ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
статья

Шульц Наталья Викторовна
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Аннотация. Сформулированы основные подходы к применению проектной деятельности на уроках физики. Приведены примеры различных видов проектов, выполненных обучающимися на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Н.В.Шульц

МОБУГ № 2 им. И.С. Колесникова г. Новокубанска, e-maill: shultsnata@mail.ru

Аннотация. Сформулированы основные подходы к применению проектной деятельности на уроках физики.  Приведены примеры различных видов проектов, выполненных обучающимися на уроках физики.

Ключевые слова: метод проектов,  виды проектов, примеры проектов

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN PHYSICS LESSONS

N.V. Schultz

MOBUG № 2 named after I.S. Kolesnikov, Novokubanska

Summary. The main approaches to the application of project activities in physics lessons are formulated. Examples of different types of projects performed by students in physics lessons are given.

Keywords: project method, project types, project examples

Современная школа перешла на новые образовательные стандарты – ФГОС. Эти стандарты предъявляют более высокие требования к элементам системы обучения.

В основе реализации ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который наиболее эффективно осуществляется с помощью  метода проекта.

Современный урок – это организованная деятельность учителя и обучающихся, направленная на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). УУД подразделяются на:

Личностные – профессиональное  и жизненное самоопределение; мотивация; моральный выбор.

Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные - учебная активность, предметный интерес, исследование проблемы.

Коммуникативные - учебное сотрудничество, формулировка итогов учебной деятельности, умение вести дискуссию.

В настоявшее время проектная деятельность учащихся на уроках физике в основной школе способствует повышению интереса к предмету, побуждает к исследовательской деятельности: умению наблюдать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и объяснять полученные результаты.  Поэтому  интерес к проектной деятельности и востребованность этой технологии в современной школе актуально.[1]

Основной целью использования методов проектов в 7-9 классах: научить обучающихся планировать свои действия, научить работать в группе, самостоятельно выполнять исследования, делать выводы.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую ученики выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов предполагает решение проблемной задачи, что способствует необходимостью интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники.

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: практико-ориентированный; исследовательский;  информационный; творческий; ролевой.

По количеству участников проекта на индивидуальный; парный; групповой. [2]

Метод проектов применяется на уроках, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет дополнительных источников. На этих уроках используются структурно-логические схемы или опорные конспекты, которые позволяют обучающимся  увидеть весь материал в целом, показывают причинно-следственные связи между событиями и явлениями.[3]

Исследовательскую деятельность по физике  целесообразно начинать  с 7 класса. Предлагаются темы исследовательских работ учителем или обучающиеся предлагают свои. В исследовательской деятельности участвуют школьники разных способностей и разного возраста. Кто-то впервые пробует свои силы в исследовательской деятельности, для кого-то это уже не первый опыт, поэтому первых приходится обучать, а со вторыми нужна индивидуальная работа.

Примеры проектов по физике, для обучающихся 9 классов.

1. Информационный проект по теме  «Планета гигант Юпитер и ее спутники». Цель  проекта изучение движения планеты Юпитер относительно звездного неба, результатом проекта является реферат и презентация.

Ценность работы над проектом для ученика является отчасти оригинальным и содержит определенную новизну в части изучения нового предмета «Астрономия», в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, в расширении представлений о Солнечной системе, движении планет и наблюдения за планетой Юпитер, овладении научной терминологией, умении чётко излагать свои мысли.

Новизна проекта заключатся в анализе и систематизации, интерпретации уже известных фактов, самостоятельного использования новых методов наблюдения за звездным небом и планетами.

2. Информационный проект по теме «Вырабатывания электроэнергии».

Цель своего проекта изучение принципа работы и устройство генератора переменного тока, результатом проекта является реферат, модель генератора и презентация.

Ценность работы над проектом является отчасти оригинальным и содержит определенную новизну в части изучения устройства генератора переменного тока, принципа его работы и использование в промышленности и технике, в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, овладении научной терминологией, умении чётко излагать свои мысли.

