ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)
рабочая программа

Вакилова Галина Валентиновна

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vakilova_programma_na_iyun_oplot.docx61.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Тазовский районный Дом творчества»

ПРОГРАММА

летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков

 

 

«Тайна острова ОПЛОТ»

(оздоровительный патриотический

лагерь ответственных тазовчан)

Составила: Г.В.Вакилова, методист

п.Тазовский, 2020 г.

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ»

Разработчик программы

Галина Валентиновна Вакилова, методист

Участники программы

Детив возрасте 10-13 лет.

Цель программы

Организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для оздоровления детей, пробуждения чувства долга, формирования патриотического сознания, желания изучить историю своей Родины.

Задачи программы

  • - Воспитать детей, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества;
  • - Формировать духовно-нравственные ценности гражданина России.
  • - Создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, творческого и физического развития участников программы через формирование моделей игровой деятельности;
  • - Обретение ребёнком уникального своего «Я», почувствовать себя сыном Отечества;
  • - Сформировать ценности в процессе приобретения знаний, умений и навыков по программе.
  • - Привить вкус к здоровому образу жизни, заботу о своём здоровье - важном показателе культуры личности;
  • - Укрепить здоровье и развить физические качества.

Принципы реализации программ

  • - Принцип нравственного отношения друг к другу, национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине.

- Принцип творческого отношения к делу.

- Принцип добровольности участия в делах.

- Принцип учета возрастных особенностей детей.

- Принцип доступности выбранных форм работы.

Формы и методы

- тематические программы;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;
- изготовление поделок,  выпуск газеты;
- концерты, фестивали, акции.

Сроки и этапы реализации программы

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2020 г.

II этап. Организационный – 01.06. – 02.06.2020 г.

III этап. Основной – 03.06. - 10.06. 2020 г.  

IV этап. Заключительный – 11.06. – 12.06. 2020 г.

Основные программные мероприятия

- Здоровьесберегающие.

- Патриотические

- Спортивные.

- Экологические.

- Трудовые.

- Творческие.

- Социально-личностные.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- укрепление здоровья детей;

- улучшение социально-педагогического климата летнего оздоровительноголагеря;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

- формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта;

- развитие интереса к родному краю, традициям, обычаям родного края.

 

  1. Пояснительная записка

Мы - будущее России

Мы - будущее всей страны…

Страна гордится нами, люди!

И только мы, лишь мы одни

Творцы того, что с нами будет!

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Возможность развития личности ребёнка через общение со сверстниками, обогащение нравственного и духовного потенциала, физическое развитие, выявление и развитие творческих способностей предоставляет МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества», путём организации деятельности ДОЛ.

На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического становления подрастающего поколения стала наиболееактуальной и является одним из приоритетов культурной политики нашего государства. Патриотизм, как и гражданственность не заложены в генах - это социальные качества, и поэтому они не наследуются, а формируются на личностном уровне.

Эта проблема легла в основу создания программы гражданско-патриотической направленности - «Тайна островаОПЛОТ».

Выбор данного направления программы обусловлен: патриотической направленностью воспитательной работы Дома творчества; знаменательной датой, которая отмечается в России в 2020 году - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне; наличием в учреждении материально - технической базы для реализации данного направления –краеведческого музея; тесным сотрудничеством с краеведческим музеем п. Тазовский, Советом ветеранов участников боевых действий Тазовского района.

Основная деятельность ДОЛ направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения.

Основы гражданственности и патриотизма мы закладываем в детях изучая историю сначала своей семьи, поселка, затем своего родного края. Нельзя научить детей любить Родину, не научив их любить свой родной дом, край, землю, уважать тех, кто находится рядом.

