Проектная деятельность на уроках истории
методическая разработка

Кайнова Оксана Анатольевна

«Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе как способ развития личностных и метапредметных УУД школьников через технологию Способа диалектического обучения». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Кайнова Оксана Анатольевна,

учитель истории и обществознания

                                                      МБОУ «Танзыбейская СОШ»

 

"Самостоятельность головы
учащегося - единственно
прочное основание всякого
плодотворного учения"
К.Д. Ушинский

«Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе

 как способ развития личностных и метапредметных УУД школьников через технологию Способа диалектического обучения» (слайд 1)

Современное состояние изучения истории в школьном образовании находится на недостаточном уровне. Причин такого положения несколько:

(Слайд 2)

1. Принято считать, что школа, с одной стороны, вооружает учащихся глубокими, всесторонними и прочными знаниями, которые отвечают современным достижениям науки и требованиям практики, а с другой, - должна дать учащимся навыки работы с этими знаниями. Однако практика показывает, что эти два параметра не являются равноправными, т.к. преподаватели стремятся, прежде всего, к тому, чтобы «дать» учащимся максимум знаний по преподаваемым дисциплинам, но, известно, что в наше время знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а приобретенная неструктурированная информация ложится  балластом на память обучаемых, а впоследствии вообще стирается из памяти.

2. Большое количество учебников разнопланового характера по истории, в которых отсутствует упорядоченная система и региональная специализация.

3. Отсутствие связей между изучаемыми событиями и реальностью.

4. Дефицит времени во время урока на проведение проектно-исследовательской деятельности.

Исходя из вышесказанного, в историческом образовании сегодня как никогда нужны единые тематические рекомендации, общие методы, дидактические инструментарии познания, развития универсальных учебных действий учащихся, знание и владение которыми позволило бы учителям творчески применять их на любом занятии. Теория и технология Способа диалектического обучения позволяет связать воедино весь учебный процесс: от первого слова учителя до умения ученика правильно выстроить свое суждение на экзамене, но не через бездумное заучивание дат, событий и имен, а через познавательные действия, включающие логические, общеучебные умения и действия постановки и решения проблем.

(Слайд 3)

Результаты входной проверочной работы по истории «Развитие познавательных универсальных учебных действий» в пилотном 5 классе (2011/12 уч.г.)  показали, что осознанно читают текст – 89% учащихся, умеют выделять в тексте существенную информацию – 75% учащихся, умеют формулировать собственное мнение – 64% учащихся, работать с информацией, представленной в разных форматах (схемы, таблицы, рисунки, тексты) – 75% учащихся, осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков, строить речевое высказывание в устной и письменной форме – всего 46% учеников, сравнивать объекты по заданным критериям – 67%, обобщать объекты на основе выделенной существенной связи – 42%. В целом процент овладения познавательными универсальными учебными действиями – 64%.

Результаты государственной итоговой аттестации в этом же пилотном 9 классе по истории и обществознанию в 2015/16 уч. г. были выше результатов  Ермаковского района и Красноярского края. (Слайд 4)

Применение технологии Способа диалектического обучения позволяет избежать растерянности учащихся перед государственной итоговой аттестацией, а также дает возможность  высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, искать решение проблемных задач нестандартными способами.

Анализ образовательных достижений учащихся пилотного класса позволил мне прийти к убеждению, что дидактический инструментарий теории и технологии Способа диалектического обучения для формирования и развития универсальных учебных действий  учащихся эффективен. В условиях перехода на стандарты второго поколения и моего участия в региональном сетевом проекте «Изменение профессиональной деятельности педагогов при реализации ФГОС средствами Способа диалектического обучения» я стала применять системно-деятельностный подход на каждом уроке, что позволило мне включать каждого учащегося в образовательный процесс.  

 Цель моего выступления: показать эффективность применения технологии Способа диалектического обучения на уроках истории и обществознания в проектно-исследовательской деятельности с учащимися, занимающимися по Федеральному образовательному стандарту второго поколения.

Из опыта работы  предлагаю пример применения метода исследовательского учебного проекта. (Слайд 5)

          В 5-м классе при изучении истории Первобытного общества учащимся было предложено во время изучения  темы: «Орудия труда человека в первобытную эпоху»  сформулировать проблему и самостоятельно создать способы решения этой проблемы.

Учащимися стало интересно следующее (проблема): эффективны и актуальны ли орудия первобытной эпохи в наше время?

Для ответа на поставленный вопрос  было решено провести в классе эксперимент.

Выдвинута рабочая гипотеза -  Орудия первобытного человека по сравнению с современными орудиями малоэффективны и неактуальны. 

