Статья по теме системно-деятельностный подход на уроках биологии
статья по биологии (7 класс)

Вы познакомитесь с  применением системно-деятельностного подхода на уроке биологии 7 класса "Тип Моллюски"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель биологии ГБОУ Гимназии № 295 Фрунзенского района Жукова Александра Николаевна Мастер класс по теме Системно - деятельностный подход на уроке биологии в 7 классе «Тип Моллюски»

Слайд 2

- это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Системно- деятельностный подход

Слайд 3

Информационные и коммуникативные Создание проблемных ситуаций Реализация проектной деятельности Уровневая дифференциация Деятельностный метод Технологии

Слайд 4

1. Он в неё прячется…..

Слайд 5

2. Помогают дышать у водных ……

Слайд 6

3. Мягкотелые …

Слайд 7

Системно- деятельностный подход на уроке биологии в 7 классе « Тип Моллюски »

Слайд 8

Слушай , что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль. Правила работы в группе:

Слайд 9

Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Биологическая задача №1 Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

Слайд 10

У кальмаров, также, как и у змей есть термочувствительные глазки, но работают они по другому принципу. Биологическая задача №2 По какому принципу, поясните?

Слайд 11

Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2—4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Биологическая задача №3 Каким образом хищные моллюски используют кислоту?

Слайд 12

Живущие в полосе прибоя брюхоногие моллюски испытывают сильное, периодически повторяющееся давление прибойной водной массы, смешанной с песком и камнями. В таких условиях выживают моллюски с прочной раковиной, имеющей обтекаемую пирамидальную форму. Ответ на биологическую задачу №1

Слайд 13

Змеям нужны термочувствительные глазки, для того, чтобы находить теплокровных животных, которыми они питаются, а кальмарам – чувствовать теплокровных животных, например, кашалотов, которые питаются ими, чтобы вовремя скрыться. Ответ на биологическую задачу №2

Слайд 14

В слюне хищных моллюсков много серной кислоты, которая помогает им растворить раковину моллюсков жертв. Ответ на биологическую задачу №3

Слайд 15

Выводы : Раковины моллюском нужны для защиты от хищников, прибоя воды. У моллюсков двухкамерное сердце и замкнутая кровеносная система Что у хищных моллюсков в слюне содержится серная кислота, которая помогает им охотится Что светочувствительные зрачки змей и моллюском работают иначе .

Слайд 16

Оценим нашу работу «Лист самооценки» Подпись ___________________ Критерии Моя оценка (+ или -) Оценка других (+ или -) Я слушал , что говорят другие… Я делал выводы и задавал вопросы … Я говорил спокойно, только по делу… Я выполнил работу без недостатков… Я помогал другим… Я точно выполнял свою роль…

Слайд 17

Желаю всем творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме
Системно деятельностный подход на уроке Биологии «Тип Моллюски»

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия, развивается как личность.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода.

Характер обучения  становится поисковым: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.

С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке? 

Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:

  • Информационные и коммуникативные технологии.
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации.
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности.
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации.
  • Технология деятельностного метода.

Предлагаю на нашем мастер классе познакомиться с данным подходом. Попробуем сначала сформулировать тему с которой мы сегодня познакомимся, а для этого мы с вами отгадаем ребусы

  1. Он в неё прячется…..   (Раковина)
    Ребус по биологии 
  2. Помогают дышать у водных……(Жабры) 
    Ребус по биологии 
  3. Мягкотелые … (Моллюски)
    Ребус по биологии 

Правильно, Моллюски, тема нашего мастер класса Системно деятельностный подход на уроке Биологии «Тип Моллюски». Для того, чтобы лучше познакомиться с подходом я предлагаю решить три биологические задачи работая в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.

  1. Группа сформирована из 6 человек (по 2 человека на 1 задачу)
  2. Слушай, что говорят другие.
  3. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  4. Говори спокойно ясно, только по делу.
  5. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  6. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  7. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

(Раздаю листочки с задачами, на край стола кладу 2 листка Приложение 1 и 2)

Биологическая  задача №1

Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

ОТВЕТ

Живущие в полосе прибоя брюхоногие моллюски испытывают сильное, периодически повторяющееся давление прибойной водной массы, смешанной с песком и камнями. В таких условиях выживают моллюски с прочной раковиной, имеющей обтекаемую пирамидальную форму.

