Материал для проведения олимпиады по литературе
олимпиадные задания (11 класс)

Петрова Лилия Викторовна

Материал для проведения олимпиады по литературе содержит две части: аналитическую и творческую. Также есть критерии для проверки олимпиады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2020-2021 года

10-11 класс

I. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (70 баллов)

Выберите вариант: прозаический текст или стихотворный.

Вариант 1. Целостный анализ прозаического текста

Задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Евгений Шкловский

ШАР

Прозрачный, переливающийся всеми цветами радуги. Искрится весело на солнце, набухает все больше и вдруг, отрываясь, плывет по воздуху. Невесомый.

Шар.

Это была тайна его детства. Мастерство, о котором никто не знал и не должен был знать. Самое интересное, что никто его и не учил, — он уже умел. Сразу. То есть он видел, как это делают другие, а потом решил попробовать. И все получилось.

В шаре отражалось.

В шаре были зима, весна, лето (летом все и происходило), осень. Там мелькали сосны, трава, река, небо, краснокрышие дома... В шаре было просторно. В нем все смещалось к центру и аккуратно распределялось по краям, а потом оборачивалось вокруг оси. В нем все становилось игрушечным и как бы рождалось заново, как городок в табакерке.

Выдувая шар, еще до мгновения, когда тот, отяжелевший, вот-вот должен был сорваться с тоненького расщепленного кончика соломинки, Мастер входил в него и... летел, летел...

Но даже когда шар лопался, он все равно оставался в сверкавшей переливчатой облатке, как в коконе, храня совершенство округлого мира на сетчатке глаза. Он оставался. Мир был пойман в сеть, в блистающую взвесь мельчайших мыльных капелек, превращен в одну большую круглую каплю. Мир был в капле и каплей в мириадах других капель и других миров.

Чудо преображения совершалось в те секунды, когда он вдувал воздух из своих легких в узенькое жерло соломинки, предварительно окунув ее в мыльную воду. Но самое замечательное, конечно, наступало тогда, когда шар, переливаясь тончайшими нездешними цветами, начинал медленно, словно неуверенно возноситься ввысь, все больше и больше наполняясь солнцем и небом, и уже сам начинал сиять, как солнце. Подхваченный потоком воздуха, он то взмывал, то опускался, и плыл, плыл, пока наконец не исчезал, растворяясь в небесной синеве.

А в Мастере оставалось ощущение вышины и синевы, легкости и потока, в нем продолжалось. Каждый человек ищет в мире нечто, с помощью чего он мог бы объять и проникнуть, способ или средство, материальное или духовное, своего рода ключ.

Он нашел.

Потом как-то произошло, что ключ потерялся. Возможно, он просто забыл про него, занятый другими важными и неотложными делами, положил в тайник и забыл куда. Потерял из виду, как стремительно исчезающий в вышине мыльный переливающийся всеми цветами радуги пузырь.

Припоминание началось вдруг, много лет спустя, когда мир уже давно вытянулся в плоскость и перестал быть переливающимся и круглым.

Дочь спросила его: «Ты умеешь пускать мыльные пузыри?»

Он ответил: «Когда-то...»

Тогда дочь попросила: «Научи!»

Он сказал: «Летом, на даче...»

«Нет, — сказала дочь строго, — сейчас!»

Ее настойчивость озадачила Мастера. Откуда она могла проведать о его тайне, про которую он и сам давно не вспоминал, оставив на дне прошлого? Или это просто была случайность?

Или... пробил час, когда он должен был раскрыть свое знание, поделившись с дочерью, с другими? Вновь отыскать ключ и передать его.

«Ты точно не хочешь подождать лета?» — спросил Мастер

Воскресным утром он надел клеенчатый фартук, развел кусочек мыла в теплой воде и сделал перочинным ножиком раструб на конце розовой коктейльной трубочки. Рядом стояла пятилетняя дочь и внимательно наблюдала за его торжественными приготовлениями.

Вот Мастер поднял стаканчик с мыльной пеной, как поднимают бокал вина, произнося тост, и аккуратно погрузил туда широкий конец трубочки. Затем, вынув, он приподнял ее так, как горнист поднимает горн, собираясь протрубить какой-нибудь сигнал, и, осторожно коснувшись губами, дунул.