Для системы работы над проектом учителем совместно с учениками был разработан лист планирования самостоятельной работы учащихся.

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту (Слайд 6)

Тема проекта:    «Орудия труда человека в первобытную эпоху»

Основополагающий вопрос:
Каковы были орудия труда человека в первобытную эпоху?


Вопрос учебной темы (проблемный):
1. Эффективны ли орудия труда, оружие первобытной эпохи в наше время?

 
Этапы работы и виды исследовательско-проектной деятельности учащихся:

I. Исследовательский этап
1.    Изучить понятие «каменный век» и виды  каменного века

2.   Объяснить смысл понятия «Орудия» (используя разные источники),

сравнить эти понятия.

3. Изучить виды орудий труда и оружия первобытного человека, изучить технику их изготовления

II. Экспериментальный этап
4.     Экспериментальная часть (работа в группах) (изготовление орудий труда, оружия первобытного человека, каждой группе свое орудие)
5. Презентация орудий труда.

6. Использование орудий, сделанных учащимися на школьном дворе

III. Аналитический этап
7. Анализ проведенного эксперимента, ответ на проблемный вопрос в виде умозаключения.

8. Оформление анализа эксперимента в таблице.

1. На первом  этапе учащиеся 5 класса изучили понятий: (Слайд 7)

*каменный век: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;

*виды орудий труда и оружия  первобытного человека;

 *из чего и каким образом изготавливали орудия труда и оружие первобытные люди, использовав при этом дополнительную литературу (помимо учебника). Обучающиеся выделили и сформулировали для себя личностные,  метапредметные и предметные  цели в проведении данного проекта.  

(Слайд 8)

Ребятам было предложено задать вопрос-понятие  к теме: «Что понимается под понятиями: «орудия», «эпоха»,  указав ближайший родовой и видовые признаки. Определить, чем являются слова: скребок, рубило, каменный топор, отщеп, копье с каменным наконечником, каменный топор, лук и др. по отношению к понятии «орудие» (Эти слова – виды орудий первобытного человека). Аналогичная работа велась по понятиям «Эпоха»,  «Каменный век».

В данном случае учащиеся ставят перед собой конкретные достижимые цели  и  раскрывают содержание главных  понятий  темы; распознают орудия труда, оружие среди орудий первобытной эпохи.

Индивидуальное задание № 1.(Слайд 9)

Используя дополнительные источники информации, сравните понятия «орудие»

Эпоха – крупная единица исторического времени, выделяемая по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. (Первобытная эпоха, эпоха Возрождения, эпоха палеолита и др.) (Толковый словарь Ожегова)

Орудие - техническое приспособление, при помощи которого производится хозяйственная работа или какое-нибудь действие.  Орудие труда. (Толковый словарь Ушакова, Ожегова)

Орудие – оружие, при помощи которого производилась охота людей на диких животных в первобытную эпоху (Википедия)

Найти основание деления понятия «Орудие» (по цели использования)

Индивидуальное задание № 2. (Слайд 10)

Индивидуально каждый ученик 5 класса получил задание – Отразить с помощью логической схемы отношения между понятиями, пользуясь текстом параграфа учебника по теме: «Орудия труда в Первобытную эпоху».  

Орудие

Индивидуальное задание №3. (Слайд 11)

Пользуясь карточкой № 3 сравнить данные понятия, выявить общие и отличительные признаки, составить 2 суждения  (Так же как у орудия труда, у оружия родовой признак – орудие; в отличие от орудий труда, которые необходимы для хозяйственной деятельности, оружие необходимо для охоты на диких животных и т.д.)

Данные задания нацелены на то, чтобы учащиеся при помощи логической операции «определение понятия» раскрыли содержание понятия «орудие», а потом совершили деление  понятия «орудие», при котором нашли виды, подчиненные делимому понятию на основе определенного признака. На данном этапе мы развиваем  общеучебные действия учащихся - поиск и выделение необходимой информации; развиваем универсальные логические действия такие как:  анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий – что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Простая кооперация. (Слайд 12)

Объединиться в 3 группы по 4 человека, выполнить задания:

1 группа- Найти общие признаки понятия «орудие»

2 группа – найти отличительные признаки понятия «орудия»

3 группа – составить 2 вопроса суждения на понятие «орудие».

Деятельность учащихся была построена  в виде логических операций: определение, деление, обобщение, ограничение понятий и  мною были использованы такие приемы: сравнение, анализ, при помощи которых развивались универсальные логические и познавательные действия.

