рабочая программа по литературе для 10 класса
рабочая программа (10 класс)

Леутина Елена Валентиновна

литература 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_klass.docx56.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа по литературе  для 11А класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального компонента государственного стандарта общего образования, 2004г., примерной учебной программы  курса «Литература. 10 класс. Базовый уровень» ( под ред. Ю.В.Лебедева – М.: Просвещение, 2020.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные  результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  •  оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

ИКТ-компетенции:

  • - развитие  умений самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее;
  • - развитие умений моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности.
  •  -овладение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, модемное устройство, копировальная техника) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet);
  • - развитие умения искать  информацию  в библиотеке, в электронных энциклопедиях, использовать  информацию  из сети Internet;
  • - развитие умения создавать  мультимедийные  презентации, буклеты, журналы, сборники, проекты, таблицы, схемы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами  изучения предмета «Литература» являются:

- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе     изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

- определение  темы  и основной  мысли  произведения;

- овладение  различными видами пересказа;

- составлять характеристики  героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

- определять  основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определение  родо-жанровой  специфики художественного произведения;

- выделение  в произведениях элементов  художественной формы и обнаружение связи между ними;

- выявление  и осмысление формы авторской оценки героев, событий, характера авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- освоение  основных  теоретико-литературных  терминов  и понятий   как инструмента  анализа и интерпретации художественного текста;

- отбор материала  и обработка  информации, необходимой для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;  

- выражение  личного  отношения к художественному произведению, аргументация  своей точки зрения;

- выразительное чтение  с листа и наизусть произведения/фрагментов произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

Содержание учебного предмета

Введение (2ч.)

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма. Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

Русская литература 19 века. Вторая половина (99ч.)

Тема 1. Творчество И.С.Тургенева.

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»:  художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.

Тема 2. Творчество  Н.Г.Чернышевского.

Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».

Тема 3. Творчество И.А.Гончарова.

Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей.  Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова  в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа.

Тема 4. Творчество А.Н.Островского.

Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.

Тема 5. Творчество Ф.И.Тютчева.

Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Тема 6. Творчество А.А.Фета.

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность  в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.

Тема 7. Творчество Н.А.Некрасова.

Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов  в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Тема 8. Творчество А.К.Толстого.

Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.

Тема 9. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях  Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).

Тема 10. Творчество Ф.М.Достоевского.

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.

Тема 11. Творчество Л.Н.Толстого.

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов   в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.  Война 1812 года – Отечественная война.  Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.  Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи  в романе. Интерес к Толстому в современном мире.

Тема 12. Творчество Н.С.Лескова.

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Тема 13. Страницы зарубежной литературы конца 19 начала 20 века.

Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. Бернард Шоу «Пигмалион».

Тема 14. Творчество А.П.Чехова.

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад».  Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Подведение итогов года.

Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.

Тематическое планирование

Название раздела и тем

Количество часов

Из них уроков развития речи

 Введение

2

Русская литература 19 века. Вторая половина

99

  1. И.С.Тургенев

14

1

  1. Н.Г.Чернышевский

2

  1. И.А.Гончаров

12

1

  1. А.Н.Островский

8

1

  1. Ф.И.Тютчев

3

  1. А.А.Фет

4

1

  1. Н.А.Некрасов

8

1

  1. А.К. Толстой

1

  1. М.Е.Салтыков-Щедрин

8

1

  1. Ф.М.Достоевский

11

1

  1. Л.Н.Толстой

14

1

  1. Н.С.Лесков

3

  1. Страницы зарубежной литературы конца 19-начала 20 века

2

  1. А.П.Чехов

9

1

Мировое значение русской литературы.

1

Итого

102

9

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Дата проведения

План.

Факт.

1

Вводный урок. Общая характеристика литературы второй половины XIX века.

1

Чтение статьи в учебнике, конспектирование характерных особенностей эпохи; выделение основных этапов развития литературы.

2

Русская литературная критика второй половины 19 в.

1

Чтение статьи в учебнике, конспектирование характерных особенностей критических направлений в литературе.

3

Жизнь и творчество И.С.Тургенева

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

4

Характеристика эпохи 60-х гг. История создания  

Романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

Чтение статьи в учебнике.

5

Русское дворянство в романе. Знакомство с семьей Кирсановых.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

6

7

«Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы». Тема «отцов и детей» в романе.

2

Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров. Заполнение таблицы.

8

Испытание Базарова дружбой и любовью.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

9

Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

10

Базаров – «лицо трагическое»?

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

11

Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

12

Критическая статья  Д. Писарева «Базаров»

1

Работа с текстом критической статьи.

13

Проверочная работа по роману «Отцы и дети»

Выполнение заданий проверочной работы.

14

Подготовка к  сочинению по роману  И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

15

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

16

И.С.Тургенев «Дым», «Новь» (обзор содержания)

1

Работа со статьей учебника. Составление презентации.

17

Страницы жизни Н.Г.Чернышевского

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

18

Творческая история и жанровое своеобразие романа  Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

1

Работа со статьёй учебника.

19

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Своеобразие художественного таланта писателя.

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

20

21

Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

22

23

« У тебя были крылья, да ты отвязал их». Образ Обломова в романе. Обломов и обломовщина.

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

24

Обломов и Ольга Ильинская. Испытание любовью.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

25

Женские образы в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

26

Историко - философский смысл романа И.А.Гончарова «Обломов».

1

Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

27

Проверочная работа по роману «Обломов»

1

Выполнение заданий проверочной работы

28

Критика о романе И.А. Гончарова «Обломов»

1

Работа с критической статьей.