О боги, как печален день, когда вдруг обнаруживаешь, что ты не тот, кем привык считать себя, что ключ, который хранил в тайнике, заржавел и не открывает дверь в заветную комнату! Что ты не владеешь, а мир уже не кругл и далеко не совершенен. Лишь несколько мутноватых капелек выскользнули из трубочки и обреченно упали в ванную.

От стыда и смущения Мастер густо покраснел и сгорбился так, словно постарел сразу на десяток лет. Увы, секрет шара был утрачен, а сам он бессилен.

«Я же говорил, надо дождаться лета...» — растерянно произнес он.

 «Дай мне! — Дочь нетерпеливо и требовательно протянула руку к розовой трубочке. — Дай я попробую».

Все произошло очень быстро и как во сне. Мастер видел только нежный курносый девчоночий профиль с приподнятым подбородком и чуть вытянутыми губами, нежно касавшимися трубочки, — и тут на другом конце ее внезапно возник маленький веселый шарик, который, блестя, разноцветно переливаясь и чутъ покачиваясь, все увеличивался и увеличивался, пока не стал довольно большим шаром.

Мастер затрепетал: только бы не лопнул! Только бы!!!

Но дочь уже постигла. В какой-то миг она сделала почти неуловимое движение — и шар, будто набравшись решимости и дрогнув последний раз, оторвался и медленно, как бы осматриваясь, поплыл вдоль ванны, затем неожиданно сделал крут и полетел дальше. Он плыл по кухне, а дочь, словно загипнотизированная, с сияющим лицом, завороженно следовала за ним. Форточка была распахнута, и шар, радужно взблеснув, плавно выплыл в нее.

Он летел над устилавшим все снегом, и яркое зимнее солнце пронизывало и ласкало его своими лучами.

 А Мастер и его дочь стояли рядом и смотрели в окно - как он летит, как все больше и больше наполняется голубизной неба, как золотится и сверкает им из вышины.

Мир снова был в шаре.

Опорные вопросы

Обратите внимание на название произведения, художественную функцию композиции,  финал, соединение событийных и сентиментальных черт в повествовании.  Определите, как они помогает понять идею рассказа? Как вы понимаете заключительную фразу текста?

 Не забывайте, что на основе ваших наблюдений следует  сделать обобщающие выводы. Иллюстрируйте свои суждения примерами из текста. Ваша работа должна представлять собою цельный, связный, завершённый текст

Вариант 2. Целостный анализ стихотворного текста

Задание

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Николай Агнивцев

ВДАЛИ ОТ ТЕБЯ, ПЕТЕРБУРГ

Ужель в скитаниях по миpy

Вас не пронзит ни разу, вдруг,

Молниеносною рапирой

Стальное слово "Петербург"?

Ужели Пушкин, Достоевский,

Дворцов застывший плац-парад,

Нева, Мильонная и Невский

Вам ничего не говорят?

А трон Российской Клеопатры

В своем саду, и супротив

Александринского театра

Непоколебленный массив?

Ужель неведомы вам даже

Фасад Казанских колоннад?

Кариатиды Эрмитажа?

Взлетевший Петр, и Летний Сад?

Ужели вы не проезжали

В немного странной вышине

На старомодном "империале"

По Петербургской стороне?

Ужель, из рюмок томно-узких

Цедя зеленый пипермент,

К ногам красавиц петербургских

Вы не бросали комплимент?

А непреклонно-раздраженный

Заводов выборгских гудок?

А белый ужин у "Донона?"

А "Доминикский" пирожок?

А разноцветные цыгане

На «Черной речке», за мостом,

Когда в предутреннем тумане

Все кувыркается вверх дном;

Когда моторов вереница

Летит, дрожа, на Острова,

Когда так сладостно кружится

От редерера голова!..

Ужели вас рукою страстной

Не молодил на сотню лет,

На первомайской сходке красный

Бурлящий Университет?

Ужель мечтательная Шура

Не оставляла у окна

Вам краткий адрес для амура:

"В. О. 7 л. д. 20-а?"

Ужели вы не любовались

На сфинксов фивскую чету?

Ужели вы не целовались

На Поцелуевом мосту?

Ужели белой ночью в мае

Вы не бродили у Невы?

Я ничего не понимаю!

Мой Боже, как несчастны вы!..

В чем особенность художественного образа Петербурга, созданного в стихотворении? Какие средства художественной  выразительности помогают его создать? Какова авторская позиция? Не забывайте, что на основе ваших наблюдений следует  сделать обобщающие выводы. Иллюстрируйте свои суждения примерами из текста. Ваша работа должна представлять собою цельный, связный, завершённый текст.  

