Статья по теме: "Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов"
статья

Тихомирова Мария Сергеевна

В данной статье вы познакомитесь с понятием системно-деятельностного подхода и его основными принципами, сравните урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов

Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС общего образования второго поколения. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Суть подхода. Не учитель дает знания в готовом виде, а ученики добывают их самостоятельно в процессе обучения и исследовательской работы. Учитель только создает необходимые условия.

Это не новшество нового ФГОС, этой методологии уже больше полувека и корни ее — в советской системе образования, а точнее в "развивающем обучении" Даниила Эльконина и Василия Давыдова.  

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Если кратко, то это выглядит так. Учитель создаёт условия для усвоения знаний, а ученик самостоятельно прокладывает к ним путь. При этом педагог делит с ребятами ответственность за обучение и результат.

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

3) Принцип целостности (системности) – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком:

Если говорить откровенно, то редко какой учитель может себе позволить ежедневно проводить подобные уроки (по самым разным причинам), но в идеале это выглядит так — меняется фокус с учителя на ученика.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого учитель ставит ряд вопросов:

  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
  • какие методы и средства обучения выбрать;
  • как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Задачами учителя становится:

  • Создать проблемную ситуацию на уроке
  • Вести диалог с учениками, чтобы все ученики могли найти решение и критически осмыслить его
  • Научить ребят саморефлексии
  • Учить ребят работать как по заданным правилам, так и творчески
  • Научить учеников грамотно дискутировать
  • Поощрять, поддерживать и принимать "иную" точку зрения ученика

В условиях применения системно - деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Список литературы:

  1. https://eduregion.ru/k-zhurnal/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod/ 
  2. https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2011/06/A.M.Ryzhikova-doklad-sistemno-deyatelnostnyj-podhod.docx
  3. https://www.yugschool2.ru/images/fgos/fgossoo/2/sdp.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Системно-деятельностный подход"

Статья на тему "Системно-деятельностный подход". Размышление на данную тему и описание опыта работы....

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в соответствии с ФГОС"

Представлена система работы по активизации деятельности учащихся на разных этапах урока  биологии в 5-11 классах. Описаны конкретные формы работы....

Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения

Выступление на тему:Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения...

Статья на тему: "Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС "

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС...

Статья по теме системно-деятельностный подход на уроках биологии

Вы познакомитесь с  применением системно-деятельностного подхода на уроке биологии 7 класса "Тип Моллюски"...

Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов

Презентация содержит в себе основные принципы системно-деятельностного подхода, его цели, ехнологии, которые могут наиболее успешно применяться в рамках этого подхода и примеры заданий....