Методические рекомендации по формированию толерантности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Селезнева Людмила Александровна

Методические рекомендации  для создания условийдля формирования и  развития  толерантности у учащихся в многонациональной среде в школе и на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по формированию толерантности

       на уроках русского языка и литературы

В последнее время формированию толерантности придаётся огромное значение в школе. Вокруг нас находятся люди, совсем не похожие в силу своего физического развития или болезни на здорового человека. Или, в связи с большой миграцией появляются дети других национальностей в коллективе класса. Как научить детей, не оскорбляя, находиться вместе?

  Мне кажется, что большую роль в формировании толерантности должны играть учителя и классные руководители. Если в семье позволяют рассказывать анекдоты на национальную тему или высказываться отрицательно по отношению к другим национальностям, то в школу уже приходит ребёнок со сформированными стереотипами националистического характера. В таком случае нам приходится создавать атмосферу значимости каждой нации, каждого народа внутри многонационального единства.

  Как это сделать? Мне посчастливилось долгое время работать директором школы в г. Чебоксары Чувашской Республики. К вопросу формирования толерантности мы относились очень серьёзно, ведь в наших классах были дети разных национальностей.

   Прежде всего, считали мы, необходимо в учебном плане отвести особое место для регионального компонента учебного плана, в который будут введены сведения по биологии, географии, экологии того региона, где находится школа. Не менее важны также и сведения об историческом прошлом малой родины. Учащиеся европейского северо-запада и севера успешно изучают историю своего региона, учащиеся Поволжья глубже знакомятся с событиями, связанными с присоединением их к России. Историческое прошлое оказало влияние на современный этнический состав населения, культурные и бытовые традиции, религию. Их своеобразие должно быть отражено в содержании предметов гуманитарного цикла.

  Учебный материал, знакомящий учащихся с окружающей их местностью, а также с географией своей области, края, республики, входит составной частью в региональный компонент содержания образования. И это первый уровень. На втором уровне мы видим необходимость введения таких предметов, как «Родной язык», «Культура родного края», «Родная литература». Учителя разрабатывают календарно-тематические планы, программы с учётом национально-регионального компонента.

  Мне удалось разработать программу по русской литературе с учётом национального- регионального компонента в 5 классе. Цель её – прикоснуться к сокровищнице чувашской литературы, найти точки соприкосновения чувашской литературы с великой русской литературой, обогатить знания учащихся, показать глубину, мастерство и самобытность чувашских писателей.

  В нашей школе успешно внедрялись такие программы, как «Медицинские народные традиции – часть человеческой культуры», проводились научно-практические конференции, посвященные творчеству академика Г Н. Волкова, на которых выступали учителя и учащиеся школы.

  Научно –практическая конференция, посвященная юбилею И. Я. Яковлева объединила исследования творчества Яковлева и исследования по отраслям знаний. Так, например, прозвучал доклад на тему «Идеи просветительства Ж.Ж. Руссо и И.Я. Яковлева » (сравнительный анализ деятельности). Обсуждались проблемы «Экологические и эколого-экономические поблемы Чувашии», «Экология Чебоксарского водохранилища», «Национальный костюм», «И.Я, Яковлев в моей жизни» и др.

  Сегодня школа – это центр творческой и созидательной жизни. Дети не только получают обязательные знания, но и реализуют себя в различных кружках, направленных на углубление знаний о своей национальной принадлежности. Так, в школе работали кружки: «Чувашский фольклор», «Таван ен», «Истоки». В них ведётся поисковая и краеведческая работа, дети знакомятся с народным эпосом, танцами и песнями.

  Большая работа проводилась по увековечению памяти погибших земляков во время Великой Отечественной войны.

  Таким образом, работа по формированию толерантности в школе огромна, так как кладезь народной мудрости глубок и, беря из него воду, можно только освежиться, но не напиться досыта. Задача учителей: уменьшить зло, увеличить количество доброты, воспитывать чувство собственного и национального достоинства, изучать этнопедагогику. У нас это получалось.

П Р О Г Р А М М А   К Р У Ж К А  «И С Т О К И»

Понятие чувашского народа о вселенной. Обычаи, традиции, заветы.

Представления древних чувашей о вселенной. Образ почитания древних богов. Благодарственная молитва о ниспослании благополучия, плодородия. Чувашские боги и духи. Мифология. Поклонения предкам. Месяц «Юпа» и «Чук» в чувашской календарной системе. Куль Киремет. Религия в современной культуре.

Возвышенные боги среднего мира.

Боги земли, огня, воды, лесов, дорог и т. п. Почитание всевышних богов – жизнь в гармонии с природой – основа благополучия чувашского народа. Жизненная необходимость для древнего человека – бережное отношение к природе, её хозяевам – всевышним богам.

Священные места, осенённые высшими богами.

 Посещение заветных уголков своего края. Облагораживающее, стимулирующее воздействие на человека того места, где он родился.

Понятие о Родине, родном крае, родном народе.

У карты Чувашской республики. Знаете ли вы все районы и их центры, города Чувашской республики, их русские и чувашские названия.

Материальная культура чувашей.

Земледелие, скотоводство, плотницкие, столярные и другие виды труда.

Традиционная национальная одежда, пища и напитки.

Долг и обязанность человека перед родной землёй, сородичами и грядущим поколением. Отношение человека к природе в наше время.

Детские и молодёжные национальные игры.

 Исторический экскурс.

Исторические предки чувашского народа. Предания и легенды.

Новые версии о происхождении чувашей.

Столица Чувашской республики – город Чебоксары, его историческое прошлое и настоящее. Герб города, название улиц, скверов , парков, площадей, памятников. Дорога к Храму.

Города Новочебоксарск, Алатырь, Канаш. Шумерля, Цивильск, Ядрин, и др.

Чувашская культура и искусство нашего времени

Чувашский государственный академический драматический театр.

Творчество режиссёра М.Кошкинского.

Чувашский музыкальный театр.

Современный чувашский балет.

Народные ансамбли песни и танца.

Чувашские национальные композиторы.

Быт и культура народов Поволжья.

Чуваши, русские, марийцы, татары, мордва. Места их проживания, фольклор этих народов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ

        Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет ...

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....

Методическая разработка "Формирование толерантности на уроках русского языка"

На этих  уроках ученик получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, выр...

Формирование толерантности на уроках русского языка и литературы

Формирование толерантности на уроках русского языка и литературы...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23

Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...