Работая в группах у школьников развиваются коммуникативные универсальные учебные действия, умение слушать, аргументировано высказывать свою точку зрения, личностные – уважительно относиться к каждому члену группы, взаимопомощь.

Сложная кооперация.  (Слайд 13)

Выступление от групп направлена на развитие логических УУД – это построение логической цепи рассуждений, общеучебных УУД – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, коммуникативные УУД – умение выступать публично, личностные УУД – взаимовыручка, саморазвитие, уверенность, регулятивные – самооценка, умение планировать выступление на определенное время.

Домашнее задание:  (Слайд 14)

изготовить орудия труда или оружие (по  выбору) первобытного человека, используя параграф учебника и дополнительную информацию по технологии изготовления орудий. (ПУУД – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,  Личностные УУД - формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе проектно-исследовательской  деятельности, Рег.УУД - умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач).

Экспериментальный этап проекта (слайд 15)

Простая кооперация. Объединение учащихся в группы по видам орудий.

Задание №1.

Найти ошибки  в изготовлении орудий одноклассниками,  аргументировано доказать  свою точку зрения (Личностные УУД - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Коммуникативные УУД – умение вести диалог, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, ПУУД – анализ объектов с целью выделения признаков, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, Рег.УУД – умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки).

Задание №2. (Слайд 16)

Апробирование орудий, изготовленных учащимися,  на школьном дворе (Эксперимент)(фотографии).

3 этап Заключительный. (Слайд 17)

Таблица сравнения орудий

После эксперимента была подтверждена гипотеза нашего исследовательского учебного проекта. Орудия  человека в первобытную эпоху были менее эффективны чем современные орудия.

Учащимися сформулирован вывод в виде умозаключения: (Слайд 18)

«Поскольку в первобытную эпоху орудия  изготавливались из кремня, а как известно кремень хрупкий камень, кремневые вкладыши из которых изготавливались орудия ломались, крошились и падали и человек того времени был бессилен изменить внутренние свойства камня, сделать его менее хрупким, а современные орудия сделаны из прочного железа, которое значительно прочнее кремня,  следовательно орудия в первобытную эпоху были менее эффективны, чем современные орудия» (ПУУД – анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений).

На каждом этапе работы над проектом  проходила рефлексия способов и условий  действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В данной работе мною показано использование следующих видов логических связей:

* структурные, позволяющие определить строение изучаемых предметов, понятий, текстов (отношение «целое-часть», «часть-целое»), а также роль и взаимосвязь их компонентов;

*родо-видовые, дающие возможность устанавливать классификацию понятий, включая обобщение до философских категорий и ограничение до единичных видов;

* причинно-следственные логические связи, обусловливающие свойства, функции и особенности развития, как реальных предметов, так и абстрактных понятий.

(Слайд 19) Способность устанавливать данные виды логических связей в процессе предметного содержания определяется знанием законов логики, структуры понятия, умением применять логические операции и приемы.

Систематическое использование представленной технологии обучения позволяет выработать у учащихся привычку логически мыслить, дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения, что актуально в современных условиях жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе как способ развития личностных и метапредметных УУД школьников через теорию и технологию Способа диалектического обучения» Оксана Анатольевна Кайнова , учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Танзыбейская средняя общеобразовательная школа» Танзыбей, 2016г.

Слайд 2

Актуальность данной работы 1. Принято считать, что школа, с одной стороны, вооружает учащихся глубокими, всесторонними и прочными знаниями, которые отвечают современным достижениям науки и требованиям практики, а с другой, - должна дать учащимся навыки работы с этими знаниями. Однако практика показывает, что эти два параметра не являются равноправными, т.к. преподаватели стремятся, прежде всего, к тому, чтобы «дать» учащимся максимум знаний по преподаваемым дисциплинам, но, известно, что в наше время знания быстро устаревают, теряется их актуальность, а приобретенная неструктурированная информация ложится балластом на память обучаемых, а впоследствии вообще стирается из памяти. 2. Большое количество учебников разнопланового характера по истории, в которых отсутствует упорядоченная система и региональная специализация. 3. Отсутствие связей на уроках между изучаемыми событиями и реальностью . 4. Дефицит времени во время урока на проведение проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 3