Критерии оценивания аналитического задания

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),

последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте

сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность

формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать

термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без

искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность

использовании фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических

ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным

критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также

орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание

текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх

ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5.

Итого: максимальный балл – 70 баллов

II. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (15 баллов)

Одна из литературных премий, до недавнего времени вручавшаяся авторам лучших повестей, носила имя Ивана Петровича Белкина – и была единственной в мире литературной премией, названной в честь вымышленного персонажа.

Если бы сейчас вновь учреждалась премия имени литературного героя, в честь кого вы бы предложили ее назвать? Какие произведения (прозаические или поэтические, документальные или художественные, крупных или малых форм и т.п.) могли бы претендовать на эту премию? Каким «премиальным» критериям они должны соответствовать?

Номинируйте на эту премию одно произведение (оно должно реально существовать и быть написано нашим современником), указав, какими необходимыми чертами оно обладает (краткая характеристика – примерно 5-7 предложений).

Критерии оценки:

  1. Точность и уместность отобранных деталей, ключевых идей, структурных особенностей, позволяющих читателю ясно представить себе художественное/ литературно-критическое произведение, – максимально 7 баллов

  1. Стилистическая выразительность преамбулы, еѐ обращенность к читателю с целью его заинтересовать/заинтриговать – максимально 5 баллов.

  1. Указание названия текста и его автора – 3 балла.

Общий максимальный балл за задание – 15.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

 2021-2022 учебный год

Возрастная группа 11 классы

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить задания олимпиады.

Время выполнения заданий – 4 академических часа (180 минут).

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

− не спеша, внимательно прочитайте задание и критерии оценивания;

 − обдумайте и сформулируйте ваш ответ;

− не забывайте, что единственно верного ответа нет – важнее, чтобы ответ соответствовал заданию и критериям, опирался на анализ художественного текста, знание литературного материала и терминологии, а ваша точка зрения была убедительной и аргументированной;

− после выполнения всех предложенных заданий обязательно проверьте себя.

Максимальная оценка – 85 баллов.

I. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (70 баллов)

Задание 1  Выберите вариант: прозаический текст или стихотворный.

Вариант 1.

Целостный анализ прозаического текста

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

Евгений Чеширко  «Ужин»

Дмитрий Павлович бросил надменный взгляд на швейцара, услужливо и суетливо открывшего перед ним дверь, и проследовал к своему столику. Он всегда ужинал за одним и тем же столом. Поэтому табличка "Reserved" пропадала с белоснежной скатерти только тогда, когда Дмитрий Павлович находился внутри заведения. И тут же появлялась вновь после его ухода.

- Здравствуйте, Дмитрий Павлович, - администратор ресторана уже спешил к нему на полусогнутых ногах, - в нашем меню появилось новое изысканное блюдо! Его непередаваемый...
- Мне как обычно, - сухо бросил мужчина и, тяжело выдохнув, уселся за стол.
- Сделаем, Дмитрий Павлович, - кивнул администратор и засеменил на кухню, иногда оглядываясь на важного посетителя.

Мужчина положил на колени портфель и достал из него целую пачку бумаг. Пока его ужин готовился, можно было немного времени уделить и делам. Договоры, контракты, соглашения... Времени на все катастрофически не хватало, поэтому каждую свободную минуту приходилось расходовать рационально.
- Димка!
Дмитрий Павлович вздрогнул от неожиданности. Давно уже он не слышал, чтобы к нему обращались так фамильярно. А обращались именно к нему, так как, подняв голову, он увидел, что напротив него, прямо за его столиком сидит Смерть. 

