Главные вкладки

    Консультация для родителей «Нарушение письма и чтения у младших школьников»
    консультация по теме

    Щербинина Ольга Евгеньевна

       В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. в ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные проблемы: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. Очень часто эти 2 диагноза стоят рядом.

    Дисграфия  (от греч. «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» -писать, изображать)частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры  слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

    Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо – сложнейший вид речевой деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие   работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

    Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов

    1. Акустический  (услышать и вы делить звук)
    2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков)
    3. Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки)
    4. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
    5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил

    При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности

    Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

    Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом  обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания  слова, либо какая – то часть из них  у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части  и препятствует точному распознанию  каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

    Начинать работу по профилактике дисграфии следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит : «Ем ложком» (по аналогии с «режу ножом»), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для этого существительного. Но если ребенок говорит: «Ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии  аграматизмов в устной речи, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама собой, ее нужно корригировать и исправлять.

    Дислексия  (от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать  - это состояния, основное проявление  которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» - головной мозг (лат.)), в целом составляющих базис навыка чтения.

    Чтение – вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

    Уметь читать – это значит, уметь:

    • Соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
    • Соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести;
    • Соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением – понять.

     

     Определяют 4 этапа в зависимости от механизма процесса чтения:

    1. Овладение звукобуквенными обозначениями.
    2. Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква – слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение)
    3. Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
    4. Этап автоматизированного (синтетического) чтения , единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

     

    Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:

    • Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем)
    • Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи)
    • Сформированность зрительного анализа  и синтеза (определение сходства и различия букв)
    • Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.)
    • Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв)
    • Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов)
    • Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкции взрослого и т.п.)
    • Хорошо развитая мелкая и крупная моторика   
    • Сформированность умения общаться со сверстниками

     

    В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:

    • Нарушение фонематического слуха
    • Нарушение пространственного восприятия
    • Нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями
    • Нарушение поведения и работоспособности
    • Плохое запоминание знаков
    • Плохая дифференциация звуков и букв
    • Плохое сливание звуков
    • Трудности осуществления звукового анализа слова.

     

    При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по - новому. Многие дети трудности при чтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть  слова или на сходство звучания, более старшие – на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо отсутствует (механическое чтение)

    Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок,  ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характ6ера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.

    Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться к специалисту (школьному логопеду или дефектологу), четко выполнять все рекомендации специалиста  и положительный результат обязательно придет.

    У родителей, как правило, возникает   вопрос: что делать?

    Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть  чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому то понадобятся годы занятий, кому то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

    Лучше всего, не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить , как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая », чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко – буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (напр., «О» напоминает обруч и т.п.). стремиться наращивать скорость чтения не нужно – ребенок должен основательно почувствовать  отдельные звуки.

    Неплохо также обратиться к психоневрологу.: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

    Есть несколько упражнений, которые помогут Вашему ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к с согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «б» обвести.

    Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество письма.

    1. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150-200 слов с проверкой ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

    Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

    1. Давайте   ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списыванием текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

    • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.

    После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

    • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят часы, да ещё и проверяет не свой учитель, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.
    • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
    • Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться,  не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod.sobr_.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на родительском  собрании  16 сентября 2013 года в школе № 319 Петродворцового района г. Санкт _Петербурга

    на тему

    «Нарушение письма и чтения у младших школьников»

    Цель:

    Дать родителям первоначальные знания о дисграфии и дислексии и методах их      устранения

       В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. в ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные проблемы: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. Очень часто эти 2 диагноза стоят рядом.

    Дисграфия  (от греч. «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» -писать, изображать)частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры  слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

    Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо – сложнейший вид речевой деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие   работы различных анализаторов – речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

    Процесс письма состоит из 5 психофизических компонентов

    1. Акустический  (услышать и вы делить звук)
    2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков)
    3. Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки)
    4. Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.
    5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических правил

    При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности

    Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения.

    Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом  обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания  слова, либо какая – то часть из них  у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части  и препятствует точному распознанию  каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

    Начинать работу по профилактике дисграфии следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит : «Ем ложком» (по аналогии с «режу ножом»), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для этого существительного. Но если ребенок говорит: «Ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии  аграматизмов в устной речи, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама собой, ее нужно корригировать и исправлять.

    Дислексия  (от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать  - это состояния, основное проявление  которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» - головной мозг (лат.)), в целом составляющих базис навыка чтения.

    Чтение – вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

    Уметь читать – это значит, уметь:

    • Соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
    • Соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести;
    • Соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением – понять.

     Определяют 4 этапа в зависимости от механизма процесса чтения:

    1. Овладение звукобуквенными обозначениями.
    2. Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква – слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение)
    3. Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению.
    4. Этап автоматизированного (синтетического) чтения , единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение.

    Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения:

    • Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем)
    • Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи)
    • Сформированность зрительного анализа  и синтеза (определение сходства и различия букв)
    • Сформированность пространственных представлений (лево – право, верх – низ, большой – маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.)
    • Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв)
    • Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов)
    • Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкции взрослого и т.п.)
    • Хорошо развитая мелкая и крупная моторика        
    • Сформированность умения общаться со сверстниками

    В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется:

    • Нарушение фонематического слуха
    • Нарушение пространственного восприятия
    • Нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями
    • Нарушение поведения и работоспособности
    • Плохое запоминание знаков
    • Плохая дифференциация звуков и букв
    • Плохое сливание звуков
    • Трудности осуществления звукового анализа слова.

    При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по - новому. Многие дети трудности при чтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть  слова или на сходство звучания, более старшие – на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо отсутствует (механическое чтение)

    Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок,  ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характ6ера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного.

    Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться к специалисту (школьному логопеду или дефектологу), четко выполнять все рекомендации специалиста  и положительный результат обязательно придет.

    У родителей, как правило, возникает   вопрос: что делать?

    Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть  чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому то понадобятся годы занятий, кому то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

    Лучше всего, не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить , как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая », чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко – буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв (напр., «О» напоминает обруч и т.п.). стремиться наращивать скорость чтения не нужно – ребенок должен основательно почувствовать  отдельные звуки.

    Неплохо также обратиться к психоневрологу.: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное, помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

    Есть несколько упражнений, которые помогут Вашему ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте, кроме газетного зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к с согласным. Варианты могут быть самые разные. Например, букву «а» зачеркнуть, а букву «б» обвести.

    Через 2-3 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не больше 5 минут) улучшается качество письма.

    1. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150-200 слов с проверкой ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае ни красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

    Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

    1. Давайте   ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списыванием текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

    • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.

    После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

    • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят часы, да ещё и проверяет не свой учитель, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно более в щадящей форме.
    • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
    • Не хвалите сильно за небольшие успехи. Лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться,  не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

    Учитель – логопед ГБОУ ЦППРК «Доверие» Щербинина О.Е.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нарушения чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

    Проблемой  нарушения  чтения у младших  школьников  занимались  многие логопеды,Но  в  настоящее  время  ещё недостаточно  литературы  для  ...

    Характеристика нарушений письма и чтения

    Описание специфических ошибок при чтении и письме...

    Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

    В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

    Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.

    С учетом этих проблем предлагаем  применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках осн...

    Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников

    Практика обучения чтению и письму на английском языке младших школьников - комбинация традиционного метода и метода целого слова....

    Родителям о нарушениях письма и чтения

    В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного о...

    Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

    ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...