Результаты входной проверочной работы в 5 пилотном классе по истории (2011/12 уч.г .) Осознанное чтение текста (ОУПУУД) Выделение в тексте существенной информации ОУПУУД Формулирование собственного мнения Ком.ЛогПУУД Установление причинно-следственных связей ПУУД Работа с информацией, представленной в разных форматах: ОУПУУД Осуществление анализа объекта с выделением существенных признаков ЛогПУУД Строить речевое высказывание в письменной форме ОУПУУД Сравнение объектов по заданным критериям ЛогПУУД Обобщение объектов на основе выделенной существенной связи ЛогПУУД Процент овладения ПУУД индивидуально учащимися 89,2 % 75% 64,2% 67,8% 75% 46,4% 46,4% 67,8% 42,8% 64%

Слайд 4

Результаты государственной итоговой аттестации по истории и обществознанию в 9 пилотном классе (2015/16 уч.г .) История (в баллах) Обществознание (в баллах) МБОУ «Танзыбейская СОШ» 4,00 3,82 По Ермаковскому району 2,91 2,93 По Красноярскому краю 2,79 3,16

Слайд 5

Из опыта работы Тема урока: «Орудия труда человека в первобытную эпоху » Учащимися поставили перед собой вопрос: эффективны и актуальны ли орудия первобытной эпохи в наше время? Выдвинута рабочая гипотеза - Орудия первобытного человека по сравнению с современными орудиями малоэффективны и неактуальны. Для подтверждения гипотезы - решено провести в классе эксперимент в учебном исследовательском проекте .

Слайд 6

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту Тема проекта: « Орудия труда человека в первобытную эпоху » Основополагающий вопрос: Каковы были орудия труда человека в первобытную эпоху? Вопрос учебной темы (проблемный): 1. Эффективны и актуальны ли орудия первобытной эпохи в наше время? Этапы работы и виды исследовательско-проектной деятельности учащихся: I . Исследовательский этап 1. Изучить понятие «каменный век» и виды каменного века 2. Объяснить смысл понятий «Эпоха», «Орудия » (используя разные источники), сравнить эти понятия. 3. Изучить виды орудий первобытного человека, изучить технику их изготовления II . Экспериментальный этап 4. Экспериментальная часть (работа в группах) (изготовление орудий труда, оружия первобытного человека, каждой группе свое орудие) 5. Презентация орудий труда. 6. Использование орудий, сделанных учащимися на школьном дворе III . Аналитический этап 7. Анализ проведенного эксперимента, ответ на проблемный вопрос в виде умозаключения. 8. Оформление анализа эксперимента в таблице .

Слайд 7

Первый этап В начале урока обучающиеся выделили и сформулировали для себя личностные, метапредметные и предметные цели в проведении данного проекта. учащиеся 5 класса изучили следующие понятия и их характеристики: *каменный век: палеолит, мезолит, неолит, энеолит; *виды орудий труда и оружия первобытного человека; *из чего и каким образом изготавливали орудия труда и оружие первобытные люди, использовав при этом дополнительную литературу (помимо учебника).

Слайд 8

Индивидуальная работа №1 1) Задать вопрос-понятие к теме: «Что понимается под понятиями: « орудия», «эпоха», указав ближайший родовой и видовые признаки. 2) После изучения определения данных понятий - определить , чем являются слова: скребок, рубило, каменный топор, отщеп , копье с каменным наконечником, каменный топор, лук и др. по отношению к понятию «орудие» (Эти слова – виды орудий первобытного человека). Аналогичная работа велась по понятиям «Эпоха», «Каменный век ». 3) Используя дополнительные источники информации, сравните понятия «орудие» Эпоха – крупная единица исторического времени, выделяемая по каким-нибудь характерным явлениям, событиям. (Первобытная эпоха, эпоха Возрождения, эпоха палеолита и др.) (Толковый словарь Ожегова) Орудие - техническое приспособление , при помощи которого производится хозяйственная работа или какое-нибудь действие . Орудие труда. ( Толковый словарь Ушакова, Ожегова) Орудие – оружие, при помощи которого производилась охота людей на диких животных в первобытную эпоху ( Википедия ) Найти основание деления понятия «Орудие » (по цели использования)

Слайд 9

Индивидуальная работа №1 На данном этапе учащиеся ставят перед собой конкретные достижимые цели и раскрывают содержание главных понятий темы; распознают орудия труда, оружие среди орудий первобытной эпохи - овладение учащимися такими логическими операциями : определение и деление понятий, позволяющих определить строение изучаемых понятий (отношение «целое-часть», «часть-целое»).

Слайд 10

Индивидуальное задание №2 Задание: Отразить с помощью логической схемы (в рабочей тетради) отношения между понятиями, пользуясь текстом параграфа учебника по теме: «Орудия труда в Первобытную эпоху » и дополнительной литературой. Ответ: Орудия первобытного человека ТРУДА ОРУЖИЕ Скребок, скребло, рубило, каменный топор, отщеп и др. Копье с каменным наконечником, каменный топор, лук и др.

