рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Леутина Елена Валентиновна

литература 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе для 8А класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Литература» (автор: В.Я. Коровина и др. (М.: Просвещение, 2017)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения обучающимися 6 класса предмета «Литература» являются:

•  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения обучающимися 6  класса  предмета «Литература» являются:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  •  оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами  изучения предмета «Литература» являются:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе     изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

- определение  темы  и основной  мысли  произведения;

- овладение  различными видами пересказа;

- составлять характеристики  героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

- определять  основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определение  родо-жанровой  специфики художественного произведения;

- выделение  в произведениях элементов  художественной формы и обнаружение связи между ними;

- выявление  и осмысление формы авторской оценки героев, событий, характера авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- освоение  основных  теоретико-литературных  терминов  и понятий   как инструмента  анализа и интерпретации художественного текста;

- отбор материала  и обработка  информации, необходимой для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;  

- выражение  личного  отношения к художественному произведению, аргументация  своей точки зрения;

- выразительное чтение  с листа и наизусть произведения/фрагментов произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

ИКТ-компетенции:

- развитие  умений самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;

- развитие умений моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности.

 -овладение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, модемное устройство, копировальная техника) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet);

- развитие умения искать  информацию  в библиотеке, в электронных энциклопедиях, использовать  информацию  из сети Internet;

- развитие умения создавать  мультимедийные  презентации, буклеты, журналы, сборники, проекты, таблицы, схемы.

Содержание учебного предмета

 

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Тема 1. В мире русской народной песни  (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа  в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

        Тема 2. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

        Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ   ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Тема 1. Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

        Тема 2. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

        «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

        Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

        Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

        «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

        Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

        Тема 1. Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.  «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

        

            Тема 2. Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Тема 3. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Тема 4. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Лирика Лермонтова. Стихотворение «Кавказ».

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Тема 5. Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.

В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Тема 6. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Тема 7. Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Тема 8.  Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Тема 9. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Тема 10. Поэзия родной природы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Тема 1. Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Тема 2. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Тема 3. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Тема 4. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Тема 5. Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Тема 6. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

Тема 7. М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи.  «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Тема 8. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Тема 9. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

            Тема 10. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тема 1. Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Тема 2. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Тема 3. Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Тема 4. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Тематический план

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Русская литература и история

1

-

-

1

Устное народное творчество

2

-

-

2

Из древнерусской литературы

2

-

1

3

Из литературы XVIII века

3

1

-

4

Из литературы XIX века

33

4

2

5

Из литературы XX века

23

3

4

6

Из зарубежной литературы

4

-

2

ИТОГО:

68

8

9

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

        Дата

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

Вводный урок. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.

1

Работают с учебником. Выявляют  связь истории и литературы.

1

Устное народное творчество

2

1.1

Русская старина. Народная песня.

1

Выявляют особенности художественной формы фольклорных произведений. Анализируют лирические песни и частушки. Учатся выразительно исполнять частушки и песни.

1.2

Исторические народные песни.

1

Выявляют особенности художественной формы фольклорных произведений. Анализируют исторические песни.

2

Из древнерусской литературы

2

2.1

Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского»

1

Знакомятся со статьей учебника. Работают  со словарем литературных терминов. Выявляют особенности содержания и  формы воинской повести и жития. Анализируют текст.

2.2

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.

1

Анализируют текст, рассматривают иллюстрации к тексту, сопоставляют сцены произведения и иллюстрации. Выразительно читают, подчеркивая сатирическое содержание.

3

Из литературы XVIII века

3

3.1

Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм. Д.И.Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика.

1

Знакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя, анализируют статью Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин». Повторяют понятия «драма», «реплика», «ремарка», составляют  речевые характеристики персонажей. Читают по ролям, анализируют содержание сцен.

3.2

Образ Митрофана. Обучение характеристике литературного героя.

1

Учатся составлять характеристику литературного героя.

3.3

Р/Р Сочинение по комедии  Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Подбирают  материал для сочинения, составляют  план сочинения. Письменно отвечают на вопросы. Выполняют словарную работу.