29

Сочинение по роману И.А.Гончаров «Обломов»

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

30

Роман И.А.Гончарова «Обрыв». Центральные образы романа. Обзор содержания.

1

Работа со статьей учебника. Составление презентации.

31

Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья»

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта драматурга.

32

Драма А.Н.Островского «Гроза». Творческая история пьесы. Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе.

1

Работа со статьей учебника. Составление презентации.

33

Город Калинов и его обитатели.

1

Работа с текстом драматического произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

34

Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

1

Работа с текстом драматического произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

35

Сила и слабость характера Катерины

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

36

Критика о драме А.Н.Островского «Гроза»

1

Работа с критической статьей.

37

Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница». Обзор содержания.

1

Работа со статьей учебника, с текстом драматического произведения.  Составление презентации.

38

Сочинение  по творчеству А.Н. Островского

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

39

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество.

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта поэта.

39

40

Основные темы и мотивы лирики Тютчева. Художественное своеобразие его поэзии.

1

Выразительное чтение

произведений,  выделение ИВС в поэтическом тексте и определение  их роли; анализ и  интерпретация произведения; выявление авторской  позиции. Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

41

А.А.Фет. Жизнь и творчество

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта поэта.

42

43

Основные темы и мотивы  лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии.

2

Выразительное чтение

произведений,  выделение ИВС в поэтическом тексте и определение  их роли; анализ и  интерпретация произведения; выявление авторской  позиции. Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

44

Проверочная работа  по творчеству Тютчева, Фета.

1

Выполнение заданий проверочной работы.

45

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова..

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта поэта.

46

Основные темы лирики Н.А.Некрасова

1

Выразительное чтение

произведений,  выделение ИВС в поэтическом тексте и определение  их роли; анализ и  интерпретация произведения; выявление авторской  позиции. Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия

47

Поэма-эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция.

1

Анализ произведения  в

единстве содержания и формы.

48

Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо».

1

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

49

Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо».

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

50

«Долюшка русская, долюшка женская…». Образ Матрёны Тимофеевны.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

51

Образы народных заступников в поэме.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

52

Сочинение по поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

53

Лирика А.К. Толстого

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта поэта.

54

М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор.

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

55

56

Роман М. Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Арина Петровна и ее сыновья.

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

57

58

Образ Иудушки Головлёва.

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

59

Образ молодого поколения в романе. Тема семьи в романе.

1

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

60

Сочинение по роману М. Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы»

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

61

«Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок  Салтыкова-Щедрина.

1

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

62

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

63

Роман «Преступление и наказание». История создания социально-психологического романа. Петербург в изображении Достоевского.

1

Работа со статьей учебника, текстом художественного произведения.

64

65

Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению.

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

66

67

«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе.

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

68

Женские образы романа.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

69

Родион  Раскольников. Возрождение души героя.

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

70

Сочинение  по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

71

Роман Ф.М.Достоевского «Идиот». Князь Мышкин как «обновленный Раскольников». Обзор содержания.

1

Работа со статьей учебника, с текстом художественного произведения.  Составление презентации.

72

Романы Достоевского «Бесы», «Братья Карамазовы». Обзор содержания.

1

Работа со статьей учебника, с текстом драматического произведения.  Составление презентации.

73

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

74

Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия.

1

Работа со статьёй учебника. Анализ произведения  в

единстве содержания и формы.

75

«Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых

1

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

76

77

«Война - противное человеческому разуму  и всей человеческой природе событие» Изображение войны в романе

2

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

78

Образы Кутузова и Наполеона

1

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

79

80

Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

82

83

Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

84

85

Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого

2

Работа с текстом художественного произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героя; определение роли художественной детали.

86

Сочинение  по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

87

Роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Обзор содержания.

1

Работа со статьей учебника, с текстом художественного  произведения.  Составление презентации.

88

 Н.С.Лесков.  Жизнь и творчество

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

89

Повесть «Очарованный странник».

1

Работа со статьей учебника, с текстом художественного  произведения.  Составление презентации.

90

«Леди Макбет Мценского уезда»

1

Работа со статьей учебника, с текстом художественного  произведения.  Составление презентации.

91

92

Страницы зарубежной литературы конца 19-начала 20 века.Творчество Ибсена, Мопассана и Шоу.

2

Работа со статьёй учебника. Выявление  своеобразия художественного таланта писателей.

93

Жизнь и творчество А. П. Чехова. Ранний период творчества.

1

Работа со статьёй учебника. Запись цитатного плана творческого пути писателя. Выявление  своеобразия художественного таланта писателя.

94

95

А.П.Чехов. Творчество второй половины 1880-х годов.  «Степь», «Дуэль», «Попрыгунья», «дом с мезонином», «Палата №6». Обзор содержания.

2

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

96

Деревенская тема в творчестве А.П.Чехова. Повести «Мужики», « В овраге». Обзор содержания.

1

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

97

А.П.Чехов и его «маленькая трилогия»

1

Работа с текстом художественного  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

98

Общая характеристика «новой драмы». Жанровое своеобразие комедий А.П.Чехова.

1

Работа со статьёй учебника. Анализ произведения  в

единстве содержания и формы.

99

Изображение русского дворянства  в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

1

Работа с текстом драматического произведения. Составление  развёрнутой

характеристики героев; определение роли художественной детали.

100

Символическое значение образа сада в пьесе.

1

Работа с текстом драматического  произведения. Выделение в тексте

нравственно-идеологических проблем и формулирование

собственных ценностных

ориентиров.

101

Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

1

Выбор темы, составление плана, написание сочинения

102

Мировое значение русской литературы.

1

Работа со статьёй учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...