Метапредметная проектная деятельность как средство развития личности
статья

Наталья Ивановна Кащеева

Новый взгляд на педагогические традиции, не утратившие актуальности, и переосмысление накопленного опыта с его достоинствами и недостатками – требование времени. Педагог сегодня должен не только учить, но и прогнозировать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально использоваться им в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashcheeva_n.i_i_nasonova_d.s.docx82.6 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметная проектная деятельность как средство развития личности

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.   Плутарх

Новый взгляд на педагогические традиции, не утратившие актуальности, и переосмысление накопленного опыта с его достоинствами и недостатками – требование времени. Педагог сегодня должен не только учить, но и прогнозировать, какие знания и умения, приобретаемые учениками на уроках и в ходе внеурочной деятельности, могут быть полезными и реально использоваться им в будущем.

В данной статье мы представляем разработанную нами серию метапредметных проектов с пятого по девятый классы, которые можно разделить на две содержательные линии: «Мир вокруг нас» и «Жизнь замечательных людей или история науки и техники».

Первая линия  «Мир вокруг нас» - серия проектов, посвященная исследованию мироустройства. «Оглянись вокруг, посмотри, как прекрасен этот мир!»

Легко ли быть ученым-исследователем, пионером новых знаний, какими качествами надо обладать для этого? «Жизнь замечательных людей или история науки и техники» - это вторая серия проектов, которая раскрывает страницы истории науки и техники, рассказывает о жизни замечательных людей прошлого и настоящего, о развитии русской науки и деятельности русских ученых.

Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий.

Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Главная цель учебной деятельности обучающегося - это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения. Однако понимание не может быть результатом одномоментных логических действий, оно является следствием состояния ума подростка, к которому его еще надо подвести за счет соответствующей организации его опыта. «…Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат…» Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. 

Одной из современных технологий развивающих УУД является технология проектно - исследовательского обучения. 

Рассмотрим первую линию «Мир вокруг нас»:

  1. класс
  • Информационный проект «Симметрия в природе» - первое полугодие пятого класса. Основная цель учителя выявить интересы обучающихся пятых классов. Перед учениками ставится проблема: привычно восхищаясь красотой мира, вы задумывались, что лежит в основе этой красоты? В ходе работы над проектом был изучен интересный материал о симметрии животных и растений. Защита проекта была представлена в виде выступлений учащихся, которые рассказывали о своих открытиях и показывали выполненные творческие работы. Работая над данным проектом, формировались метапредметные  регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные УУД: сбор, систематизация, использование информации о симметрии в природе; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией.
  • Информационный проект «Геометрия вокруг нас». Геометрический материал является одной из частей курса математики, начиная с 5 класса основной школы. Способ его изложения опирается на предыдущий жизненный и геометрический опыт учащихся, поэтому важно привлекать учащихся к исследовательской работе, в частности, проектной деятельности. Проблема: увидеть геометрические тела вокруг себя. Работая над проектом, ребята учились видеть в привычном мире необычное. Этому способствовало и то, что мы живем в Петергофе, городе дворцов и фонтанов. Результатом совместной деятельности стало панно с изображением придуманного города, на котором каждый ребенок разместил дом своей мечты. Формировались метапредметные  регулятивные УУД: коллективное целеполагание и планирование, получение результата, действуя по плану и сравнение его с замыслом; познавательные УУД: поиск и  отбор информации об архитектуре разных народов; коммуникативные УУД: представление своего дома в форме публичного выступления перед одноклассниками.

6 класс

  • Исследовательский проект «Тайна маленькой снежинки».

«Во все века жила затаена, Надежда – вскрыть все таинства природы» – слова В.Я. Брюсова послужили эпиграфом к этой работе. Учащимся рассказали история об одном удивительном случае, который произошел в давние времена в Петербурге. Этот случай произошел еще во времена Петра I, на одном придворном балу. В зале было так душно, что от спертого воздуха некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В залу ворвалась свежая струя морозного воздуха, и... неожиданно для всех в комнате повалил снег, прямо хлопьями! В те времена, да и много позднее, ученые не могли объяснить себе это странное явление. Потому что долгое время никто не знал, как рождается снег!

