Бумага туалетная

60

15-00

900,00

Фломастеры

25

120-00

3000,00

Ручка шариковая

25

10-00

250,00

Скотч

8

50-00

400,00

Чистящее средство

15

50-00

750,00

Моющее средство

10

60-00

600,00

Мыло туалетное

25

20-00

500,00

ИТОГО:

30810,00

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2006. - 288 с.
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 1998.
  3. Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. -304 с.
  4. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь - М. ВАКО, 2004. - 192с.
  5. Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008. - 160 с.
  6. Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 /Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005.-40 с.
  7. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
  8. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. - М.: ВАКО, 2006. - 208с.
  9. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с.
  10. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. - М.: ВАКО, 2007. - 192с.
  11. Летний отдых: идея - проект - воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л.Г.Нещербет. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 96 с.
  12. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. - М.: глобус, 2007. - 206с.
  13. Оздоровление и занятость детей в период каникул // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007.-№12.-С.16-69.
  14. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 - 4 классы). - М.: ВАКО, 2008. - 288с.
  15. Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере // Народное образование. - 2009.-№3.-С.217-223.
  16. Панченко С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
  17. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А. Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.
  18. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 224с.
  19. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. - М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 62с.
  20. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
  21. Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. - 80 с.
  22. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. - 224 с.
  23. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 2004.- 240 с.
  24. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2007.-384 с.
  25.  Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд - во ООО «Педагогические технологии»,2008.-90 с.
  26. Юзефавичус Т.А.Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2005. - 160 с.

Интернет ресурсы:

http://ped-kopilka.ru/letnii-lager/page-8

http://one_vision.jofo.ru/264028.html

       http://www.prodlenka.org/

http://uchkopilka.ru/letnij-lager/meropriyatiya-v-letnem-lagere

 http://cdod.68edu.ru/index.php/metodicheskaya-sluzhba/93-metodicheskie-razrabotki-v-  lagere-dnevnogo-prebyvaniya-neugomon-2013                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект отряда с изучением английского языка при летнем лагере дневного пребывания детей

Разработка программы изучения английского языка в летнем лагере дневного пребывания детей...

Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"

Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...

ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...

Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»

      Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...

Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...