Методические рекомендации ко Дню толерантности.
методическая разработка

Капитон Владимир Олегович
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Международному дню толерантности, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_k_dnyu_tolerantnosti_kapiton_1.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению воспитательного мероприятия,

посвященного Международному дню толерантности, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)

        В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение об объявлении 1995 года - Годом организации Объединенных Нацией, посвященным терпимости.

        16 ноября 1995 года в продолжение мероприятий Года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий.

        В соответствии с Декларацией, «терпимость – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

 Целями и задачами занятия являются:

- создание условий для формирования у детей и подростков, обучающихся по ДООП, общероссийской гражданской идентичности;

- воспитание у учащихся позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие представленного в Санкт-Петербурге многообразия культур.

- формирование у детей и подростков нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности;

- содействие успешной социокультурной адаптации и интеграции детей - граждан Российской Федерации, выбравших Санкт-Петербург местом постоянного проживания, в петербургское сообщество.

Материально-техническое обеспечение: учебный класс, компьютер или ноутбук, презентация, интерактивная доска с возможностью демонстрации на ней презентации.

Примерный ход занятия для детей младшего школьного возраста:

1). Тема первой части занятия – «16 ноября - Международный день терпимости (толерантности)».

2).  Притча о толерантности.

Жила-была на свете семья. Она была очень большая – больше 100 человек. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.

Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете?

Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпимость.

Прочел владыка и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

— И мира тоже.

3). Терпимый (толерантный) человек.

В соответствии с толковым словарем «терпимый» или «толерантный» человек - это умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.

4). Работа в группах. Терпимы ли вы? Деление учащихся в группы по 3 человека. Предлагаются ситуации для обсуждения. Далее следует коллективное обсуждение в группе.

1. Маленькая сестра сломала твою игрушку.

- Ты её прощаешь.

- Ты грозишься, что сломаешь её игрушку.

- Ты ломаешь ее игрушку.

2. Ты поссорился со своим братом.

- Ты начинаешь с ним разговор, чтобы помириться.

- Ты обижаешься и не разговариваешь с ним.

- Ты злишься и мстишь ему.

3. Ты недоволен собой.

- Ты думаешь о том, что сделал неправильно и стараешься исправиться. - Ты говоришь, что у всех людей есть какие-то недостатки.

- Ты обвиняешь в своих неудачах других.

4. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родственниками.

- Ты уважаешь просьбу родственников и идешь с ними гулять.

- Ты ищешь повод, чтобы отказаться от прогулки.

- Ты устраиваешь истерику.

5. Маша приходит в школу в одежде, которая сильно отличается от твоей одежды.  

- Для тебя это неважно.  

- Ты делаешь ей замечание.

- Ты смеешься над ней.

6. Ты видишь на улице человека, который при ходьбе опирается на костыли или трость.

- Ты отталкиваешь его, чтобы обогнать.

- Ты боишься его.  

- Ты помогаешь ему, если он обращается к тебе за помощью.

7. Твой одноклассник во время ответа у доски говорит, по твоему мнению, явную глупость.

- Ты смеешься над ним.

- Ты сочувствуешь ему.

- Ты во время перемены предлагаешь ему позаниматься вместе.  

8. Твой друг говорит что-то, с чем ты согласен.

- Ты отворачиваешься и уходишь.

- Ты перебиваешь его и говоришь свою точку зрения.

- Ты слушаешь его, ожидая, пока он не закончит, в потом высказываешь свое мнение.  

9. Ты уже ответил на уроке.

- Ты с места выкрикиваешь ответы на вопросы учителя.

- Ты настойчиво тянешь руку, желая ответить еще раз.

- Ты даешь ответить другим, молча слушая ответы одноклассников.

10. Когда учитель просит о помощи одноклассникам.

- Ты молча встаешь и уходишь.

- Ты говоришь о том, что занят и помочь не можешь.

- Ты помогаешь однокласснику.

5). Рефлексия, подведение итогов данной части занятия.

Рефлексия – это самоанализ и самооценка.

Применительно к системе дополнительного образования рефлексия – это этап занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности, а также свое эмоциональное состояние.

В процессе рефлексии дети самостоятельно дают ответы на следующие вопросы:

- достигнуты ли цели, которые были поставлены на занятии;

- с какой целью они изучают данную тему;

- как полученные знания, умения и навыки могут быть применены в повседневной жизни;

- эффективная ли была их работа и работа их одногруппников на занятии; что необходимо сделать для того, чтобы работа была более эффективной;

- каково эмоциональное состояние было в начале занятия, во время занятия и после его окончания.

Примерный ход занятия для детей старшего и среднего школьного возраста:

1. Тема первой части занятия – «16 ноября - Международный день терпимости (толерантности)».

2. Что такое «толерантность»? Для чего нужна толерантность? Инициирование дискуссии между учащимися.

В соответствии толковым словарем «терпимый» или «толерантный» человек - это умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.

Быть толерантным человеком достаточно трудно, поскольку мы объединяемся и чувствуем «своими» тех людей, которые разговаривают с нами на одном языке, принадлежат к той же этнической группе, имеют ту же культуру, разделяют те или иные убеждения и пр.

Одновременно люди склонны враждебно или со страхом относится к «другим», то есть к тем, кто от них отличается.  

3.  Притча о толерантности.

История, о которой сейчас пойдёт речь, произошла на рейсе компании Britist Airways. Женщина, примерно 50 лет на вид, заняла своё место в самолёте, но осталась очень недовольна, потому что её соседом был афроамериканец.

Пассажир раздражал даму своим видом, поэтому она вызвала стюардессу и воскликнув: «Я сижу рядом с афроамериканцем! Не могу ни секунды выносить, находясь рядом с одним из дикарей» потребовала пересадить ее на другое место.

Стюардесса вежливо попросила женщину успокоиться, пообещав решить данный вопрос.

Вернувшись через несколько минут, стюардесса сказала:

- В эконом-классе свободных мест действительно не осталось. В бизнес-классе тоже. Но я поговорила с капитаном! Одно свободное место осталось в первом классе. Вообще, это противоречит правилам нашей компании. Но капитан сказал, что это неприемлемо — заставлять человека делить пространство со столь неприятной особой.

После этого стюардесса обратилась к афроамериканцу, который всё это слышал, и добавила:

- Поэтому, сэр, если хотите, возьмите свою ручную кладь, и я Вас провожу до первого класса.

Пассажиры, которые наблюдали за развитием ситуации, на этом месте встали и зааплодировали.

Обсуждение в группе.

4. Дискуссия в группе. Приведение примеров толерантного и нетолерантного отношения, с которым вы сталкивались в повседневной жизни. Мнения детей и подростков относительно нетолерантного отношения.

5. Рефлексия, подведение итогов данной части занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде.

Задачей  в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:§  формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов бо...

Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

методические рекомендации и педагогические приёмы по формированию толерантности

Различные приёмы и упражнения по формирванию толерантности у учащихся...

Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.

quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС"       Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...

Методические рекомендации по формированию толерантного поведения у обучающихся общеобразовательного учреждения

Основная цель курса заключается в формировании культуры миро­творчества и воспитании толерантной личности, характеризующейся толе­рантным сознанием, толерантным отношением и толерантным поведе...

Методические рекомендации по формированию толерантности на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации  для создания условийдля формирования и  развития  толерантности у учащихся в многонациональной среде в школе и на уроках русского языка и литературы...