В основу программы «Тайна острова ОПЛОТ» легли идеи нравственного и физического развития детей через игру. Новизнаи оригинальность программы в её интегрированной структуре, где направления деятельности тесно переплетены посредством тематической сюжетно-ролевой игры, которая позволяет ребенку попробовать себя в различных социальных ролях, помогает ему самоутвердиться, способствует развитию у ребенка нравственных оценок, познавательной и окружающей среды, проектированию собственной деятельности, социальной адаптации, активизации творческой деятельности. Но самой важной причиной обращения к сюжетно-ролевой игре является то, что именно игра - тот естественный механизм развития, который позволяет действовать в воображаемой ситуации через «уста героя» пробовать различные модели поведения. Те модели поведения, которые невозможно проработать в реальной жизни, оказывается возможным проработать в игре. Ребенок как бы прячется за маской игрового персонажа и от его имени ведет себя так, как предписывает роль, но опыт нового поведения является теперь именно его достоянием.

Таким образом, множество проблем в личностном развитии и, прежде всего реальном поведении могут быть скорректированы благодаря сюжетно-ролевой игре.

Сфера применения

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Функциональное назначение программы

Образовательная функция состоит в организации систематического обучение и упражнение детей в применении и развитии личного опыта, самоусовершенствования и самопознания.

Компенсаторная функция реализуется посредством чередования различных видов деятельности детей, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.

Релаксационная функция осуществляется за счет пребывания ребёнка на улице, в экологически благоприятных условиях, за счет строгого соблюдения режима двигательной активности и распорядка дня. Благодаря всему комплексу оздоровительных мероприятий лагерь создаёт условия для восстановления и укрепления сил и здоровья ребёнка.

Социально-адаптивная функция программы в том, что ребёнок ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.

Кроме всего программа эмоционально привлекательна для детей и предъявляет высокие требования к активности, творчеству, нравственным качествам и уровню развития способностей.

  1. Адресаты программы

Программа разработана для работы с детьми от 10 до 13 лет.

  1. Цель и задачи программы

Цель: организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для оздоровления детей, пробуждения чувства долга, формирования патриотического сознания, желания изучить историю своей Родины.

Задачи воспитательного цикла:

  • Воспитать детей, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества;
  • Формировать духовно-нравственные ценности гражданина России.

Задачи развивающего цикла:

  • Создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания, творческого и физического развития участников программы через формирование моделей игровой деятельности;
  • Обретение ребёнком уникального своего «Я», почувствовать себя сыном Отечества;
  • Сформировать ценности в процессе приобретения знаний, умений и навыков по программе.

Задачи оздоровительного цикла:

  • Привить вкус к здоровому образу жизни, заботу о своём здоровье - важным показателям культуры личности;
  • Укрепить здоровье и развить физические качества.

  1. Содержание и механизм реализации программы

Легенда «Острова ОПЛОТ»

Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник по имени Патриот. Он был добрым, честным, любил свою страну, помогал всем, кто в этом нуждался. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой, желанием вести здоровый образ жизни и другими человеческими ценностями при помощи волшебного заклинания:

Без памяти - нет истории,

Без истории - нет культуры,

Без культуры - нет духовности,

Без духовности - нет воспитания,

Без воспитания - нет Человека,

Без человека нет Народа!

Но один человек сказал: "Мы можем сами справиться со своими трудностями". И тогда Волшебник пошел по миру искать тех людей, которым он был бы нужен. Он долго ходил по свету, но не нашел таких людей. И принял решение уйти далеко от людских глаз. Нашел он место по-настоящему волшебное. Это место было красивым островом, который имел интересное название ОПЛОТ, что означало оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан. Здесь он чувствовал себя счастливым. Тишину нарушали голоса птиц и зверей. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности ОПЛОТа. Всю свою волшебную силу и знания он вложил в Тотемы, которые спрятал на Острове. А достанутся они только тем, кто поверит, что эти ценности действительно им нужны.

