Проектная деятельность на уроках технологии
статья

Маркина Ирина Петровна

В современном мире успешный человек во многом определяется умением организовать свою жизнь, т.е. определить ближайшую и дальнюю перспективу, умением найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности активно помогают ребятам приобрести все эти умения и навыки. Обретение опыта проектной деятельности является одним из требований обновлённых ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках технологии

Составитель

учитель технологии

МБОУ «СОШ №45» г.Кемерово,

Маркина Ирина Петровна

         В современном мире успешный человек во многом определяется умением организовать свою жизнь, т.е. определить ближайшую и дальнюю перспективу, умением найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и оценить, удалось ли достичь поставленных целей после осуществления этого плана. Конечно, справиться с такими разнообразными видами деятельности может только хорошо подготовленный человек, т.е. человек, обладающий «ПРОЕКТНЫМ МЫШЛЕНИЕМ».

«МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование…»  

Энциклопедия эпистемологии и философии науки

«ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это инновационный тип мышления, связанный со способностью проектанта отчетливо представлять себе не только, что и как должно быть сделано (проблемный и предметно-преобразующий компоненты), но и каким образом это «что» и «как» будет развиваться во времени и пространстве.»

Медведев Вячеслав Альбертович,

кандидат философских наук, доцент

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности активно помогают ребятам приобрести все эти умения и навыки. Предполагается, что выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований обновлённых ФГОС.  (Утвержденные документы — это все же не полностью новые стандарты, а то, что можно назвать ФГОС 2.0, то есть дополнение к действующим стандартам.)

1 сентября 2022 года сделает жизнь учителей, учеников и родителей другой. В этот день вступают в силу поправки в закон «Об образовании в РФ», предусматривающие ряд нововведений. Изменения коснутся не только образовательного процесса – сама жизнь в школе обещает стать иной.

Одно из самых главных изменений: акцент будет делаться на ПРАКТИЧЕСКОЕ применение знаний.   В образовательных стандартах обновлены предметные результаты по технологии, математике и информатике. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими.

Конечно, интерес школьников к какой-то значительной самостоятельной работе проявляется в старшем звене школы. Однако, начинать проектную работу лучше с пятого класса, а то и с начальной школы. Такая деятельность удовлетворяет потребностям учеников 5-7 классов почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых.

         Вспомним историю возникновения метода проектов (а точнее научного оформления и описания), восходит ко второй половине ХIХ в. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой «прагматической педагогики», провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. И Э. Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни»: ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие заинтересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.

        В 20-х гг. ХХ в. Метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники метода проектов в Советской России В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его  единственным средством преобразования «школы учебы в школу жизни», с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Содержания учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей.

        Однако постановлением ЦК ВКП (б) 1931 года «О начальной и средней школе», метод проектов был осужден, и в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.

           Сегодня проектная деятельность является одним из требований ФГОС, т.к. метод проектов даёт возможность учащимся многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств.

         Исследовательская работа над творческими проектами учащихся ведётся нашей школе много лет. В своё время нами была создана временная творческая группа по разработке методических материалов по разделу программы «Творческий проект» адаптированной к условиям нашей школы. Мы разработали и рекомендовали к применению «Положение о творческом проекте», критерии оценки и защиты проекта, порядок выполнения, темы творческих проектов, уровень сложности творческих проектов по классам.

В процессе обучения предмету Технология в рамках выполнения творческого проекта решаются и задачи обучения учащихся экономическим знаниям:

•        Научить осуществлять несложные экономические расчёты;

•        Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

•        Формировать качества рачительного хозяина и покупателя;

•        Воспитывать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;

•        Формировать уверенность в собственных силах и возможностях осуществлять предпринимательскую, деятельность.

Знакомство учащихся с экономикой лучше начинать с того, что им понятно и близко – с семейных и школьных экономических ресурсов. Экономические ресурсы сами по себе не создают продукцию. Их нужно уметь использовать в качестве факторов производства. Значимость изучения основ домашней экономики и предпринимательства в рамках образовательной области «Технология» подтверждена многолетним опытом трудовой и технологической подготовки школьников. Именно в процессе изучения которой формируются первоначальные экономические знания и умения учащихся, их способности к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком.

 Творческие проекты, которые выполняют учащиеся в нашей школе можно разделить на группы общеполезные, школьные, социальные, личные.

         Еще Марк Аврелий говорил: «Во-первых не делай ничего без причины и цели, во-вторых не делай ничего, что бы не клонилось в пользу общества»

Результатом выполнения проекта становится во-первых реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне,  во-вторых учащиеся развивают и закрепляют свои умения и навыки, приобретая новый уровень экономических знаний, а в-третьих изделие способно быть товаром на рынке или удовлетворять потребность школы или семьи.

 К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Метод проектов — один из методов в обучении, стимулирующий интерес учащихся к проблеме. В этой сложной ситуации на помощь приходит учитель в роле консультанта. Ученик в сложной ситуации получает каждый раз подсказку и может вновь двигаться вперед, приобретая новые знания. Таким образом метод проектов помогает ученику пройти все виды деятельности и стадии ценообразований товара на современном рынке труда и является помощником в освоении широкого круга школьных знаний.  

В нашей школе после изучения раздела «Кулинария» девочки с увлечением выполняют групповые мини-проекты, которые мы назвали «Приятного аппетита». Учащиеся не только самостоятельно готовят выбранное блюдо, но и рассказывают о истории его возникновения, питательной ценности. А некоторые, придумывают забавные сказки о продуктах. Эта работа позволяет девочкам продемонстрировать своё умение работать в группе, показать соблюдение правил техники безопасности при работе на кухне, проявить фантазию при выборе блюда, его оформлении при подаче.

В конце года все учащиеся выполняют индивидуальные творческие проекты. Во время работы над проектом учащиеся выбирают не только те виды рукоделия, которые ими уже освоены, но и такие работы, которые требуют дополнительного изучения технологии изготовления. Девочки определяют своё отношение к любимому виду рукоделия, знакомятся с историей, самостоятельно разрабатывают технологическую карту изготовления изделия. Эта работа проходит с помощью интернета, когда учащиеся учатся использовать полученную информацию, не нарушая авторских прав.

И в итоге логическим завершением является защита проекта перед классом и выставка творческих работ с награждением лучших участников. Причём, лучших участников определяют сами учащиеся и пригашенные гости.

Результатом этой деятельности являются изделия прикладного творчества, которые занимают заслуженные места выставках декоративно-прикладного искусства, учащиеся получают первый опыт выступления на НПК учащихся,  

лучшие проекты публикуются на электронных ресурсах: образовательная социальная сеть nsportal.ru, videouroki.net.

Если сегодня важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, то предмет Технология, как ни один другой из школьной программы развивает творческую активность ребёнка, раскрывает способности, активизирует продуктивные потенциальные силы, даёт возможность выбора пути самореализации, как личности в процессе работы над изделием.

Таким образом, проектная деятельность на уроках Технологии очень логично вписывается в структуру обновлённых ФГОС и полностью соответствует заложенному в нём основному подходу на практическое применение знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

«Использование технологий тьюторского сопровождения в проектной деятельности на уроках технологии»

Результаты диагностики уроков технологии выявили одну из проблем образования, недостаточный уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотивации к получению знаний, поэтому, чтобы побудить личну...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Из опыта работы учителя технологии “Проектная деятельность на уроках технологии”

Проектная деятельность на уроках технологии, казалось бы всё уже известно... Новый подход с использованием взаимного обучения, несколько меняет представление о работе над учебным проектом...

Технологии достижения личностных результатов учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитаниясвободной , творческой. образованной. культурной и активной личности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно большиц...