Биологическая  задача №2

У кальмаров, также, как и у змей есть термочувствительные глазки, но работают они по другому принципу. По какому принципу, поясните?

ОТВЕТ

Змеям нужны термочувствительные глазки, для того, чтобы находить теплокровных животных, которыми они питаются, а кальмарам – чувствовать теплокровных животных, например, кашалотов, которые питаются ими, чтобы вовремя скрыться.

Биологическая  задача №3

Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2—4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту.

ОТВЕТ

В слюне хищных моллюсков много серной кислоты.

Если у вас возникли трудности при решении задач, то Вы можете воспользоваться Приложением 1 Из жизни моллюсков, которое лежит на краю стола на розовой бумаге.

  1. Давайте сравним ваши ответы? (ответ)
  2. Какая задача вызвала наибольшую сложность? (ответ)
  3. Как вы справились с задачами? (ответ)
  4. Что Вам помогло с решением задач? (ответ)

Сценарий 1.

Отлично Вы справились со всеми задачами и мы с вами можем сделать некоторые выводы из жизни моллюском.

  1. Раковины моллюском нужны для защиты от хищников, прибоя воды.
  2. Что светочувствительные зрачки змей и моллюском работают иначе.
  3. Что у хищных моллюсков в слюне содержится серная кислота, которая помогает им охотится

Сценарий 2

Хорошо, вы справились (условно 1 и 3), а со второй задачей у нас затруднение, каким образом мы можем справиться с ней?

  1. Сравнить с эталоном (вывожу на экран ответ)
  2. Найти ответ в тексте приложения 1.

А теперь я вам предлагаю оценить вашу работу в команде, для этого я вам предлагаю заполнить лист самооценки Приложение 2, листы лежат у вас на краю стола

А теперь поменяйтесь листками и оцените вашего партнёра по команде.

Отлично, давайте поблагодарим друг друга за отличную работу.

Системно-деятельностный подход я реализую на разным урока и на разным классах ( 5-6 класс на темах голосеменные и покрытосеменные растения, 7 класс тип моллюски, тип хордовые, 8 класс кровеносная, нервная система и виды тканей, 9 класс  гипотезы возникновения жизни, строение клетки прокариот и эукариот).

Всем спасибо за внимание.


Приложение 1.

Из жизни моллюсков.

Моллюски относятся к одним из наиболее древних беспозвоночных животных. Важную роль в жизни моллюсков играет раковина. Раковина моллюсков — наружное скелетное образование, покрывающее тело большинства моллюсков и выполняющее защитную и опорную функции. Строение раковины различается у представителей разных групп. У хитонов раковина устроена несколько иначе, чем у других классов моллюсков. Живущие в полосе прибоя брюхоногие моллюски испытывают сильное, периодически повторяющееся давление прибойной водной массы, смешанной с песком и камнями. В таких условиях выживают моллюски с прочной раковиной, имеющей обтекаемую пирамидальную форму. Форма створок сильно различается у различных видов. Большинство двустворчатых имеют овальную или треугольную раковину. Также существуют моллюски с прямоугольной, дисковидной, клиновидной и трапециевидной формой створок. Как бы странно это ни звучало, но одними из самых опасных и невероятных хищников на нашей планете считаются… внешне безобидные брюхоногие моллюски. К примеру, улитки Конусы, яд которых настолько необычен, что его используют современные фармацевты при изготовлении некоторых видов редких лекарств. Кстати, название моллюсков этого семейства полностью оправдано. Их форма и в самом деле более всего похожа на усеченный конус. Они могут быть настойчивыми охотниками, исключительно безжалостно расправляясь с пойменной добычей. Чтобы растворить чужую раковину и самого его владельца, моллюск использует серную кислоту Так разрушение идет намного проще и быстрее. А как же охотиться кальмары? Глаз то у них нет. Кроме щупалец с присосками для захвата пищи кальмары пользуются термочувствительными глазками, а так же чтобы спрядётся от своих естественных врагов кашалотов. Но не путайте с термочувствительными зрачками у змей. Змеи ночные животные, поэтому, они ориентироваться ночью с помощью их.


Приложение 2.

«Лист самооценки»

Подпись ___________________

Критерии

Моя оценка

(+ или  -)

Оценка других

(+ или  -)

Я слушал, что говорят другие…

Я делал выводы и задавал вопросы

Я говорил спокойно, только по делу…

Я выполнил работу без недостатков…

Я помогал другим…

Я точно выполнял свою роль…



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №295

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта

урока по биологии в 7 классе

«Тип моллюски»

Выполнила:

Жукова Александра Николаевна

учитель биологии

г. Санкт-Петербург

2022


Тема «Тип Моллюски»

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели урока

  1. научить анализировать, выделять главное.
  2. приблизить к самостоятельному решению (биологических задач, проблемных ситуаций) и др.
  3. подвести к выводу по типу моллюски

Образовательные

Развивающие

  1. развить интерес к предмету.
  2. формировать умение планирования и самоконтроля.
  3. развивать самостоятельное мышление, речь учащихся

Воспитательные

  1. пробудить чувства учащихся (гордости, уважения, сопричастности)
  2. создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей
  3. формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию

Формы обучения

  1. фронтальная работа
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Индивидуальная

Межпредметные связи

Экология

Ресурсы урока

раздаточный материал, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Планируемые результаты

Личностные уменияценностное отношение к типу Моллюски, как представителям царства Животные.

Метапредметные умения

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, умение делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы, и оценивать полученные результаты

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих группах; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Предметные умения

Ученик должен знать: знать общую характеристику моллюсков, их происхождение, организацию строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями, значение в биоценозах и роль в жизни человека и хозяйственной деятельности.

Ученик должен уметь: сравнивать моллюсков с ранее изученными кольчецами, выделять признаки приспособленности моллюсков к средам обитания, доказывать, что моллюски более совершенные животные по сравнению с кольчатыми червями, наблюдать за поведением моллюсков в природе.

Основные термины и понятия

Тип моллюски, серная кислота, хитин, хитоны, термочувствительный глазок, раковина, жабры, теплокровные и хладнокровные животные.

Методики и технологии

Системно-деятельностный подход

Коммуникативная технология

Этап урока/занятия

Время

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты этапа

1

Организационный этап

(эмоциональный настрой)

2м.

– Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Как настроение? Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок.

- Приветствует учащихся

- Мотивирует учащихся на урок

- Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- приветствуют учителя

- готовятся к уроку

Самоорганизация к началу учебного процесса;

Правильная посадка за партами.

2

Актуализация субъектного опыта учащихся

5

Для того чтобы подойти к теме урока, я предлагаю вам отгадать ребусы

  1. Он в неё прячется…..   (Раковина)
    Ребус по биологии 
  2. Помогают дышать у водных……(Жабры) 
    Ребус по биологии 
  3. Мягкотелые … (Моллюски)
    Ребус по биологии 

Отлично!, как вы думаете о ком мы сегодня будем говорить? Правильно о типе моллюске.

Учитель показывает слайд 1

Учитель показывет слайд 2

Учитель показывает слайд 3, мотивируя учеников на самостоятельное решение ребуса и вовлекая во фронтальную работу.

Смотрят на слайд и решают ребус

Решают ребус, дают различные ответы.

Решают самостоятельно ребус, давая ответ и называю тему урока «Тип Моллюски»

Регулятивные: Самостоятельно находить нужную информацию;

Познавательные: развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение;

3

Постановка цели и задач урока.

5

- А теперь мы можем с вами сформулировать цель урока.

- правильно «изучить особенности типа моллюски, записываем в тетрадь

- а чем мы будем заниматься на уроке?

- верно мы с вами будем изучать строение моллюсков, особенности их жизни.

Учитель мотивирует ребят на постановку цели урока.

Учитель мотивирует учащихся на ответы

Учитель подводит учащихся к задачам

Учащиеся формулирует цель урока

Учащиеся говорят свои ответы

Регулятивные: Самостоятельно находить нужную информацию;

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение;

4

Физминутка

3

Гимнастика для глаз, упражнения для сидячей работы и отдых при работе за  компьютером

Учитель выводит слайд на экран и мотивирует учащихся на гимнастику на глаза

Учащиеся повторяют гимнастику для глаз за учителем и с картинки слайда.

5

Изучение нового материала

20

Для того, чтобы лучше познакомиться с подходом я предлагаю решить три биологические задачи работая в группе. Давайте вспомним правила работы в группе.

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

(Раздаю листочки с задачами, на край стола кладу 2 листка Приложение 1 и 2)

Биологическая  задача №1

Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различны. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

ОТВЕТ

____________________

Биологическая  задача №2

У кальмаров, также, как и у змей есть термочувствительные глазки, но работают они по другому принципу. По какому принципу, поясните?

ОТВЕТ

________________

Биологическая  задача №3

Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2—4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту.

ОТВЕТ

______________________

Если у вас возникли трудности при решении задач, то Вы можете воспользоваться Приложением 1 Из жизни моллюсков, которое лежит на краю стола на розовой бумаге.

Учитель мотивирует учащихся на работу в команде.

Учитель предлагает учащимся сформулировать правила работы в командах

Учитель слушает ответы учащихся

Учитель выводит слайд с правилами работы в командах

Учитель раздает листки с задачами и на край стола кладет приложение 1 (розовый лист) и приложение 2.

Учитель мотивирует учащихся на работу в командах

-учащиеся предлагают варианты учителю

  1. Слушать, что говорят другие
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Учащиеся формируют команды из 6-ти человек, берут карточки и видят, что на ней 3 задачи

Внутри учащиеся делаться и решают, кто будет решать задачу1,2,3 а кто будет отвечать.

Ученики поочереди предлагают решения для задач1,2,3, обращая внимание на приложение 1.

Регулятивные: Самостоятельно находить нужную информацию;

Познавательные: развивать стратегию смыслового чтения и работе с информацией

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, умение работать с информацией на опережение;

6

Подведение итогов учебного занятия

5

Ребята, давайте сделаем выводы по нашему уроку

  1. Раковины моллюском нужны для защиты от хищников, прибоя воды.
  2. Что светочувствительные зрачки змей и моллюском работают иначе.
  3. Что у хищных моллюсков в слюне содержится серная кислота, которая помогает им охотится

Учитель подводит учащихся самостоятельно сделать выводы

Учитель выводит слайд на экран с ответами

Ученики самостоятельно формулирую выводы урока давая ответы

Ученики находят неверный вывод и исключают его

7

Рефлексия

5

Ребята, предлагаю вам оенить вашу работу в  команде и работу вашего одноклассника в команде, для этого возьмите приложение 2 на краю стола «лист самооценки»

учитель мотивирует учащихся на самооценку

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Ученики заполняют лист самооценка, комментируя свою работу и работу команды

Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Познавательные: рефлексия мотивации, способов деятельности, общения

8

Домашнее задание

2

Изучить §11, 12. Подготовить сообщение «Мифы и реальность о морских «чудовищах» и «красавицах»».

Учитель дает комментарий к домашнему заданию и записывает его на доске

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Системно-деятельностный подход"

Статья на тему "Системно-деятельностный подход". Размышление на данную тему и описание опыта работы....

статья по теме: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии"

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в ...

Выступление на тему: Личностно- ориентированнный подход на уроке биологии.

Личностно ориентированный подход и его реализация в обучении по предмету. Значение мотивации в обучениии....

Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Статья на тему: "Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС "

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС...

Статья по теме: "Системно-деятельностный подход в преподавании обществоведческих предметов"

В данной статье вы познакомитесь с понятием системно-деятельностного подхода и его основными принципами, сравните урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком....

Статья на тему "Ценностно-ориентированный подход на уроках истории как фактор приобщения к культуре цивилизации"

Период российской истории конца XX- начала XXI вв. сопровождался кризисом духовности, когда изменился взгляд на ценности.Миссия  школы - воспитание и развитие подрастающего поколения, духовно-нра...