Словарь и игровые роли участников

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребенка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям:

  • «Остров ОПЛОТ» - оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан.
  • Племя - отряд в детском оздоровительном лагере.
  • Правитель «Острова ОПЛОТ» - начальник ДОЛ.
  • Вдохновители - воспитатели ДОЛ.
  • Хранители тайн - вожатые отрядов.
  • Творческие мастерские и площадки - кружковая деятельность.
  • Поляна встреч - место проведения массовых мероприятий и встречи всех племен.
  • Богатырская долина силы и здоровья - спортивная площадка.
  • Трапезная - столовая.
  • Источник красоты - комната для водных процедур.
  • Лекарь - медицинский работник.
  • Большой совет - планерка вожатых.
  • Совет племени - "огонёк" в отряде.

Основные этапы

  1. Подготовительный «Восхождение идеи»

Обсуждение, идеи организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности педагогической команды.

Разработка идеи игровой деятельности педагогической командой и активом.

Выработка логики развития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:

  • определение позиций, ролей, функций участников - выделение структуры управления;
  • разработка этапов игры;
  • определение промежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.

Разработка содержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета, связанного с позитивными и личностными изменениями участников:

  • формирование задачи этапа, исходя из предполагаемого результата:
  • выбор вида деятельности;
  • определение средств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);
  • определение средств отслеживания реального результата педагогической деятельности.

Определение способов создания игровой атмосферы, игрового пространства:

  • разработка необходимой символики, атрибутов игры;
  • описание легенд, традиций, обычаев, законов игры;
  • работа над внешним оформлением игры.
  1. Организационный «Искатели приключений».

В организационном этапе «Искатели приключений» основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к совместной деятельности по программе. Этап проходит в течение 2 дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, происходит знакомство с идеей игры.

  1. Основной «По дороге путешествий».

Основной этап «По дороге путешествий» занимает большую часть времени – 8 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально - личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации лагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут внутренней жизнью: проводят отрядные коллективно - творческие дела (КТД), отрядные сборы, огоньки и др.

  1. Заключительный «Открытие тайны Острова».

В итоговый этап «Открытие тайны Острова» изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Продолжительность этапа 2 дня. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвященное открытию истинной тайны Тотемов, которую всё это время знали лишь Хранители.

Механизм реализации

Для данной программы очень важно проявление уникальности каждого участника программы, раскрытие в нем творческого потенциала. Логика развития игрового сюжета строится на основе логики вхождения ребенка в программу:

  • первый этап - знакомство в рамках малой общности - отряда, выход на сцену в группе (роль аморфна и не является главной, все участники как бы составляют конгломерат ролей второго и третьего плана),
  • второй этап - комбинация коллективной и индивидуальной деятельности
  • третий этап - представление проявленных способностей ребенка широкой аудитории

Погружение в сюжет происходит через:

  • театрализованные представления;
  • все мероприятия поддерживают главную сюжетную линию - раскрытие тайны «Острова ОПЛОТ»;
  • специальный язык;
  • творческие мастерские и площадки;
  • ритуалы поведения, приветствия;
  • оформление лагерных стендов.

Участники смены являются одной командой. Отряд - это племя, входящее в команду. Главной целью племени, является получение Тотема, который в конце каждого дня участники могут получить от Большого Совета. Тотем выдаётся за определённые качества, проявленные в ходе испытаний и приключений. В состав Большого Совета входят представители племени, Хранители и Вдохновители.

Номинации, по которым оцениваются участники племени:

  • творческий поиск и талант;
  • нестандартное решение проблем;
  • дружные и сплоченные отношения в отряде;
  • активная позиция в игре;
  • ответственные действия и поступки и др.

Главная цель Хранителей - проверить и испытать участников для передачи ценных сокровищ достойным. Именно поэтому Хранители каждый день пробуют силы участников в различных ситуациях на «Острове ОПЛОТ».