4

Из литературы XIX века

31

4.1

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

1

Закрепляют знания о биографии и основных моментах творчества И.А. Крылова. Закрепляют  представление о жанровом своеобразии, композиции басен, понятии «морали басни» Анализируют тексты, выразительно читают по ролям. Выявляют сатирическое изображение в баснях человеческих и общественных пороков.

4.2

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Историческая основа произведения. Сопоставление  с преданием "О покорении Сибири Ермаком".

1

Знакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя.  Знакомятся с характерными жанровыми  особенностями  предания, исторической основой предания «О покорении Сибири Ермаком». Выразительно читают произведение, анализируют его, отвечают на вопросы.

4.3

А.С.Пушкин.  Основные темы лирики Пушкина.

1

Знакомятся с основными фактами биографии и творчества писателя, основными темами лирики.

4.4

"История Пугачёва" (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

1

Знакомятся с историей создания произведения и сравнивают героев повести с их историческими прототипами, представляют индивидуальные сообщения о прототипах произведения  «Капитанская дочка»

4.5

Творческая история повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

1

Обучаются устному рассказу. Составляют  сравнительную характеристику героев. Отвечают  на вопросы. Анализируют эпизоды.

4.6

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав

1

Обучаются устному рассказу. Составляют сравнительную характеристику героев. Отвечают на вопросы. Анализируют эпизоды.

4.7

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

1

Обучаются устному рассказу. Составляют сравнительную характеристику героев. Отвечают  на вопросы. Анализируют эпизоды.

4.8

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Составляют характеристику героини, членов ее семьи. Выясняют характерные черты Маши Мироновой как нравственного идеала А.С. Пушкина. Отвечают на вопросы. Анализируют эпизоды.

4.9

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

Сравнивают  описание пугачевского восстания в истории и историческом труде Пушкина. Делают вывод об авторской оценке народного восстания.

4.10

Р/Р Подготовка к написанию сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Подбирают  материал для сочинения, составляют план сочинения, подбирают цитаты.

4.11

Р/Р Сочинение  по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Подбирают  материал для сочинения, составляют план сочинения, подбирают цитаты

4.12

Обобщающий урок-игра. По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

4.13

ВН/ЧТ. «Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

1

Анализируют эпизоды. Изучают систему образов персонажей, особенности композиции повести, образ Петербурга. Выразительно читают, воспроизводят монологические высказывания

4.14

Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта

1

Знакомятся с основными сведениями из биографии писателя. Обобщают знания о месте  темы Кавказа  в творчестве Лермонтова

4.15

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».  История создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа, композиция.

1

Совершенствуют умение характеризовать романтического героя. Выразительно читают, отвечают на вопросы.

4.16

Образ Мцыри в поэме

1

Совершенствуют умение характеризовать романтического героя. Выразительно читают, отвечают на вопросы.

4.17

Своеобразие поэмы «Мцыри»

1

Развивают представление о жанре поэмы, изучают особенности композиции поэмы. Выясняют роль описания природы в поэме.

 Анализируют отрывки, выразительно читают наизусть.

4.18

Р.Р.Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Подбирают  материал для сочинения, составляют план сочинения, подбирают  цитаты. Письменно ответят на вопросы. Выполнят словарную работу.

4.19

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

1

Работают с учебником. Знакомятся  с отдельными  страницами биографии писателя. Развивают  понятие «социальная комедия», знакомятся с историей создания комедии. Работают с книгой и дополнительными сообщениями.

4.20

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

1

Развивают  представление о сатире и юморе, составляют представления о приемах сатирического изображения чиновников. Анализируют эпизоды. Читают по ролям

4.21

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

1

Знакомятся с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина». Развивают представление о сатире и юморе, составляют представления о приемах сатирического изображения Анализируют эпизоды. Читают по ролям

4.22

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

1

Развивают  представление о сатире и юморе, составляют представления о приемах сатирического изображения чиновников. Анализируют эпизоды. Читают по ролям

4.23

Р/Р Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему.  Готовят  материал для сочинения, составляют  план сочинения, подбирают цитаты.

4.24

Н.В.Гоголь. "Шинель". Образ "маленького человека" в литературе. Образ города.

