Использование интерактивной песочницы в работе учителя-логопеда
статья

Рыбак Мария Александровна

Интерактивная песочница для ребёнка это интересная увлекательная игра, для педагога большие возможности мотивации познавательной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

Учителя-логопеда МКДОУ детский сад №54 УКМО

С-1 «Интерактивная песочница как средство повышения познавательного интереса, любознательности и мотивации на логопедических занятиях у дошкольников с речевыми нарушениями»

С-2. Образовательная область «познавательное развитие» — обширна и многогранна. Сегодня очень важно сформировать у дошкольников мотивацию к занятиям и постоянно поддерживать живой интерес, но при этом, необходимо учесть специфику возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

С-3. Как известно, у детей, которые имеют те или иные нарушения речи, отмечаются особенности формирования сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Наблюдается недостаточность развития всех психических процессов: недостаточность зрительного восприятия, низкая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление, без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Логопедические занятия для таких дошкольников – это тяжёлый труд.  

С-4. Одним из мощных ресурсов для образовательной работы с детьми данной категории является «Интерактивная песочница». Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине или конце XX века.

С-5. Главными задачами в познавательном развитии являются:

- Формирование элементарных математических представлений. 

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 

- Ознакомление с предметным окружением. 

- Ознакомление с социальным миром. 

- Ознакомление с миром природы. 

С-6. Задачи «Познавательного развития» тесно связанны с задачами «Речевого развития».

  • Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей, невозможно реализовать без ознакомления с предметным окружением и математическими представлениями.
  •  Совершенствование речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия происходит через ознакомление с миром природы.
  • Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), развитие тактильных ощущений, мелкой моторики происходит через познание, исследование окружающего мира.

С-7. И как следствие, происходит повышение коммуникативных, творческих способностей детей, повышение интереса к логопедическим занятиям; создание ситуации успеха. Стабилизация психоэмоционального состояния детей.

С-8. «Интерактивная песочница» учитывает все перечисленные задачи. Используя разные режимы, ребёнок узнаёт больше занимательных фактов об окружающем мире и развивает речевые навыки, даёт волю фантазии и пространство воображению.

«Интерактивная песочница» даёт возможность учителю-логопеду замотивировать детей, пробудить познавательный интерес и любознательность детей.

Как интерактивные технологии помогают решить поставленные задачи?

Всё просто: изображение меняется от уровня высоты песка, который измеряется специальным датчиком. Красочная анимация рисует новую реальность вслед за рукой. Занятия в интерактивной песочнице помогают развить мелкую моторику, снять психоэмоциональное напряжение и расширить кругозор. Все дети по природе своей творцы и фантазёры. Очень важно сохранить эти качества как можно дольше, и помочь ребёнку развить творческий потенциал.

С-9. В «Интерактивной песочнице» организуются следующие формы работы с детьми:

  • Подгрупповые занятия.
  • Индивидуальные дидактические игры и упражнения.
  • Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Какие режимы подойдут для познавательного развития?

Для формирования элементарных математических представлений в песочнице есть режимы: «Поиск сокровищ» и «Геометрические фигуры».

С-10. В игре «Поиск сокровищ» ребёнку нужно выполнить задание и найти клад. Считая определённое количество клеток в разные стороны, дети достигают или не достигают цели. Если клад найти не удалось, можно вернуться к исходной позиции и попробовать ещё раз. Дети закрепляют навыки порядкового счёта, числительные. Учатся правильно согласовывать числительные с существительными (первая клетка, вторая клетка; одна клеточка, две клеточки и т.д.). Когда ребёнок находит клад он говорит о том предмете, который нашёл (я нашёл жемчужное ожерелье; я нашёл красный брильянт и т.д.). Это помогает автоматизировать звуки.  
С-11, 12. «Геометрические фигуры» помогают закрепить знания о цвете и форме. В этом режиме даётся геометрическая фигура, изменяя уровень высоты песка её необходимо раскрасить в заданный цвет. В таком формате ребята знакомятся с основами математики. Дети упражняются в назывании геометрических фигур, лучше запоминают их отличия.

Режимы «Вулкан»«Природа» и «Времена года» не только рассказывают ребёнку об окружающем мире, но и помогают почувствовать себя создателем.
С-13, 14.  «Времена года» — это возможность увидеть сезонные изменения в природе, здесь и снегопад, и ледоход, и листопад, а весной и летом летают бабочки и поют птицы. Ребята могут выбрать желаемое время года и подробнее обсудить, что происходит с природой, а как меняется поведение животных, какую одежду выбирают люди. Это является хорошим подспорьем для составления предложений, а затем в последствии и описательных рассказов о временах года, одежде, животных.
«Природа» — отражает специфику рельефа: на ровной поверхности мы видим зелёную лужайку, высокие горы становятся заснеженными вершинами, а иногда набегают тучки и идёт дождь. А ещё здесь происходит смена дня и ночи, а значит, за природой можно наблюдать в динамике. Этот режим позволяет с лёгкостью изучить части суток (утро, день, вечер, ночь), а в дальнейшем дети без труда в них ориентируются и говорят о деятельности, которую они выполняют в разное время суток.
       С-15. В режиме 
«Вулкан» можно увидеть, что происходит при изменении высоты, всё как в жизни: выкопали ямку, там образуется водоём и плавают рыбки, насыпали кучку – и вот перед нами гора, а если она достаточно высокая, то начинается красочное извержение вулкана. Раньше мы только в книжках или в кино могли увидеть извержение вулкана, а теперь достаточно включить специальный режим в интерактивной песочнице. Природные явления можно не только увидеть, но и принять участие в их формировании.  В песочной стране дети могут воплотить свои мечты в реальность и прикоснуться к ним. Меняя ландшафт пустынь или воздвигая вулканы, ребёнок учится творческому мышлению, тренирует воображение и мелкую моторику, а также развивает память и внимание. Дети могут создавать свой мир, для путешествия по сказкам педагогу достаточно переключить режим, а дальше… Обсуждается, кто спрятал клад, где может появиться вулкан или чем отличается осень от весны. Ребята рассказывают реальные истории или придумывают альтернативное развитие событий, если бы, например, всё это происходило на другой планете. Используя игрушки в виде деревьев, животных, людей можно составлять в каждом режиме разные сказочные истории. Ребёнок учится свободно мыслить, создавать и рассказывать и своих открытиях в песочной стране! 

С-16. Интерактивная песочница — это эффективное средство повышения познавательного интереса, любознательности и мотивации на логопедических занятиях у дошкольников с речевыми нарушениями.

С-17. А сейчас я представляю вашему вниманию фильм о том, как я использую интерактивную песочницу на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...

Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

Использование интерактивной песочницы в работе учителя.

На коррекционно-развивающих занятиях я использую различные здоровьесберегающие и развивающие технологии, в том числе и элементы песочной терапии....

Доклад "Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда".

Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой, ...

Практикум для специалистов и воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе над развитием зрительного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями"

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов, дефектологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песк...