Работа с академически слабо мотивированными учащимися
рабочая программа

Попова Ольга Викторовна

ЦЕЛЬ:  повышение успеваемости и качества знаний  учащихся  

 

ЗАДАЧИ:

- выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся;

- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости

- создание условий для успешного усвоения учащимися учебной 

   программы

- формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

- Ликвидация неуспеваемости.

- Повышение качества знаний учащихся.

 - Повышение мотивации к учению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_dlya_uchashchihsya_s_nizkoy_motivatsiey.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №81 города Тюмени

Работа

с академически слабо мотивированными учащимися

Автор: Попова О.В..,

учитель русского языка и литературы

                             

2018 г.

ЦЕЛЬ:  повышение успеваемости и качества знаний  учащихся  

ЗАДАЧИ:

- выявление возможных причин снижения успеваемости и качества знаний учащихся;

- принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости

- создание условий для успешного усвоения учащимися учебной  

   программы

- формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

ПЛАНИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

- Ликвидация неуспеваемости.

- Повышение качества знаний учащихся.

 - Повышение мотивации к учению.

Деятельность учителя

- Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.

-Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата.

 -Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем).

  - Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.

- Учитель-предметник  должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти.

- Учитель-предметник должен поставит в известность  классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося.

- Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика.

                                

Деятельность ученика

- Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

     - Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

- Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией. 

Формы индивидуальной работы

 с низкомотивированными учащимися:

 

    1. Составление картотеки:

 – индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)

 – занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)

 –наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)

    2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.

    3. Дифференцированные задания   при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.

    4. Предупреждающие опросы.

    5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.

    6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.

    7. Оказание помощи учащимся перед уроком.

Причины и характер проявления неуспеваемости:

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

- обстоятельства жизни ребёнка в семье;

- взаимоотношения с окружающими взрослыми

 Неправильно сформировавшееся отношение к  учению, непонимание его общественной значимости.

  Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). 

 Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми.

 Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики  интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

  При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить.

  Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

   Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

 Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

   Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

- пробелы в воспитании ( нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);   

  Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

  Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

  Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

  Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. 

   Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их  приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника   об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

План работы с  низкомотивированными  учащимися

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

 Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом и обязательно с самим ребенком

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками

В течение учебного года

Оказание помощи низкомотивированному ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса низкомотивированных учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп  низкомотивированных наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно низкомотивированных учеников

Рекомендации при работе с низкомотивированными учащимися

1.  При опросе «низкомотивированным» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2.  По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.

3.  Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

4.  В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5.  В процессе изучения нового материала внимание «низко мотивированных» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими  понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке «низкомотивированным» ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения  и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Памятка учителю в работе с низкомотивированными учащимися

  1. Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
  2. Помни что для низкомотивированных необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
  3. Начав работать со слабыми учениками на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
  4. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
  5. Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
  6. Не следует понимать примитивно работу с  низкомотивированными. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с  низкомотивированными будет меняться по мере развития учащихся.
  7. Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
  8. Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
  9. Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
  10. У низкомотивированных плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
  11. Для усиления эффективности работы с  низко мотивированными учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
  12. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
  13. На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  
  14. При опросе  низкомотивированных  школьников дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.
  15. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  16. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  17. В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  18. В процессе изучения нового материала внимание  с низкомотивированных учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  19. В ходе самостоятельной  работы  на уроке  низкомотивированным школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  20. При организации домашней  работы  для  низкомотивированных школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

 

Индивидуальная карта учащегося с низкой мотивацией к изучению предмета «Русский язык»

 

Ф И  учащегося          Красильников Максим

Класс        10

Предмет         русский язык

Причина неуспеваемости: часто пропускает занятия, не выполняет домашние задания

Учитель: Кошина Валентина Александровна

Пробелы в знаниях

Даты

проведения   занятий

Формы ликвидации пробелов

Отметка

Подпись

 

1

Приставки –пре и -при

18.09.2018

Консультация

Удовл.

2

Чередование гласных в корне слова

10.10.2018

Практикум

Удовл.

3

Морфологические нормы. Правописание имён числительных

23.10.2018

Консультация

Удовл.

4

Морфологические нормы. Правописание имён существительных в Р.п. мн.ч.

13.11.2018

Консультация

Удовл.

5

Слитное и раздельное написание НЕ со всеми частями речи

27.11.2018

Практикум

Удовл.

6

Н и НН в именах прилагательных, причастиях и наречиях

11.12.2018

Орфографический

тренажёр

Удовл.

7

Причастный оборот. Знаки препинания при нём.

25.12.2018

Практикум

Удовл.

8

Деепричастный оборот. Знаки препинания при нём.

16.01.2019

Практикум

Удовл.

9

Вводные слова, словосочетания, предложения.

05.02.2019

Консультация

Удовл.

10

Типы речи.

21.02.2019

Работа с текстом

Удовл.

11

Стили речи.

04.03.2019

Работа с текстом

Удовл.

12

Средства художественной выразительности

18.03.2019

Практикум

Удовл.

13

Средства художественной выразительности

27.03.2019

Работа с текстом

Удовл.

14

Как писать сочинение-рассуждение?

11.04.2019

Консультация

Удовл.

15

Как писать сочинение-рассуждение?

18.04.2019

Практикум

Удовл.

16

Комментарий к тезису

14.05.2019

Консультация

Удовл.

17

Авторская позиция

21.05.2019

Консультация

Удовл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности

в материале представлена разработка на методический форум учителей, где показаны различные методики помогающие в активизации познавательной активности у детей. Работа разделена также как и урок на нес...

Брошюра Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности

Цель: создание методической копилки технологий работы со слабомотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности...

РАБОТА СО СЛАБО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

РАБОТА СО СЛАБО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ...

Проектная деятельность на уроках иностранного языка. Работа со слабо мотивированными учащимися.

Проектная деятельность на уроках иностранного языка. Работа со слабо мотивированными учащимися....

Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике

Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике...