доклад к районному семинару по теме«Принципы профориентационной работы : диференциированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов»
презентация к уроку

Шаталова Ирина Николаевна

обобщение опыта по профориентационной работе школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon doklad_k_seminaru_psihologov_3.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

семинар педагогов - психологов МБОУ «СОШ №2 ст.Архонская» Пригородного района Доклад Шаталовой И.Н .

Слайд 2

Тема: «Принципы профориентационной работы : диференциированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов»

Слайд 3

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Слайд 4

Цель профориентационной работы в школе: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Слайд 5

Задачи профориентационной работы изучение индивидуальных особенностей каждого школьника Расширение представлений о мире профессий и подробное изучение предпочитаемых профессий Формирование способности делать осознаный выбор и нести за него ответственность

Слайд 6

Система профессиональной ориентации школьников Профессиональное просвещение Профессиональная диагностика Профессиональная консультация Профессиональная адаптация Профессиональный отбор

Слайд 7

Дифференцированный подход к обучению – это форма организации учебной и воспитательной деятельности для различных групп учащихся Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка

Слайд 8

Этапы дифференциации: 1 . Изучение индивидуальных особенностей учащихся 2. Выделение групп учащихся 3. Составление и подбор дифференцированных заданий

Слайд 9

Принципы профориентационной работы в школе Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы : Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

Слайд 10

Компоненты профориентации Компоненты профориентации информирование воспитание адаптация диагностика консультирование

Слайд 12

Направления профориентационной работы Диагностика отношения обучающихся к различным видам профессий Формирование адекватной самооценки и осмысление личностных качеств и склонностей Формирование профессиональных способностей развитие профессиональной мотивации

Слайд 13

Параметры профессиональной зрелости человека Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями Умение планировать свою профессиональную жизнь Умение принимать решение

Слайд 14

Особенности психологической составляющей личности личность школьника Природный компонент (Здоровье, задатки, тип НС) Социальный компонент (Микросреда (семья) Макросреда (школа) Деятельностный компонент (учение, воспитание) Интеллектуальная сфера (обучённость, обучаемость) Эмоционально-волевая Сфера (произвольность, рефлексия Лабильность (приспособляемость) Ценностно – мотивационная Сфера (ценности- цели, Тактические ценности)

Слайд 15

Качество потенциала « Заслуженный работник культуры РСО-А » - 1 чел высшую категорию 1квалификационную категорию Звания педагогического состава В коллективе работает 36 педагогов « Почетный работник общего образования РФ» -6чел «Заслуженный учител ь РСО-А » -1 чел Премия Президента РФ «Лучшие учителя России» - 6 чел 33 % 39 %

Слайд 16

«Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодёжи, службы занятостей »

Слайд 17

Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Слайд 18

Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Слайд 19

Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору(Элективный курс: Твоя профессиональная карьера); групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Слайд 20

Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. .

Слайд 21

Как научить каждого, ведь они такие разные ?!!!

Слайд 22

Профориентационная работа педагога-психолога в школе: изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся; осуществление мониторинга готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводение тренинговых занятий по профориентации учащихся; проводение бесед, психологического просвещения для родителей и педагогов на тему выбора; способствование формированию у школьников адекватной самооценки; оказывание помощи классным руководителям в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создание базы данных по профдиагностике.

Слайд 23

Профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, медицинскими учреждениями, психологическими центрами, центрами профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями.

Слайд 24

Это классные часы, консультации школьных психологов, встречи с представителями разных профессий, где дети узнают о плюсах и минусах каждой сферы труда, пытаются понять собственные склонности и таланты.

Слайд 25

Школьный кружок как одна из форм внеурочной работы Одной из действенных форм внеурочной, профориентационной работы является кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы уча­щихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуаль­ных заданий, формировать у них первичные навыки научного исследования.

Слайд 26

Перечень кружков внеурочной деятельности «Основы духовнонравственной культуры народов России» «Тропами родного края» «Юные друзья полиции» (Противодействие коррупции) «История терского казачества» Военно-патриотический клуб «Память» (Музейная работа) «Я – волонтер!» «Семьеведение» Юнармейский отряд «Сокол» Отряд ЮНАРМИЯ (РДШ) Отряд ЮИД «Добрая дорога детства» Отряд ЮИД «От значка ГТО к олимпийской медали» «Академия художников» «Физика – наука для всех» «Занимательная химия» «Зеленый патруль» Технический кружок «Мастерок» «Рукодельница» (Вязание и шитье) «Основы финансовой грамотности»

Слайд 27

Профориентационная работа проводимая в сегодня школе

Слайд 30

К основным результативным критериям эффективности профориентационной работы относится : 1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. 2. Потребность в обоснованном выборе профессии. 3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. 4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. 5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана .

Слайд 31

Можно приводить еще довольно много примеров, но все они сводятся к одному: каждому из нас и нашим ученикам в поиске себя стоит ориентироваться именно на свои качества и склонности, а не на чужие.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на районном семинаре учителей математики «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике»

В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно. Некоторый процент учащихся, который не осваивает ...

Доклад на районном семинаре учителей математики «Проблемы подготовки к ЕГЭ по математике»

В математике все по-иному: если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно. Некоторый процент учащихся, который не осваивает ...

Доклад на районном семинаре учителей информатики

Информационное моделирование как метод формирования информационной и коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики и во внеурочное время...

Критерии и уровни сформированности познавательного интереса глухих обучающихся к выполнению проектной деятельности

Критерии и уровни сформированности познавательного интереса глухих обучающихся к выполнению проектной деятельности...