метод наглядного моделирования
методическая разработка

Мерзлякова Вера Мхайловна

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx48.49 КБ
Файл vystuplenie.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и  он их усвоит на лету» (Ушинский К.Д.) 

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Главной целью коррекционной работы с детьми стала: — научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно – развивающих, образовательных и воспитательных задач:

  • помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем;
  • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
  • учить последовательности, логичности, и связности изложения;
  • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
  •  воспитать у детей потребность в речевом общении;
  • целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
  • актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
  • закреплять обобщающие понятия;
  • упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
  • упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);
  • упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;
  • закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
  • формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
  • анализировать семантику и способы образования сложных слов;
  • способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:

  1. Усвоение и анализ сенсорного материала;
  2. Перевод его на знаково-символический язык;
  3. Работа с моделью и позволяющие максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

отработать навык по слогового чтения

 При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Оптимизация процесса обучения.

В своей работе я использую пособие, которое собрала из разных источников. Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.

детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, что добавляет элемент игры,

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Логопед предлагает детям изменить существительное «стол»:

  1. На какой вопрос отвечает? (Что? – Стол)
  2. Образовать уменьшительно ласкательную форму. (Стол – столик)
  3. Образовать множественное число. (Стол – столы)
  4. Согласовать числительное с существительным. (Один стол, три стола, пять столов)
  5. Согласовать местоимение с существительным. (Стол чей? – Он мой стол)
  6. Составить предложение со словом стол. (На столе стоит ваза.)

 

Мнемотаблица, помогающая образовать и ввести в речь имена существительные

КТО?

ЧТО?

1 – 3 - 5

 (он мой)

(она моя)

 (оно мое)        

        .

КТО?

ЧТО?

1 – 3 - 5

  (он мой)

 

(она моя)

 

(оно мое)        

        .

КТО?

ЧТО?

1 – 3 - 5

 (он мой)

 (она моя)

 (оно мое)        

        .


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и  он их усвоит на лету» (Ушинский К.Д.) 

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

  • актуальность, задачи дидактические  коррекционно-развивающие, принципы 
  • коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка;
  • активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;
  • систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);
  • практическая направленность;
  • доступность и прочность усвоения речевого материала;

 сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Оптимизация процесса обучения.

В своей работе я использую пособие, которое собрала из разных источников. Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.

детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, что добавляет элемент игры,



Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и  он их усвоит на лету» (Ушинский К.Д.) 

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  1. во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  2. во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  3. в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Главной целью коррекционной работы с детьми стала: — научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни.

Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно – развивающих, образовательных и воспитательных задач:

  • помочь детям в систематизации познавательной информации об окружающем;
  • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
  • учить последовательности, логичности, и связности изложения;
  • развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
  •  воспитать у детей потребность в речевом общении;
  • целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
  • актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
  • закреплять обобщающие понятия;
  • упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
  • упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные);
  • упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением;
  • закреплять умение употреблять синонимы, антонимы;
  • формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
  • анализировать семантику и способы образования сложных слов;
  • способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности.

Метод наглядного моделирования включает следующие этапы:

  1. Усвоение и анализ сенсорного материала;
  2. Перевод его на знаково-символический язык;
  3. Работа с моделью и позволяющие максимально активизировать детей в речевой деятельности, сохраняя при этом их интерес.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

отработать навык по слогового чтения

 При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Оптимизация процесса обучения.

В своей работе я использую пособие, которое собрала из разных источников. Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.

детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, что добавляет элемент игры,

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Логопед предлагает детям изменить существительное «стол»:

  1. На какой вопрос отвечает? (Что? – Стол)
  2. Образовать уменьшительно ласкательную форму. (Стол – столик)
  3. Образовать множественное число. (Стол – столы)
  4. Согласовать числительное с существительным. (Один стол, три стола, пять столов)
  5. Согласовать местоимение с существительным. (Стол чей? – Он мой стол)
  6. Составить предложение со словом стол. (На столе стоит ваза.)

 

Мнемотаблица, помогающая образовать и ввести в речь имена существительные

КТО?

ЧТО?

1 – 3 - 5

 (он мой)

(она моя)

 (оно мое)        

        .

КТО?

ЧТО?

1 – 3 - 5

  (он мой)

 

(она моя)

 

(оно мое)        

        .

КТО?

ЧТО?

1 – 3 - 5

 (он мой)

 (она моя)

 (оно мое)        

        .


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и  он их усвоит на лету» (Ушинский К.Д.) 

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

  • актуальность, задачи дидактические  коррекционно-развивающие, принципы 
  • коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка;
  • активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;
  • систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);
  • практическая направленность;
  • доступность и прочность усвоения речевого материала;

 сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям

Каждый логопед ищет способ сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным. Использование моделей на логопедических занятиях позволяет этого добиться. Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Оптимизация процесса обучения.

В своей работе я использую пособие, которое собрала из разных источников. Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.

детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, что добавляет элемент игры,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Закрепление навыков согласования существительных и прилагательных с использованием метода наглядного моделирования». Лексическая тема – «Дикие животные».

Инициация:Приветствие. Логопед загадывает загадку о времени года и все вместе отправляются в весенний  лес.  Основная часть: Вхождение в тему: каких животных можно встретить в лесу весн...

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи дошкольников

Применение метода наглядного моделирования в развитии  речи у дошкольников делает процесс обучения как наглядным, так и познавательным. Данный метод способствует формированию личности, которая са...

Метод наглядного моделирования

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.Наглядное моделиро...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Использование метода наглядного моделирования в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Статья посвящена  опыту  применения метода  наглядного моделирования в работе учителя-логопеда. Приведены примеры использования  данного метода   в работе направленной на...

Метод наглядного моделирования и визуализации в работе с детьми с РАС

В своей работе с такими детьми мы используем различные методики. Но одним из условий успешности занятий для нас является применение метода наглядного моделирования и визуализации. ...

Статья:" Метод наглядного моделирования."

Помочь обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы в окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними....