формирование орфографической зоркости
методическая разработка

Мерзлякова Вера Мхайловна

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем же причина спросите вы? И как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov_orfograf_zork.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 23,

 МОУ школа 100,

учитель-логопед Мерзлякова В.М.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем же причина спросите вы? И как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Этими вопросами часто задаются многие учителя, методисты и ученые. В соответствии с ФГОС второго поколения, орфографической грамотности в обучении русскому языку отводится главная роль. Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Основной единицей орфографии является орфограмма. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. Это умение замечать орфограммы мы и называем орфографической  зоркостью.

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая развитость являются одной из главных причин допускаемых учащимися ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: ученик просто не видит орфограмм в процессе письма. Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания; несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);  низкий уровень объёма и распределения внимания;  низкий уровень развития кратковременной памяти. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

По мнению М.С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости младших школьников проходит в 3 этапа.

Первый этап -  соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных позициях. Особое внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением.

Второй этап -  запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии — происходит также на основе звуко-буквенного анализа. Этот этап работы формирует у учащихся представление о том, что звуки в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой.

Третий  этап - обучение решению грамматико-орфографических задач. Этот этап предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий на основе применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове.

Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм: 1. Несовпадение буквы и звука. 2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков: - гласные - а, о, и, е; - пары звонких и глухих согласных; - сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу; - сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; - согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, - повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю; - мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных"; - "опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое. 3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса. Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

 Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма,  я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, которую провожу в следующей последовательности:

Скажи слово и послушай себя.

Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

Выдели голосом первый звук, протяни его, назови его и охарактеризуй.  Обозначь выделенный звук условным значком.

Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй, обозначь условным значком и тд.

Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме. Назови сколько в слове звуков, сколько в слове букв.

Использую на уроках игровые приёмы: «Найди одинаковый звук» -педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, косточка, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах. «Определи место звука в слове».- педагог вешает на полочку доски карточки, на которых нарисованы аист, шарф, лиса. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Далее предлагает карточку со схемами расположения звука в слове. Если звук, который назовет педагог, дети услышат в начале слова, то фишку ставят в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку  ставят во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

«Найди предметы с заданным звуком»- педагог предлагает детям найти в классе предметы, в названии которых встречается звук  «у»; нахождение звуков в названиях предметов по сюжетной картинке (выигрывает тот, кто больше найдет предметов).

«Светофор»- ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.

Орфографическое чтение .

Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от  орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся.

 Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

 Диктант «Проверяю себя» Во время проведения диктанта учащиеся могли пропускать букву, в которой сомневаются. Затем ученики задают вопросы товарищам или учителю, после чего заполняют пропуски или вносят необходимые исправления. Следует подчеркнуть, что специфическая особенность этого вида диктанта состоит в том, что ученик анализирует с орфографической точки записываемый текст «про себя», стремится увидеть в каждом слове «точки» применения правил.

Зрительные диктанты. Зрительные диктанты - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать. План проведения занятий по методике состоит в следующем: На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора. Набор  № 1 Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение. Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.  Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.  Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.

Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. 

Письмо с проговариванием (в основе этого письма проговаривание по слогам) или фонемное письмо. Данный вид работы обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем более сильные ученики, потом в работу включаются и средние,  и слабые учащиеся

Прием ''Секрет письма зеленой пастой''. С помощью этого приема дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

 Специально организованное списывание. Они предлагают алгоритм списывания: Внимательно прочитай предложение. Повтори его не заглядывая в текст. Подчеркни в предложении все орфограммы. Прочитай предложение орфографически. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. «Секретный кружочек». С помощью данного приема дети оформляют свои работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча – ща и тп.) – начинает работать секретный кружок.

Какографические упражнения. На мой взгляд,  наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.

Работа со словарными словами. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся. При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:

Педагог читает загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку загадки. На данном этапе обязательно нужно объяснить значение данного слова детьми и учителем. Затем учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки. На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании. Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить. Затем к изучаемому слову можно подобрать однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь. С любым из однокоренных слов учащиеся составляют предложение.

 Список используемой литературы.

Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р.Львов. – М.: Прометей, 1988.

 Развитие орфографической зоркости. .. И. И. Праведникова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...

Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...

Формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса.

Проблема орфографической грамотности  учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особенно важное значение в условиях школы  имеет выработка орфографических навык...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...