Ребятам предстояло ответить на вопрос: почему падал снег в закрытом помещении? В ходе работы ребята ставили себе вопросы: почему снег в разных регионах нашей страны разной формы, всегда ли снежинки симметричны? Результатом исследования стала диаграмма зависимости формы снежинки от климатических условий местности выпадения снега. Работая над данным проектом, формировались метапредметные  регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; познавательные УУД: сбор, систематизация, использование информации необходимой для решения поставленной задачи; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией; аргументировано доказывать свое мнение.

Творческий проект «Симметрия в архитектуре Петергофа».

«Не отвести восхищенного взгляда,

От красоты, победившей века.

Солнце сверкает в потоках каскада,

Струи взлетают под облака» - отзыв одного из посетителей Нижнего парка Петергофе.

Насколько часто встречается симметрия в архитектуре Петергофа? Всегда ли оправдано использование симметрии в архитектуре?

  1. класс
  • Исследовательский проект «Золотое сечение».

Любит природа пропорций гармонию.
Всё, что растёт и живёт, размножаясь,
Вечным законам её подчиняясь,
Смысла и формы рождает симфонию.

Именно это деление вечное —
Общего к большему, большего к меньшему —
Строит гармонию соотношений,
Природных явлений и божьих творений.

В этом секрет золотого сечения.
В этом сакральная тайна влечения
Меньшего к большему, большего к общему. (Даша Пономарева)

Этот проект очень заинтересовал ребят, они разбились на несколько групп. Каждая группа занималась разработкой определенной темы. Первая группа занималась сбором информации и формированием теоретической базы по теме проекта. Тема второй группы – «Золотое сечение в музыке», учащиеся рассмотрели проявление золотого сечения в музыке и сами исполнили известные музыкальные произведения. Тема третьей группы – «Золотое сечение в поэзии», четвертой – «Золотое сечение в живописи и WEB-дизайне», пятой – «Золотое сечение и температура, давление и строение человека». Были сделаны вывод: знание математики помогает создавать успешные творческие произведения искусства. Работа была успешно представлена на ХХХIV Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». Работая над проектом, формировались метапредметные  регулятивные УУД: планирование своих действий, постановка новых задач и поиск путей решения; познавательные УУД: сбор, систематизация, использование информации; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией; аргументировано доказывать свое мнение.

  1. класс
  • Прикладной проект «Математика и здоровый образ жизни». Проблема: как при помощи математики организовать режим дня, правильно рассчитать рабочее и свободное время, рассчитать норму потребляемых калорий и расход калорий, норму витаминов, белков и других веществ.
  1.  класс
  • Прикладной проект «Природа и математика. Числа Фибоначчи».

Неужели в каждом цветочке,

И в молекуле, и в галактике,

Числовые закономерности

Этой строгой «сухой» математики?

Проблема, поставленная перед подростками: установить связь мироустройства и чисел Фибоначчи.

Вторая линия - «Жизнь замечательных людей или история науки и техники»

5 класс

  •  Проект «Зачем мне математика». Основная цель – изучить роль математики в жизни человека, повысить интерес к математике и ее изучению. «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен ко всем наукам в природе?» - спросил Платон своего ученика. Это изречение великого философа помогло определиться с вопросами, которые были поставлены перед учащимися: Зачем нужна математика? Что может дать математика тебе? Работая над проектом, было создано много презентаций, синквейнов, эссе, размышлений. Ученики 5 классов провели опросы о значимости математики в своих семьях и пришли к выводу, что без математики не обойтись. Формировались метапредметные  регулятивные УУД: постановка цели, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, получение результата; познавательные УУД: поиск информации из различных источников, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Проект «История зарождения арифметики и геометрии». Изучение любой области начинается с изучения ее истории. Элементы истории математики являются эффективным средством возбуждения интереса у учащихся к предмету. Цель проекта – изучить историю возникновения арифметики и геометрии как самостоятельных наук. Пятиклассники, работая над проектами, пришли к выводу, что математика как наука возникла из практических  нужд человека. Были рассмотрены основные эпохи развития математики, биографии великих ученых, которые внесли свой вклад в развитие мира. Результаты своих работ ученики представили на математических чтениях в школе. Формировались регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, получение результата; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование найденной информации; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией.

