Основополагающие составляющие развития дополнительного образования
презентация к уроку

Людмила Александровна Славнитская

Краткое изложение выступления на вебинаре в рамках курсов повышения квалификации «Ключевые задачи реализации Концепции дополнительного образования  на период до 2030 года». 09.06.2022 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Карелия «Ресурсный центр развития дополнительного образования» Петрозавоздск, Муниципальное образовательное учреждение «Центр образования» г. Олонец.

Презентация раскрывает основные положения Концепции развития дополнительного образования на период до 2030 г. Материалы необходимы для планирования своей образовательной деятельности, для проектирования и корректирвоке дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_razvitiya_d.o._vebinar.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основополагающие составляющие развития дополнительного образования Славнитская Людмила Александровна Методист ГБУДО «ЦРТ» СПб, 2022

Слайд 2

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р Основополагающие составляющие развития дополнительного образования

Слайд 3

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА «В Российской Федерации в 2014-2020 годах в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей».

Слайд 4

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.

Слайд 5

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Современное дополнительное образование детей : образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны ; институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства; социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».

Слайд 6

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Дополнительное образование детей направлено на: освоение учащимися знаний о современных сферах человеческой деятельности, основных характеристиках современного мира, науки, общества, технологий; формирование современных компетентностей и грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии социально-экономического развития страны, актуальным вызовам будущего; мотивацию подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту; введение в основы современных профессий, организацию системы экономических, социальных, культурных проб; приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности; содействие самоопределению на основе знакомства с современной геоэкономической, геополитической, геокультурной ситуацией; укрепление здоровья .

Слайд 7

Государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям . В таком случае дополнительные общеобразовательные программы, ориентированные на разные возрастные группы детей, должны сохранять преемственность, их содержание должно отражать многообразие интересов разных групп детей, а их оформление и методическое сопровождение опираться на достижения в области возрастной психологии . КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА

Слайд 8

Переход к цифровой экономики , быстрое изменение рынков труда и структуры занятости определяет запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций , выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту . КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА

Слайд 9

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Смена технологического уклада и форм занятости, рост конкуренции стран в научно-технологической сфере и креативных индустриях определяет необходимость роста вовлеченности детей в занятия технической и естественнонаучной направленностей (связанных с приоритетными направлениями научно-технологической инициативы), новых образовательных практик художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей (ориентированных на креативные индустрии), обновление содержания и технологий дополнительного образования детей для формирования универсальных компетентностей (креативность, коммуникация и др.) и новых грамотностей («цифровой», «технологической», «финансовой» и др.), поддержку профориентации в изменяющемся мире профессий, востребованных компетенций на рынке труда и занятости;

Слайд 10

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Интенсивное развитие индустрии оборудования и средств обучения (включая цифровые), поддерживающих вовлеченность и интерес детей, обеспечивающих безопасность и продуктивность занятий, помогающих в организации проектной и исследовательской деятельности, ставит задачу формирования эффективных механизмов взаимодействия производителей оборудования и практиков, в том числе реализации модели «комплексное решение». Угроза экологическому благополучию планеты/страны формирует запрос на формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и экологически ответственного поведения. В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки необходимо создание устойчивой системы дополнительного образования, в том числе организации дополнительного образования детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования грамотности в области здоровья и безопасности жизнедеятельности

Слайд 11

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования , вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч . с учетом современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся .

Слайд 12

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Основные направления развития дополнительного образования Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны Укрепление методической и ресурсной базы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся:

Слайд 13

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Основные направления развития дополнительного образования Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения: реализация современных подходов к дифференциации направленностей, разновидностей дополнительных общеобразовательных программ по целям, принципам и особенностям организации образовательного процесса, уровням и срокам освоения программ, способам оценки образовательных результатов обучающихся; вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества; развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования, включая форматы: модульной организации программ, краткосрочных и интенсивных сессий , летнего и каникулярного образовательного отдыха, дистанционного, межмодульного и индивидуального сопровождения детей ;

Слайд 14

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Основные направления развития дополнительного образования Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения : организация индивидуального сопровождения, развитие и институализация интересов детей посредством формирования тьюторской поддержки обучающихся на базе муниципальных опорных центров; реализация проектов ранней профориентации, обеспечивающей ознакомление обучающихся 6-11 классов с современными профессиями, позволяющих определить профессиональные интересы детей, в том числе проектов «Билет в будущее», « ПроеКТОриЯ »; проведение конкурсов дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов по направлениям, связанным с перспективами развития науки, технологий, креативных индустрий для последующего тиражирования; поддержка пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей, в том числе развитие сети экспериментальных площадок;

Слайд 15

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Основные направления развития дополнительного образования Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения: включение компонентов экологической, предпринимательской, цифровой грамотности в содержание дополнительных общеобразовательных программ по направленностям; разработка и распространение (внедрение) примерных дополнительных общеобразовательных программ, решающих задачи профилактики и коррекции социальной дезадаптации , правонарушений, экстремизма; расширение сети школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по различным видам спорта и создание необходимых условий для их эффективного функционирования, стимулирование и поощрение общественных и педагогических инициатив для развития школьного спорта; создание и развитие на территориях муниципалитетов образовательных и развивающих сред для различных форм активности, клубной деятельности детей, командной работы, развития детского самоуправления; поддержка проектов использования образовательных ресурсов городской и сельской среды (научной, исторической, этнокультурной, технологической) в воспитании и профессиональной ориентации обучающихся.

Слайд 16

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Основные направления развития дополнительного образования Создание условий для профессионального развития и самореализации педагогов дополнительного образования через обновленную систему повышения квалификации, профессиональных конкурсов, профессионально-общественных объединений Придание системе дополнительного образования нового качества открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала: Обеспечение баланса между гарантированной поддержкой значимых для общества образовательных программ и предоставлением возможности свободного выбора дополнительных общеобразовательных программ Развитие современной инфраструктуры дополнительного образования детей

Слайд 17

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Основные направления развития дополнительного образования развитие дистанционных и мобильных форматов образования, организацию информационной работы с семьями ; реализация моделей адресной работы по организации дополнительного образования с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ОВЗ, в том числе создание реестра примерных адаптированных дополнительных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью; разработка дополнительных общеобразовательных программ, решающих задачи сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия народов Российской Федерации, культурного развития малочисленных народов, защиты их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

Слайд 18

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА Основные направления развития дополнительного образования реализация моделей и разработка программ дополнительного образования, направленных на социальную и культурную адаптацию детей из семей мигрантов , их интеграции в российское общество; создание условий для обеспечения доступности программ дополнительного образования детей (в дистанционных формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в форматах образовательных проектов и социально значимых мероприятий) соотечественникам, проживающим за рубежом, иностранным гражданам и лицам без гражданства, изучающим русский язык; создание механизмов государственной поддержки мобильности широкого круга участников программ дополнительного образования детей (участие в конкурсах и мероприятиях в региональных центрах, за рубежом ); создание объективной и прозрачной системы учета достижений в системе дополнительного образования детей в выстраивании эффективной образовательной и профессиональной траектории .

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Развитие дополнительного образования как составляющей естественнонаучного воспитания.

Статья посвящена развитию дополнительного образования и профориентированию школьников старших классов....

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Педагогическая сессия. Концепция развития дополнительного образования. Основополагающие моменты развития ДО.

Это первое занятие "Педагогчиеской сессии ГБУДО "ЦРТ" . Презентация кратко знакомит с основными положениями проекта Концепции развития дополнительного образования РФ до 2030 г....

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...

Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.

Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"  МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...