Пользуясь картой «Острова ОПЛОТ», которую участники племени соберут во второй день смены, они начнут бороться за «выживание» на острове, попытаются найти разумные выходы из «интеллектуального лабиринта», будут жить яркой и незабываемой жизнью в «Парке развлечений», вместе с героями русских народных сказок проведут незабываемый день в «Пещере сказок», постигнут чарующие силы красоты в «Салоне Елены прекрасной», потренируют здоровое тело для здорового духа в «Богатырской долине» и т.д. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой на «Поляне успеха» для «открытия тайны». Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Тотемы (на них написаны буквы), заработанные племенем, выкладываются в ряды, и получается надпись: «Самые дружные ребята». Открывается главная тайна Тотемов, которая хранится не во внешнем облике Тотема, а в его внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. В ходе игры ребята получат навыки коллективно - творческой деятельности.

Основные блоки

Здоровьесберегающий

Ежедневная гимнастическая зарядка на свежем воздухе

Закаливание

Оздоровительные мероприятия, организованные медперсоналом

Ток-шоу «Мы за ЗОЖ»

Патриотический        

Поднятие флага РФ на линейках. Гимн.

День России

День Памяти

Митинг у обелиска

Посвящение в патриоты

Экскурсии в краеведческий музей

Встреча с ветераном

Видеофильм о «Боевом братстве»

День краеведческого музея

Спортивный

Спортивные игры, состязания, турниры

Военно-спортивная игра «Зарница»

Комический футбол (вожатые -дети)

Футбол, пионербол, теннис, дартс, шашки, шахматы

Командообразующие подвижные игры

Игры по ориентированию на местности

Экологический

Интеллектуально-экологическая викторина

Наблюдения за растениями, насекомыми и птицами

Акция «Кладоискатели» (уборка территории лагеря)

Игры на знание лекарственных растений нашего края

Трудовой

Акции «Кладоискатели» и «Лепота» ежедневно

Акция «Мир, труд, лето» (облагораживание и украшение территории лагеря).

Творческий (культурно-просветительский, досуговый  и познавательный)

Торжественное открытие смены

Конкурсы талантов

Конкурсы актерского мастерства

Танцевальные конкурсы

Тематические викторины

Интеллектуальные и творческие викторины

Литературные гостиные

Спортивно-интеллектуальные игры

Игры по ориентированию на местности

Подготовка фотоматериалов

Торжественная линейка и праздничный концерт на закрытие смены

Социально-личностный (лидерство и инициатива)

Организация службы самоуправления:

  • работа пресс-центра лагерной газеты «Дети говорят»
  • службы здоровья
  • спортивной службы
  • досуговой службы

Подведение итогов службы самоуправления

Условия успешной реализации программы.

  • принятие идей программы на уровне педагогического коллектива и участников смены;
  • чётко спланированная работа;
  • первоначальное оформление отряда как коллектива единого и создание положительной эмоциональной атмосферы;
  • чёткая выработка имиджа отряда с названием, девизом, отрядной песней, уголком, творческим отчётом о лагерных делах;
  • создание структуры творческих и спортивных площадок, решающих конкретные практические задачи, отвечающим современным педагогическим технологиям;
  • соответствие направлений и форм работы общей концепции организации деятельности лагеря;
  • привлечение социальных партнёров, увлечённых людей к работе с детьми;
  • создание условий для индивидуального развития личности ребёнка;
  • применение педагогических приёмов, средств с учётом возрастных

особенностей и современных потребностей детей;

  • материально-техническое обеспечение деятельности лагеря.

План-сетка смены.

Дата

Содержание дня

День 1

«Добро пожаловать».

Регистрация детей.

Знакомство с мастерскими и площадками.

Открытый микрофон «Знакомьтесь - это я!»

Познавательная игра «Правила бывают разные…»

Игровая программа "В поисках источника жизни"  (вопросы по ЗОЖ)

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

День 2

«Ключ на старт» - открытие смены

Организационный сбор племени на «Поляне успеха».

Презентация сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ».

Игра-путешествие по станциям «Мы - граждане России»

Интеллектуальная игра «Три в одном»

Экскурсия в прошлое

Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?»

День 3

«Звездный небосвод».

Программа - презентация «Посвящение в патриоты»

Конкурс актёрского мастерства «Слабо?».

«Парк развлечений».

Спортивно-развлекательная программа «Шар - шоу».

