Движение от простого к сложному. технология критического мышления на уроках русского языка и литературы
методическая разработка

Тунасова Жанна Олеговна

Мастер-класс учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ufa_19.03_2022.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «Движение от простого к сложному».

СЛАЙД 1

- Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать мой мастер – класс с упражнения «Пожелания здоровья»

Кто услышит фразу, относящуюся к себе, поднимите руку.

Здравствуйте всем, кто пришел меня поддержать! (помахали мне рукой)

Здравствуйте всем, у кого прекрасное настроение!

Здравствуйте всем, кто любит свою работу!

Здравствуйте всем, кто не боится трудностей!

Молодцы, замечательно! Вы только что были участниками применяемой мной технологии.

- Я думаю, что многие коллеги со мной согласятся: Когда мы готовимся к уроку, в нашем воображении всегда рисуется такая картина: дети с легкостью извлекают информацию, они выполняют тренировочные задания, упражнения, они работают и в группах, и в парах, и говорят, говорят…Вот такие уроки я называю волшебными. Я думаю, что все учителя прекрасно меня понимают, какое это счастье, когда все так прекрасно складывается. На самом деле, я желаю каждому учителю побольше таких волшебных уроков. Но, к сожалению, иногда случается следующее, обратите внимание на видеофрагмент.(СЛАЙД2)

- Уважаемые коллеги, как выдумаете, какая педагогическая проблема здесь освещается? (ОТВЕТЫ ЖЮРИ) (СЛАЙД 3)

-У учителя, не получилось вовлечь учеников в образовательный процесс, не получилось их замотивировать, заинтересовать и, таким образом, дети остались на образовательной обочине… И, поэтому, наша задача состоит в том, чтобы все дети были вовлечены в работу, любыми способами, любыми методами, мы должны сделать это. Решением данной проблемы у меня стал один рабочий инструмент, о котором сегодня пойдет речь.

- Итак, тема моего мастер-класса называется «Движение от простого к сложному». А наиболее эффективным рабочим инструментом я считаю приемы и методы ТРКМ.

СЛАЙД 4. 

Как мы уже с вами знаем, Технология развития критического мышления включает три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания, побудить ученика к активной работе. На данном этапе ученики самостоятельно формулируют  тему урока, определяют цели и задачи.

На мой взгляд, это один из самых важных этапов урока, так как если с самого начала не вовлечь учеников, не  вызвать устойчивый интерес у них, будет очень сложно включить обучающихся в образовательный процесс.

Обычно на данном этапе я использую такие приёмы, как:

  • «Пазлы»
  •  «Дерево предсказаний»
  • «Ассоциации»
  • «Корзина идей»

- Продемонстрирую несколько примеров. СЛАЙД 5. 

«Пазлы»

Уважаемые коллеги, как вы помните, в начале своего конкурсного урока я раздавала детям элементы пазла. Они разделись на группы в соответствии с цветом пазла, но при этом они еще не знали, какое изображение у них получится. Дети собрали элементы пазлов, где у них появилась картинка с изображением животных, что подводило их к определению темы урока «Описание животного». Ребята подбирали прилагательные, которые характеризовали изображенное животное. Члены других команд должны были по описаниям отгадать, о ком идет речь.

Данный прием помог мне:

  1. сгруппировать детей в команду; 
  2. обучить целенаправленному нахождению информации;
  3. развить  устную речь и коммуникативные навыки.

- Предлагаю вашему вниманию пазлы, разработанные мной для урока русского языка по теме «Описание животного», пот теме «Морфемика».

СЛАЙД 6 

Считаю, что этот прием также эффективен и при работе с текстом в старших классах, можно также разрезать текст на кусочки и попросить детей собрать их в одно целое.

СЛАЙД 7,8

Цель второй стадии «ОСМЫСЛЕНИЕ»  заключается в побуждении детей  к высказываниям, к анализу своих знаний, поддержании  интереса учащихся к информации и  ее пониманию. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.

На ЭТОЙ стадии  использую такие  приемы, как: «Стикер под стул», «Рабочий лист», «QR-код», «Литературная страничка героя».

Более подробно остановлюсь на приеме, который называется «Стикер под стул». Записываю слово на стикере. (Это может быть любое определение по теме). Перед началом урока я  помещаю этот стикер под стульчик учеников, а после актуализации прошу их  заглянуть под стул и тех, кто обнаружил стикер, выйти к доске и, не называя этого слова, объяснить, что там написано. Этот прием можно использовать на каждом предмете, загадываете слово по теме урока одному-двум ученикам, и таким образом вы не просто опрашиваете их, а в необычной форме.

- Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

Уважаемая фокус-группа, загляните под стульчик и найдите свой стикер. Ваша задача сейчас выйти к доске и объяснить, что там написано.

(слово, победа, милосердие)

-Данный прием хорошо развивает устную монологическую речь, формирует навыки отбора нужной информации,  систематизирует ранее полученные знания по теме.

 Заключительный этап урока «Рефлексия» способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.

На данном этапе «Рефлексия» использую приемы СЛАЙД 9. 

  1. Фишбоун ( СЛАЙД!!!!!!)
  2. «Толстые» и «тонкие» вопросы
  3. «Две правды, одна ложь»
  4. «Рецепт приготовления героя /лекарства от проблемы.

Подробнее хотела остановиться на “Рецепте приготовления героя”. СЛАЙД 10.

 Составляется список ингредиентов. Ими могут стать, например, черты портретной характеристики, черты характера героя и т.д. Затем пишется способ приготовления.

- Уважаемые коллеги, сейчас попрошу вас составить рецепт приготовления успешного мастер-класса учителя. Давайте, подберем ингредиенты, которые необходимы для успешного мастер-класса.

Методов и приемов огромное количество. К каждому из них нужно подходить индивидуально, учитывая возрастную категорию и особенности развития.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат. (СЛЛАЙД 11)

СЛАЙД 12. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей, снижает утомляемость, повышает мотивацию, обучения и интерес к предмету, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость.

И  закончить свое выступление мне хотелось бы прекрасными строчками Роберта Рождественского.

Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя,
Добрые, злые и никакие
капитаны на мостике корабля!
Удачи вам, дебютанты и асы, удачи!
Особенно по утрам,
когда вы входите в школьные классы,
Одни — как в клетку, другие — как в храм.
Удачи вам, занятые делами,
которых не завершить всё равно,
Накрепко скованные кандалами
Инструкций и окриков из гороно.
Удачи вам, по-разному выглядящие,
с затеями и без всяких затей,
любящие или ненавидящие
этих — будь они трижды… — детей.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
которая завтрашней жизни под стать.
Учителем надо будет родиться
и только после этого — стать.
В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель — профессия дальнего действия,
Главная на Земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы

Применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельнос...

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, у...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства об...