1

Обобщают и развивают  понятие образ «маленького человека» Анализируют эпизоды. Совершенствуют умение характеризовать героя.

4.25

М.Е.Салтыков-Щедрин.  "История одного города" (отрывок).

1

 Знакомятся с биографией писателя, делают вывод о средствах создания комического в произведении. Повторяют понятия: сатира, аллегория, фантастика, эзопов язык. Учатся выявлять парадоксы в народной жизни, рассуждать о сильных и слабых сторонах народного характера. Выборочно читают. Анализируют эпизод

4.26

Н.С.Лесков.  "Старый гений". Нравственные проблемы рассказа.

1

Знакомятся с страницами биографии  писателя, Развивают понятие о жанре рассказа. Составляют представление о художественной детали как средстве создания художественного образа. Выразительно читают, анализируют эпизоды, отвечают на вопросы, рассуждают о нравственных проблемах в рассказе.

4.27

Художественная деталь как средство создания художественного образа в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений".

1

Развивают понятие о жанре рассказа. Составят представление о художественной детали как средстве создания художественного образа. Выразительно читают, анализируют эпизоды, отвечают на вопросы, рассуждают о нравственных проблемах в рассказе.

4.28

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

1

Знакомятся с биографией писателя, читают рассказ, анализируют проблематику рассказа и образ автора. Развивают  понятие «антитеза»,   приём контраста, формулируют тему, идею, проблематику произведения, сопоставляют эпизоды. Размышляют над прочитанным.

4.29

Автор и рассказчик в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Моральная ответственность человека за всё происходящее.

1

Узнают понятие «психологизм». Анализируют эпизоды рассказа. Совершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа, умение устного рисования. Рассуждают о психологизме рассказа, анализируют ответы одноклассников.

4.30

Р/Р Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

1

Узнают понятие «психологизм». Анализируют эпизоды рассказа. Совершенствуют умения выявлять особенности композиции рассказа, умение устного рисования. Рассуждают о психологизме рассказа, анализируют ответы одноклассников.

4.31

Р/Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого "После бала".

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Готовят  материал для сочинения, составляют  план сочинения, подбирают цитаты.

4.32

Рассказ А.П.Чехова  « О любви» как история об упущенном счастье.

1

Расширяют знание биографии писателя. Повторяют понятие «трилогия». Читают с пометами и с остановками. Делают вывод о психологизме рассказа.

4.33

Поэзия родной природы.

5

Из литературы XX века

5.1

И.А.Бунин. Слово о писателе

1

Расширяют знание биографии писателя..

5.2

И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

1

Совершенствуют умение выявлять проблематику рассказа. Рассуждают о высоком предназначении любви в жизни человека, об отрицательном нравственном аспекте суицида

5.3

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

Расширяют знание биографии писателя.  Совершенствуют умения выявлять нравственную проблематику рассказа, развивают  понятие о фабуле и сюжете.

5.4

Р.Р. Сочинение по рассказам И.А.Бунина, А.И.Куприна.

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Готовят  материал для сочинения, составляют  план сочинения, подбирают цитаты.

5.5

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

1

Расширяют знание биографии писателя. Рассуждают об образе России в стихотворении «Россия» Совершенствуют умение выразительного чтения

5.6

Художественные особенности стихотворения А.Блока "Россия".

1

Рассуждают об образе России в стихотворении «Россия» Совершенствуют умение выразительного чтения

5.7

А.Блок «На поле Куликовом»

1

Расширяют знание биографии писателя. Рассуждают об образе России в стихотворении. Усовершенствуют умение выразительного чтения

5.8

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - историческая поэма.

1

Расширят знание биографии писателя. Развивают  понятие о драматической поэме. Совершенствуют умение выразительного чтения. Работают с учебником. Отвечают на вопросы.

5.9

РР. Сочинение на тему «Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина».

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Готовят  материал для сочинения, составляют  план сочинения, подбирают цитаты.

5.10

И.С.Шмелёв.   "Как я стал писателем". Рассказ о пути к творчеству.