Ток-шоу «Мы за ЗОЖ»

День 4

«Интеллектуальный лабиринт».

Кругосветка «Тропа испытаний»

Интеллектуальное казино «Край наш Ямальский»

«По дороге путешествий»

Познавательная экскурсионно-краеведческая программа «Знай свой край»

День 5

«Салон Елены Прекрасной».

Коммуникативная игра "Леди и джентльмены".

Экзотическое шоу с нательной живописью и фантастическими причёсками "Боди-арт".

«Творческая волна».

Выставка «Живут на свете чудеса».

День 6

«По законам племени»

Интеллектуально-познавательная игра «Мы и наши права»

Игровой марафон «Мы разные, но мы вместе» (игры на сплочение)

«Долина славы».

Виртуальная галерея «России верные сыны»

Сюжетно-ролевая игра «Зарница».

День 7

«Олимпийская долина».

Комический футбол.

Спортивно-развлекательная программа «Гимнастика ума».

Туристическая полоса «Мы туристы».

Интеллектуально-экологическая викторина «Знатоки природы».

День 8

«Пещера сказок».

Сюжетно-ролевая игра «Тайна пиратского клада».

Игра-путешествие «Путешествие в сказку».

Конкурс литераторов «Сочини сказку»

«Путь к успеху».

День 9

«Долина памяти»

Литературная гостиная «Герои и подвиги»

Вертушка «Хит-FM» - «Песни Победы»

Акция « Ветеран живет рядом», оказание посильной помощи труженикам тыла по уборке территории.

«Мои земляки — участники Великой Отечественной войны», беседа и сбор материалов из семейных архивов.

День 10

Спортивно-развлекательная программа «Гонка за лидером».

«Русь, Россия, Родина моя» - беседа.

Минута безопасности (о ПДД)

«Открытие тайны острова».

Подведение итогов игры. Закрытие смены.

Гала - концерт "Ритмы лета".

Механизм реализации программы.

Программа реализуется в соответствии с развитием логики смены и имеет 4 этапа:

Подготовительный этап:

  • проведение совещаний по подготовке лагеря к летнему сезону;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • разработка программы ДОЛ «Тайна острова ОПЛОТ»;
  • подбор кадров;
  • разработка документации для деятельности ДОЛ  (план - сетка, положения, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
  • подготовка материально - технического обеспечения.

Организационный этап:

  • встреча детей, проведение входящей диагностики детей и педагогов, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы ДОЛ «Тайна острова ОПЛОТ»;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап:

  • реализация основной идеи, введение в сюжетно-ролевую игру;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
  • работа органов самоуправления;
  • работа творческих мастерских.

Заключительный этап:

  • подведение итогов по реализации программы;
  • анализ результатов индивидуальных достижений;
  • проведение итоговая диагностики детей и педагогов;
  • социально-педагогический анализ результатов;
  • награждение активных участников игры.

Формы реализации программы.

Ведущая технология программы - игровая. Сопутствующими технологиями являются: коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно - значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально - психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умения.

Совещание - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанных на данных, полученных, непосредственно от участников групповой работы. Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыт.

Мозговой штурм - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

  • снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
  • участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
  • эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.

Ситуативно-ролевые и деловые игры - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Также в деятельности будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:

  • познавательные игры и викторины;
  • спортивные игры и соревнования;
  • психологические игры;
  • игровые тестирования, опросы, анкетирование;
  • занятия в мастерских и на площадках;
  • игровые программы.

Творческие мастерские и площадки. Участники программы выбирают занятия, исходя из своих интересов и потребностей.