Увидев на улице персонажа в такой одежде, сразу можно было бы подумать, что это чья-то неудачная шутка, но сейчас у Дмитрия Павловича почему-то не возникло и тени сомнения в том, что это именно она. От нее прямо веяло каким-то арктическим холодом, но этот холод ощущался не кожей, а чем-то более тонким - как будто в один миг замерзли все эмоции и чувства.
- Димка! - весело повторила она, - ну чего ты такой смурной? Как дела?
Дмитрий Павлович на секунду замер, а потом, застегнув портфель, медленно отложил его на соседний стул.
- Вы знаете, могло быть и лучше...
- Ты прав, Димка, могло бы, - кивнула Смерть и принялась осматривать интерьер ресторана, озираясь по сторонам, - хорошее место. Давно сюда ходишь?
- Уже года два, наверное.
- Что? - Смерть тут же уставилась ему в глаза, - не ври мне.
- Д-да я не вру. Вроде бы, - заикаясь, промямлил Дмитрий.
- Еще раз спрашиваю. Давно сюда ходишь?
Взгляд мужчины забегал. Он принялся судорожно вспоминать, когда именно ему впервые посоветовали этот ресторан.
- Ну... Может не два, может полтора.
- Врешь. Еще раз.
Дмитрий облокотился на стол и прикрыл ладонью глаза.
"Так. Мне этот ресторан показал Геннадий Александрович, когда мы подписали контракт на поставку оборудования. Когда это было? Поставки начались в сентябре, значит это примерно... Да, точно. Подписывали мы в начале августа. Получается, что год и девять месяцев".
- Год и девять месяцев назад. Это точно, - утвердительно кивнул Дмитрий.
- Слушай, ты в кого такой врунишка, а? - улыбнулась Смерть и дурашливо пригрозила ему пальцем.
- Да точно! Я помню, что это было год...
- Не нужно мне врать, - жестким голосом перебила его Смерть, - не нужно мне врать о том, что ты измеряешь свою жизнь годами.
- Как это? - не понял Дмитрий, - а чем же еще?
- Сейчас поймешь, Димка, - Смерть уселась поудобнее и зачем-то потерла кистевые кости друг об друга, - мои любимые игры с людьми. Эта игру я называю "Веселое анкетирование" Ты как? Не против?
- Я... Как бы....
- Вот и отлично. Я задам тебе пять вопросов. Ответишь на все - будешь ужинать без моего присутствия. 
- А если...
- А если нет, то не будешь ужинать. Поехали. Первый вопрос. Он легкий. Сколько портфелей назад ты устроился на свою работу?
- Что? Это как? Что значит - сколько портфелей назад?
Смерть медленно достала из складок своей одежды часы на длинной цепочке и положила их на стол.
- Забыла сказать. На каждый ответ дается минута.
Дмитрий Павлович заерзал на стуле.
- Я, кажется, понимаю, - прошептал он, - сейчас, секундочку... Так, первый я сам купил, второй мне жена подарила, а этот мне коллеги презентовали. Выходит... Три! Три портфеля назад!

- Абсолютно верно, Димка! - застукала в ладоши Смерть, - видишь, а ты боялся. Кстати, твоя секретарша предложила скинуться тебе на золотые часы, но твои коллеги посчитали, что это слишком жирно для тебя. Итак, следующий вопрос. Сколько подарков назад ты говорил своей жене, что любишь ее?
- О как, - задумался Дмитрий, - да я вроде бы...
- Минута пошла.
"Черт, а когда я в последний раз вообще что-то подобное говорил?" - Мысли Дмитрия метались по закоулкам его памяти. - "Ладно, сейчас вспомню. На день рождения подарил цепь, но вроде бы ничего такого не говорил. Поздравил и всё. До этого на восьмое марта дарил браслет. Говорил? Вроде бы нет. Новый год... Кольцо. Да, точно, кольцо. Вообще смутно помню этот Новый год... А! На одном из корпоративов конкурс какой-то был. Надо было кричать, что люблю. Да, точно! Я еще пьяный тогда был... Это было два года назад. Выходит, что каждый год по три подарка".
- Пятнадцать секунд, - пальцем постучала по часам Смерть.
- Шесть. Шесть подарков назад.
Смерть замерла и снова щелкнула по часам. Стрелка остановилась.
- Правильно? - на лбу Дмитрия выступили капельки пота.
Смерть молчала.
- Нет? Не шесть? - прошептал он дрожащим голосом.
- И это... Правильный ответ! Димка, ты чего так волнуешься? - засмеялась она, - как будто на годовую зарплату играешь. Кстати, в предпоследний раз ты признавался ей в любви за пятнадцать подарков до того корпоратива. Это так, к сведению.
Дмитрию было не до смеха. Этот вопрос почему-то огорчил его, хоть он и ответил правильно. В памяти вдруг всплыли воспоминания из молодости. Как он со своей будущей женой лез на крышу многоэтажки, чтобы просто посмотреть на звездное небо. Как они в выходной вставали в четыре утра, чтобы встретить рассвет за городом. Как он забирался к ней в окно, когда она жила на втором этаже. Как он впервые признавался ей в любви... Куда это все исчезло? Подарки стали обязанностью, приуроченными к определённым дням. Пост сдал, пост принял...