1

Знакомятся с биографией писателя.  Работают с учебником, читают и анализируют эпизоды из рассказа. Повторяют понятия «автобиографичность, дневниковые записи», работают с новыми словами.

5.11

Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий. Ирония.

1

Воспроизводят «коллекцию» сатирических журналов 19-20 вв.  Совершенствуют знания о видах комического. Работают с учебником, отвечают на вопросы

5.12

М.Зощенко.    "История болезни".   Тэффи. "Жизнь и воротник".

1

Совершенствуют знания о видах комического. Работают с учебником, отвечают на вопросы

5.13

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»

1

 Знакомятся с биографией поэта. Совершенствуют навык анализа поэтического текста, работают с учебником.

5.14

«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

1

Работают с главами текста поэмы. Обучатся устному рассказу, выразительно читают. Совершенствуют умение характеризовать героя. Выясняют, в чем новаторство характера образа Василия Теркина.

5.15

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

1

Совершенствуют навык анализа композиции поэмы. Выразительно читают выбранные фрагменты. Анализируют язык поэмы. Выясняют смысл использования просторечий в поэме.

5.16

Новаторский характер образа Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

1

Работают с главами текста. Обучатся устному рассказу, выразительно читают. Совершенствуют умение характеризовать героя. Выясняют, в чем новаторство характера образа Василия Теркина.

5.17

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»

1

Совершенствуют навык анализа композиции поэмы. Выразительно читают выбранные фрагменты. Анализируют язык поэмы. Выясняют смысл использования просторечий в поэме.

5.18

Выразительное чтение наизусть отрывков из поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

1

Учатся выразительно читать поэтический текст.

5.19

Р.Р.  Написание контрольного сочинения по поэме «Василий Тёркин»

1

Обучаются написанию сочинения на литературную тему. Готовят  материал для сочинения, составляют  план сочинения, подбирают цитаты.

5.20

А.П.Платонов.   "Возвращение". Нравственная проблематика рассказа.

1

Знакомятся с страницами  биографии поэта, работают с текстом. Отвечают на вопросы. Просматривают отрывки из фильма, сравнивают фильм и произведение.

5.21

 Изображение негромкого героизма тружеников тыла в рассказе.

1

Работают с текстом. Отвечают на вопросы.

5.22

5.23

Стихи и песни о Великой      Отечественной войне. Лирическое и героическое. Выражение сокровенных чувств каждого солдата.

2

Выразительно читают стихи наизусть, представляют компьютерные иллюстрации  стихов. Оценивают выступление одноклассников, определяют победителей.

6

Из зарубежной литературы

4

6.1

У.Шекспир. Сонеты. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. Сонеты У. Шекспира.

1

Знакомятся с страницами биографии писателя. Совершенствуют знания о драматическом произведении. Развивают  представление о конфликте как основе сюжета драматического произведения Совершенствуют умения выявлять нравственную проблематику. Формируют знания о сонете как  лирической форме. Выразительно читают сонеты Шекспира. Совершенствуют умения выявлять нравственную проблематику произведений. Работают со словарем литературных терминов

6.2

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве". Черты классицизма в комедии. Общечеловеческий смысл.

1

Знакомятся со страницами биографии писателя. Совершенствуют знания о драматическом произведении, о роли комического в драматургии. Развивают понятие о классицизме,  делают вывод об общечеловеческом звучании комедии. Выразительно читают по ролям, анализируют текст

6.3

Дж.Свифт. "Путешествия Гулливера" (главы). Сатира в романе. Гротеск. В.Скотт. "Айвенго". Жанр исторического романа.

1

Знакомятся со страницами биографии писателей. Совершенствуют знания о сатирическом произведении, о жанре фантастического произведения. Совершенствуют умения выявлять нравственную проблематику произведений. Совершенствуют знания о жанре исторического, рыцарского романа. Выразительно читают отрывки, инсценируют эпизоды. Совершенствуют умения выявлять нравственную проблематику произведения

6.4

Обобщение изученного в 8 классе. Беседа о летнем чтении.

1

Обобщают и систематизируют знания. Отвечают на вопросы, оценивают свою работу и работу одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...