  • Площадка «Чемпионы» - инструктор по физической культуре познакомит участников смены с различными видами спортивных игр, научит различным видам зарядок.
  • Площадка «Туристы» - руководитель кружка «Эко-тур» научит участников смены ориентироваться по компасу, по карте, разводить костер, устанавливать палатку, петь туристические песни; предоставит возможность испытать силы, выносливость, умение взаимодействовать на туристической полосе препятствий.
  • Творческая мастерская «Радуга» - руководитель кружка «Творческая мастерская» научит участников смены в самом обычном увидеть необычной, удивительное и прекрасное; даст возможность ощутить себя добрым волшебником.
  • Творческая мастерская «Очумелые ручки» - руководитель кружка «Творческая мастерская» научит участников смены невероятным умениям создавать руками с помощью бумаги, красок, природного материала и фантазии настоящие чудеса.
  • Площадка «Наполним песнею сердца» - руководитель кружка «Гитара+» познакомит участников смены с песенными традициями ДОЛ «Остров ОПЛОТ», предоставит возможность проявить свои таланты, способности.
  • Творческая мастерская «Пресс-центр» - руководитель кружка «Юный журналист» познакомит участников смены с главными тайнами журналистики, научит видеть интересное, выделять главное. С помощью лагерной газеты «Говорят дети» юные журналисты смогут раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности.

  1. Организационная структура смены (лагеря)

Структура самоуправления

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Совет отряда участвует в организации тематических дней, принимает решения о корректировке программы.

Пресс-центр отвечает за информационное обеспечение работы лагеря, сбор информации о смене, оформляет стенды, выпускает газеты, работает с внешними информационными службами.

Совет физоргов координирует оздоровительную деятельность, организует спортивные соревнования, утренние зарядки.

Совет здоровья информирует о здоровом образе жизни, способах и приёмах сохранения здоровья, контролирует соблюдение чистоты и порядка.

Совет дела организует тематические дни, оценивает реализацию проектов, следит за системой стимулирования и отражением результатов.

Организация работы пресс-центра.

«Пресс- центр» - объединение детей-корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности детского лагеря. Участие в деятельности пресс- центра позволяет ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению.

Пресс- центр создается из представителей отряда и утверждается на общем сборе детского лагеря. Руководит центром главный редактор, руководитель площадки «Юный журналист».

Направления деятельности:

  • выпуск газеты «Дети говорят», освещающей наиболее важные события из жизни отрядов;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение детского лагеря;
  • работа с оперативным стендом;
  • создание видео сюжетов и фильма о жизнедеятельности детского лагеря.

Подготовительный этап работы пресс-центра:

  • постановка цели и задачи деятельности;
  • каким образом дети узнают о существовании газеты в лагере;
  • как будет осуществляться включение детей в деятельность по созданию газеты;
  • содержание практикумов по журналистике;
  • каким образом будет стимулироваться участие ребят в деятельности пресс-центра;
  • какова структура газеты: названия рубрик, тематика материалов, помещенных в номере;
  • имидж газеты (элементы формы, значки, символика);
  • содержание материалов оперативного стенда в лагере;
  • работа по организации оперативного стенда в лагере.

Законы лагеря.

  • Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
  • Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой

Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  • Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
  • Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
  • Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
  • Закон сюрпризов: если хочешь чудес, сотвори чудеса для других.

Символика лагеря.

Девиз: «За Родину, добро и справедливость».

Эмблема: Дети, радующиеся Солнцу.

Речёвка: Человек человеку друг? - Друг.

Человек человеку брат? - Брат.

Если помочь нужно

Мы навалимся все дружно.

Мы готовы помогать

От беды уберегать.

Тайна острова вперед

Нас к открытиям ведет.

Обряды и ритуалы лагеря.

На основе традиций народной культуры.

Утренний ритуал «Благо»: дети встают в круг, держась за руки; закрывают глаза и мысленно желают мира, добра, блага друг другу, небу, земле, воде, грядущему дню.

Вечерний ритуал «Берегиня» (очищение огнем): в вечернем кругу зажигается символическая свеча (фонарик), вспоминается все плохое и хорошее за день; все плохое надо мысленно сжечь в пламени; все хорошее наполнить жаром огня (рефлексия дня).

  1. Необходимые условия реализации программы
  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Кадровое обеспечение.

