Выступление на НПК по теме "Развитие техники чтения у младших школьников"
статья
Выступление на НПК по теме "Развитие техники чтения у младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на НПК по теме "Развитие техники чтения у младших школьников" | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие техники чтения младших школьников»
Дамбаева Д. Ц., учитель начальных классов
Одна из основных задач учителя – научить хорошо читать. Ещё В. Сухомлинский писал, что «чтение – это окошко, через которое дети видят и узнают мир и самих себя».
Ребёнок, который не умеет хорошо читать, переживает большие трудности при выполнении домашних заданий, ему не интересно на уроках, он обречен на ограниченное общение и «зубрёжку». Такой ученик не будет, активным читателем библиотеки, не ощутит потребности в общении с книгой, так как чтение приносит не удовольствие, а муку.
Проверка техники чтения за 1 полугодие в 1 классе показали плачевные результаты - 50% учащихся читали ниже нормы. Возникла необходимость в использовании иных методов развития техники чтения учащихся.
Самые распространенные приемы развития техники чтения, как жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки и т.д. не давали нужной эффективности. Тогда мной были использованы новые приемы: использование зрительных диктантов, упражнения для развития техники чтения. С некоторыми из них мне хотелось с вами поделиться.
- Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)
- Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»
ма
мал
мала
марка
маркиз
- Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно
- «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
5. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. Похожее упражнение — “Мнимое слово”: взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
6. «Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.
7. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети
быстро его находят и дочитывают все вместе.
8. Чередование чтения вслух и чтения про себя.
9. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
10. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.
11. «Спринт”. Дети начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу — «Стоп» дети пальчиком показывают, кто где остановился.
12. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
13. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
14. «Не зевай!». Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, дети должен найти и подстроиться под чтение ведущего.
15. «Дом, который построил Джек». Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:
В некотором царстве…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец…
Чтение очень сложный процесс, но овладеть навыками чтения должен каждый ученик, несмотря на его умения, желания, природные задатки, поэтому перед учителем стоит ряд проблем, а именно:
- как научить читать каждого ученика быстро и правильно,
- как научить читать выразительно,
- как сделать так, чтобы именно процесс чтения был приятным, и радостным для ребёнка, а не приносил отвращение, разочарование.
Определение оптимальных сроков начала обучения детей чтению на сегодня остается одним из наиболее дискуссионных вопросов. В разных научно-методических источниках как оптимальный указывается возраст от шести месяцев до четырех-пяти лет. Отстаивая свои позиции, каждый из приверженцев той или иной теории приводит аргументы в пользу внедряемой им методики и старается раскрыть недостатки методических подходов своих оппонентов.
Итогом данных видов работ и при условии систематических упражнений подобранных заданий и обязательным чтением дома 40 – 50 минут можно достигнуть заметных результатов в усовершенствование техники чтения, однако, стоит помнить, что быстрое чтение - не самоцель в начальном образовании детей, но оно воспринимается как одушевленное черта культуры чтения каждого образованного человека
Список литературы.
- А.А. Емец, О.Н. Коваленко, М.В. Коченгина «Как помочь младшему школьнику по чтению» Издательство Просвещение, 2011г.
- О.В. Чирик – Степанова, Т.А. Бугаёва «Инновационные технологии на уроках в начальной школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Проблемой нарушения чтения у младших школьников занимались многие логопеды,Но в настоящее время ещё недостаточно литературы для ...
Cтатья. Обучение технике чтения на младшей ступени.
В стьатье содержится подсистема упражнений, направленных на формирование и совершенствование техники чтения....
Консультация для родителей «Нарушение письма и чтения у младших школьников»
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость...
Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.
С учетом этих проблем предлагаем применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках осн...
Трудности формирования чтения у младших школьников.
Статья для родителей, учителей и логопедов....
Презентация к статье "Трудности формирования чтения у младших школьников"
Презентация к статье "Трудности формирования чтения у младших школьников"...
Развитие техники передвижения у младших школьников на занятиях внеурочной деятельностью по направлению «Футбол»
Статья посвящена развитию техники передвижения у младших школьников на занятиях внеурочной деятельностью по направлению «Футбол»...