6 класс

  •  6 класс мы начали с проекта «Жизнь замечательных людей». Этот проект стал новой ступенью прошлогодней работы учащихся «История зарождения арифметики и геометрии». В этом проекте были рассмотрены старинные учебники арифметики, геометрии. Составлена коллекция старинных задач. Работая над данным проектом, формировали метапредметные  регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; познавательные УУД: анализ с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  1. класс
  • информационный проект «Гражданский подвиг ученого; вся жизнь – борьба». Петергоф – не только город фонтанов и дворцов, но и город Наукоград. С нами рядом живут и работают ученые Санкт-Петербургского Государственного Университета. Мы с учениками задумались над вопросом: влияет ли жизнь одного человека на судьбу науки в целом?  Проект ребята посвятили знакомству с профессором кафедры геометрии математико-механического факультета СПГУ В.А. Рохлину. Познакомившись с биографией и трудами ученого, ребята пришли к выводу о том, что  Владимир Абрамович обладал огромными и всеми признаваемыми математическими способностями от природы, что всегда выдвигало его на первый план в областях, которыми он занимался, делая великие открытия. Преданность науке, научная добросовестность и моральная чистота - другая важная его черта. Работа над данным проектом, способствовала формированию регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации, получение результата; познавательные УУД: структурирование знаний, определение основной и второстепенной информации; коммуникативные УУД: умение выступать перед аудиторией.
  1. класс
  • Исследовательский проект «Я живу на улице Чебышевская» продолжил серию проектов  «Жизнь замечательных людей или история науки и техники». Проблема – кто такой П.Л.Чебышев, чем он знаменит и почему улица Петергофа названа в честь него?  Результатом исследования стало совместное творчество учителей, учащихся и родителей, подключившихся к работе над проектом. Совместными  усилиями была выполнена презентация о жизни и творческом пути ученого математика. Ребята совместно с родителями создали два фильма: об улице Чебышевской в Петергофе и о самом известном изобретение П.Л. Чебышева – о стопоходящей машине. Работа над данным проектом, способствовала формированию регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, поиск и выделение необходимой информации, получение результата; познавательные УУД: структурирование знаний, определение основной и второстепенной информации; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9 класс

  • Исследовательский проект «Я б в ученые пошел или хорошо ли быть ученым? Эпиграфом к работе послужил отрывок из игрового научно-популярного фильма «Математик и черт» (СССР, 1972, производство Центрнаучфильм, творческое объединение «Радуга», режиссёр Райтбурт). Почему герой фильма отказался от денег, славы, богатства?

Мы выбрали четыре разные эпохи, четыре человека, жившие в эти эпохи, четыре преподавателя математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, чем они похожи, а чем отличаются? Цели, сформулированные учениками: найти, изучить биографии, известные труды ученых - математиков четырех эпох в развитии математики в СПБГУ. Ученики  провели сравнительный анализ интеллектуальных и психосоциальных особенностей ученых Л.Эйлера, П.Л.Чебышева, В.А.Рохлина, Г.Я.Перельмана; и выяснили, успешны ли были в жизни эти люди. Проблема – любой ли человек может стать ученым?  Кратким ответом на вопросы стал синквейн:

« Профессия;

интересная, успешная;

творить, развивать, познавать;

помогает самореализоваться в жизни;

призвание»

Работа над данным проектом, формировала метапредметные  регулятивные УУД: составление плана и последовательности действий, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; познавательные УУД: анализ с целью выделения существенных признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Мы рассмотрели некоторые наиболее интересные проекты, которые позволили изменить отношение учащихся и родителей учащихся к предмету. Проектная деятельность это большой труд, как со стороны учителя, так и со стороны учеников и их родителей. Это большая затрата сил, энергии и времени, которая окупается будущими успехами каждого ребенка.