  1. Начальник лагеря - 1
  2. Воспитатель - 4
  3. Вожатый - 4
  4. Инструктор по физической культуре и туризму - 1
  5. Руководители творческих мастерских и спортивных площадок - 4
  6. Обслуживающий персонал (техничка) - 2

Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель организует воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.

Вожатый и физрук проводят воспитательную работу, организуют активный отдых детей, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив, технический персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Материально-техническое обеспечение.

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

  • цифровой фотоаппарат;
  • музыкальное оборудование;
  • компакт-диски и аудиокассеты;
  • спортивно-игровой инвентарь;
  • канцелярские товары;
  • радиомикрофон;
  • призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
  • методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
  • автотранспорт.

Научно-методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Нормативно-правовое обеспечение.

1 уровень - международные акты о правах человека, сертифицированные Российской Федерацией, имеющие высшую юридическую силу на ее территории:

  • Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году):
  • Декларация - «провозглашение»: в отличие от Конвенций, пактов носит не столько законодательный характер, сколько характер нравственного ориентира.
  • Конвенция о правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года), и другие документы, принятые рядом стран.

2 уровень - Конституция Российской Федерации.

  • Конституция Российской Федерации,

Гражданский кодекс Российской Федерации.

3 уровень - Законы, которые, в соответствии с Конституцией и в развитие ее отдельных положений, регулируют те или иные права (свободы) жителей:

  • Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» - принят 28.06.95 г.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07.2000 года.

О работе летних лагерей

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.; введен в действие с 01.02.2002 года.
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г.
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей - утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003г., 1 февраля 2005 г.).
  • Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. Приложение к Инструктивному письму Минобразования РФ от 24 марта 1997 г. № 12.
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ № 2688 от 13 июля 2001 г (ред.28.06.2002).
  • Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних оздоровительных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда. Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. № 113.
  • Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате их труда. Приказ Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268.
  • Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724.
  • Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей.
  • Санитарно-гигиенические правила и нормы. (СанПиН 2.44.969-00)

Список использованной литературы.

  1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2006. - 288 с.
  2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. - М. 1998.
  3. Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. -304 с.
  4. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь - М. ВАКО, 2004. - 192с.
  5. Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008. - 160 с.
  6. Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 /Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005.-40 с.
  7. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
  8. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. - М.: ВАКО, 2006. - 208с.
  9. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 208с.
  10. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. - М.: ВАКО, 2007. - 192с.
  11. Летний отдых: идея - проект - воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л.Г.Нещербет. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 96 с.
  12. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. - М.: глобус, 2007. - 206с.
  13. Оздоровление и занятость детей в период каникул // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007.-№12.-С.16-69.
  14. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 - 4 классы). - М.: ВАКО, 2008. - 288с.
  15. Панченко С. Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере // Народное образование. - 2009.-№3.-С.217-223.
  16. Панченко С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
  17. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А. Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. - 112 с.
  18. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 224с.
  19. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. - М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 62с.
  20. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
  21. Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. - 80 с.
  22. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. - 224 с.
  23. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 2004.- 240 с.
  24. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2007.-384 с.
  25. Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд - во ООО «Педагогические технологии»,2008.-90 с.
  26. Юзефавичус Т.А.Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2005. - 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект отряда с изучением английского языка при летнем лагере дневного пребывания детей

Разработка программы изучения английского языка в летнем лагере дневного пребывания детей...

Отчет о работе летнего лагеря дневного пребывания детей "Город мастеров - 2015" на базе МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №1"

Летний лагерь с дневным пребыванием детей является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, фи...

Отчет летнего лагеря дневного пребывания детей

Лето — это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Его с нетерпением ждут и дети, и взрослые. Для первых это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Снимает...

ПРОГРАММА летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Путешествия по оленьим тропам»

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напря...

Рецензия на Программу летнего экологического лагеря кратковременного пребывания детей и подростков«Путешествия по оленьим тропам» МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»

      Реце́нзия (от лат. recensio — осмотр, обследование) — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецензия дает право на оц...

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»

Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...

Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...