Новизна проекта заключатся в анализе и систематизации, интерпретации уже известных фактов. Автор провел самостоятельное исследование данного вопроса, вскрыл некоторые интересные факты, собрал и усовершенствовал модель генератора.

3. Практико-ориентированный проект по теме «Беспроводная передача энергии. Трансформатор Тесла».

Цель проекта изучение принципа работы и устройство трансформатора Тесла, результатом проекта является реферат, модель трансформатора и презентация.

Ценность работы над проектом для ученика является отчасти оригинальным и содержит определенную новизну в части изучения устройства трансформатора, принципа его работы, в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, овладении научной терминологией, умении чётко излагать свои мысли.

Новизна проекта заключатся в анализе и систематизации, интерпретации уже известных фактов. Автор провел самостоятельное исследование данного вопроса, вскрыл некоторые интересные факты, собрал и усовершенствовал модель трансформатора.

4. Практико-ориентированный проект по теме  «Актуальность установки ветряных электростанций в Новокубанском районе».

Цель своего проекта изучение принципа работы ветряных электростанций и актуальность использования в нашем районе.

Ценность работы над проектом для ученика является отчасти оригинальным и содержит определенную новизну в части изучения устройства ветряных электростанций, принципа работы. Автор продемонстрировал достаточный аналитический уровень исследования с использованием современной методики расчетов и оценки их погрешностей, позволивший ему сделать правильные выводы.

Новизна проекта заключатся в анализе и систематизации, интерпретации уже известных фактов. Гипотезы, выдвинутые автором, подкреплены достаточным теоретическим анализом и сделанными выводами. Автор провел частично самостоятельное исследование данной проблемы, рассмотрев ее как с физической точки зрения, так и с энергосберегающей.

5. Практико-ориентированный проект по теме  «Трансформатор Тесла».

Цель своего проекта изучение принципа работы и устройство трансформатора Тесла, результатом проекта является реферат, модель трансформатора и презентации.

Ценность работы над проектом для ученика является отчасти оригинальным и содержит определенную новизну в части изучения устройства трансформатора, принципа его работы, в знакомстве с материалом, выходящим за пределы школьной программы, овладении научной терминологией, умении чётко излагать свои мысли.

Новизна проекта заключатся в анализе и систематизации, интерпретации уже известных фактов. Автор провел самостоятельное исследование данного вопроса, вскрыл некоторые интересные факты, собрал и усовершенствовал модель трансформатора. Исследование автора является достаточно оригинальным, приводятся некоторые интересные исторические факты.

6. Практико-ориентированный проект по теме  «Гаусс пушка».

Цель проекта изучение принципа работы и устройство Гаусс пушки, результатом проекта является реферат, модель Гаусс пушки и презентация.

Выполненный проект полностью соответствует поставленным целям и задачам. Логика работы над проектом продумана, культура письменного оформления обеспечивает понимание содержания.

Новизна проекта заключатся в анализе и систематизации, интерпретации уже известных фактов. Автор провел самостоятельное исследование данного вопроса, вскрыл некоторые интересные факты, собрал и усовершенствовал модель Гаусс пушки. Исследование автора является достаточно оригинальным, приводятся некоторые интересные исторические факты.

Обучающиеся с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и предлагают по тем или иным темам разработать проекты и изготовить соответствующие конструкции и физические приборы. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания:

Конечно, учитель должен владеть различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Проектная деятельность обучающихся – это современная технология обучения. Она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной активности; от ориентации на среднего ученика к дифференцированному, персонифицированному обучению; от неопределённости и размытости перспектив «дружбы» с физикой к серьёзной мотивации деятельности в области техники или инженерных наук. [4]

Литература

1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.

3. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.

4. Щербакова С.Г. и др. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету

В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...

Городской семинар "Организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"

Городской  семинар "Организация  проектной  деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в 5 - 6 классах"...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...