- Итак, следующий вопрос, - Смерть вытащила его из воспоминаний, - сколько автомобилей назад ты виделся со своим другом детства Серегой?
- С Серегой? - нахмурился мужчина, - а! Серега! Вспомнил. Это было... Так, первую машину он мне помогал выбирать, а вот вторую... Нет, меня к тому времени уже повысили и мы перестали видеться. Только созванивались по праздникам. После второй у меня еще одна была и уже потом вот эта. Выходит, что три автомобиля назад.
- Это окончательный ответ?
- Да, три. 
В этот раз Смерть не стала тянуть время.
- И снова правильно! Молодец, Димка! Кстати, Серега умер в прошлом году, - продолжая улыбаться, добавила она.
- Как умер? - ошарашено произнес Дмитрий.
- Вот так. Была возможность его спасти, но не хватило денег на операцию.
- Но... Как же так? Почему он мне не позвонил? - в сердцах стукнул кулаком по столу Дмитрий.
- Звонил. Но ему никто не ответил, потому что ты не посчитал нужным сообщить ему свой новый номер.
- Серега... - схватившись руками за голову, зашептал Дмитрий. В памяти тут же всплыло его вечно улыбающееся лицо. Серега был душой компании. А как он зажигал на гитаре... Но он никак не соответствовал новому кругу общения Дмитрия, да и времени на встречи не хватало. А постоянные звонки с предложениями съездить на рыбалку, выбраться к морю с палатками или пожарить мясо в лесу, утомляли и отвлекали от повседневных дел и знакомств с нужными людьми. Именно поэтому он решил не сообщать ему свой новый номер телефона, решив, что когда-нибудь сам с ним свяжется. Не позвонил. И уже не позвонит. Никогда.

- Четвертый вопрос, - как ни в чем не бывало продолжила Смерть, - сколько миллионных контрактов назад ты ходил в зоопарк со своей дочерью? 
На Дмитрия было тяжело смотреть. Надменный взгляд куда-то исчез, лицо осунулось. Он как будто постарел на десять лет за минуты этой дурацкой игры.
- С дочкой... С ней я ходил в зоопарк как раз до моего повышения. С тех пор мы подписали двадцать девять миллионников, - как-то равнодушно проговорил он, подперев голову рукой, - это я хорошо знаю, потому что мы как раз собирались устроить мероприятие по поводу юбилейного контракта. 
- Не буду тебя мучить, Димка, - кивнула Смерть, - это правильный ответ. Кстати, твоя дочь иногда называет папой своего дедушку. Но это мелочи. Ты готов к последнему вопросу?

Смерть перестала улыбаться и пристально посмотрела на Дмитрия.
- Этот вопрос будет сложным. Тебе придется самому сформулировать ответ по правилам, которые ты, надеюсь, уже понял. Готов?
Дмитрий угрюмо кивнул, не отрывая глаз от стола.
- Когда ты был счастливым человеком?
Она щелкнула по часам и стрелка побежала по кругу, отмеряя, быть может, последнюю минуту жизни Дмитрия. Он же равнодушно следил за ней, как будто его вся эта ситуация совсем не касалась. 

Пятнадцать секунд.
Смерть медленно положила руки на стол.

Тридцать секунд.
Дмитрий вздохнул, прикрыл глаза и закрыл лицо руками.

Сорок пять секунд.
В конце зала показался администратор. Он решил лично принести заказанные блюда Дмитрию Павловичу.

Пятьдесят восемь секунд.
- Одну жизнь назад, - посмотрев в глаза Смерти усталым взглядом, прошептал Дмитрий.

Стрелка завершила круг и остановилась. Смерть бережно взяла часы и молча встала из-за стола, подойдя со спины к зажмурившемуся мужчине. Положив костлявые руки ему на плечи, отчего через все его тело пробежала какая-то дикая дрожь, она медленно наклонилась к его уху. 
- Приятного аппетита. Димка.

Опорные вопросы:

- Определите тему текста, проследите, как она раскрывается на протяжении текста.

- Как частные воспоминания помогают понять общие закономерности жизни?

- Обратите внимание на построение текста. Как композиция  помогает в раскрытии темы.

- Какова роль предметной детализации?

Вариант 2

Интерпретация стихотворного произведения

Дайте анализ стихотворения, используя предложенные вопросы или избрав самостоятельный путь анализа.

