Методические рекомендации по созданию и применению интеллект-карт
презентация к уроку

Нуриева Зульфира Зуферовна

Методические рекомендации по созданию и применению интеллект-карт 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 175» Советского района города Казани Нуриева Зульфира Зуферовна , учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 175 » Советского района г. Казани МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ ХИМИИ «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д.Ушинский

Слайд 2

Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно и самостоятельно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию, необходимы новые подходы и образовательные технологии. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, направлять, развивать их познавательную деятельность. Новые требования, предъявляемые современными стандартами общего образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. Значит, надо выяснить, каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе основной школы? Объектом исследования является педагогическая технология «интеллект-карта». Актуальность

Слайд 3

Создавая интеллект-карты , я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации Тони Бьюзен Условия возникновения и становления педагогического опыта Тони Бьюзен – автор методики и организации мышления – «карты ума (памяти)»

Слайд 4

Условия возникновения и становления педагогического опыта Михаил Евгеньевич Бершадский http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 Автор когнитивной образовательной технологии Автор концепции применения метода интеллект-карт в учебном процессе (в соавторстве с Е.А. Бершадской ) Член редколлегии журнала «Педагогические технологии» Член экспертного совета журнала "Школьные технологии»

Слайд 5

Основная идея метода Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Слайд 6

Алгоритм действий при построении интеллект-карты

Слайд 7

Алгоритм действий при построении интеллект-карты

Слайд 8

Алгоритм действий при построении интеллект- карты

Слайд 9

Основные принципы построения интеллект-карт Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками . Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов . Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно! Для создания карт используются только цветные карандаши,маркеры ит. д . Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.

Слайд 10

Основные принципы построения интеллект-карт Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга . Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых объектов. Над каждой линией–ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Слайд 11

Преимущества обучения с помощью ментальных карт Наглядность – вся идея видна с первого взгляда. Концентрация внимания на важных моментах. Привлекательность. Тони Бьюзен писал: Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт». Запоминаемость – развитие памяти и мышления. Творчество – вызывает интерес учащихся. Возможность пересмотра – при необходимости можно вставить новую информацию. Экономия времени на конспект.

Слайд 12

Цели, решаемые с помощью интеллект-карт развитие творческих и аналитических способностей учащихся ; формирование познавательной мотивации в процессе обучения; получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса; умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете; умения рассуждать, делать выводы, принимать решения; развитие критического и рефлексивного мышления . формирование коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности; формирование умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.); улучшение всех видов памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорение процесса обучения.

Слайд 13

Области использования интеллект-карт обучение ; конспектирование лекций; конспектирование книг; подготовка материала по определенной теме; решение творческих задач; мозговой штурм; презентации ; планирование и разработка проектов разной сложности; осуществления контроля и защите проектных работ учащимися. составление списков дел; общение ; проведение тренингов; развитие интеллектуальных способностей. при проведении различных типах урока: изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация.

Слайд 14

Виды интеллект-карт, которые могут быть использованы в процессе обучения химии: « КАРТА ТЕКСТА» позволяет понять и запомнить любой текст, увидеть его структуру и перестроить ее, запомнить текст и воспроизвести его в нужный момент по зрительному образу. Так можно проработать материал любого параграфа учебника химии, а также любой раздаточный материал. « КАРТА ПРАВИЛА» ускоряет процесс запоминания правил и формирование навыков их практического применения. Например, так можно выявить сложности, возникающие у учащихся при расстановке коэффициентов в окислительно -восстановительных реакциях методом электронного баланса. С помощью карт данного типа проще запомнить правила электролиза, технику безопасности, действие принципа Ле - Шателье для обратимых реакций, а также рассмотреть случаи гидролиза солей. «КАРТА УЧЕБНИКА» позволяет понять организацию и структуру учебника или раздела химии. Так, можно составить карту учебника 8 класса, который условно назван «Учебник общей химии», что позволяет увидеть систему иерархии и взаимосвязи ключевых понятий химии.

Слайд 15

Виды интеллект-карт, которые могут быть использованы в процессе обучения химии: «КОНСПЕКТ-КАРТА » ускоряет процесс записи объяснений учителя, школьной лекции и их качественное усвоение. «КОНСПЕКТ–КАРТА» позволяет также быстро повторять материал урока. Подобный конспект реализует принцип «одна тема – один разворот», что давно признано эффективным и использовалось педагогами «ВОПРОС–КАРТА» ускоряет процесс формирования навыков с опорой на алгоритмы мышления, например, навык применения законов в химии и понимание сферы их действия. Примером являются карты «Периодическая система – это отражение строения атома?», «Как вырастить кристалл?», «Почему металлы ковкие?», «Почему вода –самое удивительное вещество в мире?» и др. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» применяется для всестороннего анализа и планирования деятельности, например, проектной. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» представляет собой систему из нескольких интеллект-карт. «КАРТА МЫШЛЕНИЯ» позволяет выстроить цепочку целей (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных) и в долгосрочной перспективе спланировать деятельность учащихся.

Слайд 16

Программное обеспечение по созданию интеллект-карт FreeMind Labyrinth Mind Genius iMindMap

Слайд 17

Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты Элвин Тоффлер

Слайд 18

1.Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн .: ООО « Попурри » , 2005. – 400 с . 2. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 3. http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn02-11/238-a 4.http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnayapsixologiya/1513-2012-01-26-09-17-41?start=6 5. http://www.mindmap.ru/ 6. http://school28salsk.narod.ru/rekomenduem/psiholog/uspeh.htm 7. http :// biof ile . ru / psy /1576. html Используемая литература и сетевые ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработанное занятие в 11 классе по теме " Многоаспектный анализ художественного текста с применением интеллект- карт"

Этот  материал   будет  интересен  учителям  старших  классов  ,  применяющих  в  своей  работе  исследовательские  методики...

Мастер - класс "Применение интеллект - карт на уроках математики"

Масстер - класс знакомит с понятием "Интеллект - карт", с ее приемуществами над другими видами запоминания информации. Также в масстер - классе показаны приемы создания интеллект - карт, и примеры для...

Обобщение опыта "Применение интеллект-карт на уроках английского языка."

Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В фор...

Применение интеллект - карт на уроках истории как способ формирования учебно-познавательной компетенции

В материале представлен опыт работы с интеллект0картами на уроках истории...

Методические рекомендации по созданию и применению образовательных web – квестов на уроках и во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации по созданию учебного веб-квеста и применение технологии веб-квеста на уроках и во внеурочной деятельности....

Авторская работа. Методические рекомендации по созданию и применению интеллект-карт

Формирование творческой и активной личности учащегося -  главная цель современного образования. Сегодня школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решен...

Создание и использование интеллект-карт на уроках английского языка

Презентация в рамках работы в Педагогической мастерской 10.04.2023 г....