Слайд 11

Индивидуальное задание №3 Пользуясь карточкой № 3 сравнить данные понятия, выявить общие и отличительные признаки, составить 2 суждения (Так же как у орудия труда, у оружия родовой признак – орудие; в отличие от орудий труда, которые необходимы для хозяйственной деятельности, оружие необходимо для охоты на диких животных и т.д.) При помощи данного дидактического инструментария технологии Способа диалектического обучения мы р азвиваем общеучебные действия учащихся - поиск и выделение необходимой информации; развиваем универсальные логические действия такие как: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий – что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта .

Слайд 12

Простая кооперация Объединиться в 3 группы по 4 человека, выполнить задания, используя карточки №2, 3 : 1 группа- Найти общие признаки понятия «орудие» 2 группа – найти отличительные признаки понятия «орудия» 3 группа – составить 2 вопроса суждения на понятие «орудие». Деятельность учащихся была построена в виде логических операций: определение, деление, обобщение, ограничение понятий и мною были использованы такие приемы: сравнение, анализ, при помощи которых развивались у школьников универсальные логические и познавательные действия. Работая в группах у обучающихся развиваются : Коммуникативные УУД - умение слушать, аргументировано высказывать свою точку зрения ; Личностные УУД– уважительно относиться к каждому члену группы, оказание взаимопомощи

Слайд 13

Сложная кооперация Выступление от групп Данная деятельность направлена на развитие: Логических УУД – построение логической цепи рассуждений; О бщеучебных УУД – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативных УУД – умение выступать публично , приводить аргументы; Личностные УУД – взаимовыручка, саморазвитие, уверенность , Регулятивные – самооценка, умение планировать выступление по определенному заданию на отведенное время .

Слайд 14

Домашнее задание (индивидуальный труд) Изготовить орудие первобытного человека (по выбору ), используя параграф учебника и дополнительную информацию по технологии изготовления орудий. ПУУД – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, Личностные УУД - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе проектно-исследовательской деятельности; Рег.УУД - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Слайд 15

Экспериментальный этап проекта 1. Простая кооперация. Объединение учащихся в группы по видам орудий. Задание группам:. Найти ошибки в изготовлении орудий одноклассниками, аргументировано доказать свою точку зрения Личностные УУД - готовность и способность вести диалог с одноклассниками и достигать в нём взаимопонимания ; Коммуникативные УУД – умение аргументировано доказывать свою точку зрения; ПУУД – анализ объектов с целью выделения признаков, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Рег.УУД – умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки.

Слайд 16

Апробирование орудий, изготовленных учащимися на школьном дворе

Слайд 17

Линия сравнения Каменные орудия труда Современные орудия труда Каменный топор Железный топор Материал Кремень, прикрепленный к древку сушенными сухожилиями животных. Быстро и легко ломается. Металлическое лезвие, жестко закрепленное на рукоятке, обычно деревянной. Острый и долговечный. Отщеп / нож Материал Осколок, отбитый от куска кремня рукой человека. Легко ломается. Металл с лезвием на одной, или нескольких сторонах. Острый, долговечный Каменное копье Железное копье Материал Камень и деревянная палка, к которой привязывался каменный наконечник копья. Не очень острый Железо. Более легче и острее.

Слайд 18

Умозаключение на последнем этапе проекта Поскольку в первобытную эпоху орудия изготавливались из кремня, а как известно кремень хрупкий камень, кремневые вкладыши из которых изготавливались орудия быстро ломались , крошились и падали и человек того времени был бессилен изменить внутренние свойства камня, сделать его менее хрупким, а современные орудия сделаны из прочного железа, которое значительно прочнее кремня, следовательно орудия в первобытную эпоху были менее эффективны, чем современные орудия. ПУУД – анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.

Слайд 19

Систематическое применение на уроках теории и технологии Способа диалектического обучения позволяет выработать у учащихся привычку логически мыслить, дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения, что актуально в современных условиях жизни.

Слайд 20

«Проектная деятельность на уроках истории в 5 классе как способ развития личностных и метапредметных УУД школьников через теорию и технологию Способа диалектического обучения» Оксана Анатольевна Кайнова , учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Танзыбейская средняя общеобразовательная школа» Танзыбей, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории.

В статье представлено описание проектной деятельности, как способа повышения мотивации учебной деятельности на личной заинтересованности учащихся в преобретении знаний для решения реальных проблем....

Проектная деятельность на уроках истории

Презентация опыта использования проектной технологии....

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....