 Александр Петрович Межиров (1923 - 2009)

 «Баллада о возвращенном имени»

От зеленого поля села
До зеленого поля стола,
По которому крутится-вертится шар заказной
В знаменитой пивной,
В «Метрополе»,
Деревенского парня судьба довела,
Как тогда говорили, по божеской воле.
Вскоре сделался он игроком настоящим. А это
Многократно усиленный образ поэта,
Потому что великий игрок
Это вовсе не тот, кто умеет шары заколачивать в лузы,
А мудрец и провидец, почти что пророк,
С ним, во время удара, беседуют музы.
Как поэт, он обидой ничтожной раним,
Как игрок, ненадежной удачей храним,
Потому что всегда Серафим
Шестикрылый свои простирает крыла
И над ним,
И над полем зеленым стола,
По которому крутится-вертится тот партионный
Или этот, поменьше, в котором «своя»,
Кариолисовы утверждая законы,
Куш, деленный на доли, кому-то суля.
В святцах смысла особого не разумея,
В честь Есенина перекрестили Егора в Сергея
Игроки игрока. И в назначенный срок
Первородное имя к нему возвратилось. Игрок
Кий сменил на пророческий посох
И творит не на аспиде шульцовских досок,
А на белых страницах — проводки рифмованных строк.
Что прославить ему суждено,
Поле сельское, или сукно,
По которому…
Впрочем, не все ли равно.
У поэзии нет преимущества перед игрой —
Вечный бой — лишь бы только остаться собой.

Ни к тому и ни к этому лиру его не ревную,-
Все присущее миру в гармонию входит земную.

Выполняя целостный анализ стихотворения А. Межирова, примите во внимание особенности содержания и формы: связь  с биографией С.А.Есенина,  историко-литературный контекст, философское осмысление жизни. Постарайтесь проанализировать ритмико-синтаксическое своеобразие стихотворения. Подумайте, каким представляется лирический герой, его переживания, как их можно истолковать. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

II. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (15 баллов)

1 ноября 2019 года в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля открылась выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания», посвящённая четырём знакам препинания и четырём чувствам, а объединяет все экспонаты 9 одно из ключевых произведений эпохи сентиментализма – «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина. Вот как описывают концепцию выставки ее устроители: «Первый зал, “комната Лизы”, посвящённый восклицательному знаку, – зал восхищения. Всё в нём наполнено предметами восторга юных дев: изящная мебель, изысканные дамские вещицы, книги, гербарии. Второй зал – зал вопросительного знака – удивит новыми словами, появившимися в русском языке с приходом сентиментализма, уникальными книжными изданиями XVIII века, картами, дорожными принадлежностями... Третий зал посвящён тире и недосказанности, а оформление четвёртого зала, многоточия и меланхолии, отсылает к пруду Симонова монастыря».

 Представьте, что вы – один из кураторов следующей выставки, которая будет посвящена русскому футуризму. Попробуйте придумать её концептуальное решение: с какими знаками препинания вы свяжете оформление залов (пусть их будет 2–3)? Почему? Какие экспонаты вы в них разместите? Назовите 4-5 предметов, которые вы планируете выставлять, кратко поясните, каково их значение и назначение на выставке. При написании текста исходите из того, что он будет размещён на сайте музея в качестве «афиши» (анонса) выставки и адресован всем её посетителям. Примерный объем ответа – 100-150 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочный материал по предмету "Музыкальная литература"

Материал предназначен для проведения проверочных работ по курсу  "Музыкальная литература" для учащихся 6 класса детской школы искусств, изучивших раздел "Творчество русских композиторов"...

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов, "Горе от ума".

Речевой материал, связанный с уроком литературы. А.С.Грибоедов. "Горе от ума"....

Образ матери в произведениях русской литературы.

Целипроследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-материразвивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознаниевоспитывать у у...

Материал для сообщений по литературе 8 класс

Данный материал пригодится как для ученика, так и для учителя в подготовке к уроку по литературе. К сообщениям можно подключить презентации по темам или дать задание для ученика подготовить пересказ....

Методический материал к предмету "Музыкальная литература"

Дополнительный материал, иллюстрирующий рассказ педагога по расскрытию музыкальной темы "Культура России XVIII вв."...

"Сердце Матери"(презентация к уроку литературы)

Презентация к уроку литературы в 8 классе...