Активная познавательная деятельность, в которую вовлечены учащиеся, развивает исследовательские способности. Проект для нынешнего школьника – это не только возможность раскрыть себя, найти себя в той или иной области, но и способ научиться находить, формулировать учебную проблему, искать информацию из различных источников, искать метапредметные связи, проводить эксперименты, учиться делать выводы, анализируя свою деятельность на каждом этапе работы над проектом. Таким образом, формируются познавательные мотивы учебной деятельности. К тому же школьники видят конечный результат своей работы, который представляют слушателям, заинтересовывая одноклассников, и вовлекая других учеников и развивая свои коммуникативные умения.

Эффективность метода проектов при изучении математики, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, подтверждена практикой. Это и хорошие результаты сдачи ОГЭ и ЕГЭ по математике, а мы работаем в школе с углубленным изучением английского языка. Это успехи на районных и городских олимпиадах по математике. Но главное – мы видим изменения в своих учениках. У ребят, работающих над проектами на протяжении учебы в основной школе, развиваются такие личностные качества, как самостоятельность, самоорганизация, целеустремленность, коммуникабельность. Расширяется область познания, формируется научная картина мира. Они видят, что математика выходит за рамки школьного предмета, она богата и разнообразна, а значит интересна. А впереди еще множество неоткрытых горизонтов…

.


Список использованной литературы

  1. О. Виро, О. Иванов, Н. Нецветаев.

Элементарная топология. 2010 год. 446 стр.

  1. В.А. Рохлин. Избранные работы.

Издательство МЦНМО. 2010 год. 572 стр.

  1. С. П. Новиков. РОХЛИН (из серии очерков "Математики за кулисами социализма") «Математическое образование: вчера, сегодня, завтра...» http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=n-rohlin 
  2. Рохлин, Владимир Абрамович http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
  3. Рохлин В. А., Фукс Д. Б. Начальный курс топологии. Геометрические главы.— М.: Наука, 1977
  4. V. I. Arnol'd, M. Sh. Birman, I. M. Gel'fand, I. A. Ibragimov, S. V. Kerov, A. A. Kirillov, O. A. Ladyzhenskaya, G. A. Leonov, A. A. Lodkin, S. P. Novikov, Ya. G. Sinai, M. Z. Solomyak, L. D. Faddeev, “Anatolii Moiseevich Vershik (on his sixtieth birthday)”, Russian Math. Surveys, 49:3 (1994), 207–221  http://www.turpion.org/php/paper.phtml 
  5. В. А. Рохлин.  Преподавание математики нематематикам. http://www.mathsoc.spb.ru/pantheon/rokhlin/Rokhlin.pdf 
  6. Первый выпуск серии "Мир математики" Золотое сечение.
  7. Гурьева Нина Александровна  Детям о Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме ,Паритет,2012, стр 112
  8. Чебышев П.Л. http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000044/st009.shtml
  9. Леонард Эйлер и математическое образование в России, КомКнига,2007

Авторская справка

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Место работы

Должность

Телефон

Электронная почта

Кащеева

Наталья Ивановна

ГБОУ школа №411 «Гармония» с углубленным изучением английского языка Петродворцового района Санкт-Петербурга

Учитель математики

8(921) 793-91-58

kanay@yandex.ru

Насонова

Дарья Сергеевна

ГБОУ школа №411 «Гармония» с углубленным изучением английского языка Петродворцового района Санкт-Петербурга

Учитель математики

8(905) 224-28-07

daria_serg_81@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа...

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

В статье раскрываются условия развития творческих способностей воспитанников средствами театральной деятельности. ...

«Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития личности учащихся»

Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросом: что необходимо сделать мне, как педагогу, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания?Какие эффективные формы, методы и технологии приведут к повы...

Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося

Чтобы у учащегося  развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод об...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...