Статья на тему "Ценностно-ориентированный подход на уроках истории как фактор приобщения к культуре цивилизации"
статья по истории

Период российской истории конца XX- начала XXI вв. сопровождался кризисом духовности, когда изменился взгляд на ценности.

Миссия  школы - воспитание и развитие подрастающего поколения, духовно-нравственного, творческого гражданина нового общества.

Моя цель- воспитать ученика в гуманистическом направлении, помочь открыть для него целостную картину мировой культуры и достижений цивилизации через уроки истории.

Понятие ценностной ориентации подразумевает за собой ряд черт. Оно позволяет учитывать при изучении истории динамику, изменение; оно охватывает феномен человеческих желаний и устремлений; оно восстанавливает этику прошлых обществ. Широко опираясь на достижения истории представлений, история ценностных ориентиров помогает структурировать ряд исторических явлений, понять влияние этих ориентаций на эволюцию общества, экономики, философии, культуры, политики. Так , например, важно проследить социальное воздействие тяги(или, наоборот, отвращения) к выгоде, притягательности рационального (или, наоборот, иррациональности), влечение к прекрасному (или же к полезному),склонности к иерархичности ( или, наоборот, к равенству).

Таким образом, ценностное отношение к объекту познания успешно развивается в условиях аксиологически ориентированной образовательной среды, содержанием которой является личностно значимая деятельность учащегося, сопровождающаяся увеличением количества и изменением качества действительных связей субъекта (учащегося) и объекта (истории).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksiologicheskiy_podhod.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евлампиев Александр Владимирович Аксиологический подход на уроках истории как фактор приобщения к ценностям мировой цивилизации

Слайд 2

Переходный период российской истории конца XX - начала XXI вв. сопровождался кризисом духовности, когда изменился взгляд на ценности. Миссия школы - воспитание и развитие подрастающего поколения, духовно-нравственного, творческого гражданина нового общества Актуальность

Слайд 3

Опрос ВЦИОМ от 24.10.2022

Слайд 4

воспитать ученика в гуманистическом направлении, помочь открыть для него целостную картину мировой культуры и достижений цивилизации через уроки истории актуализация аксиологического аспекта в содержании образования предметной области «история» Моя цель

Слайд 5

Механизм реализации воспитательного ресурса по Историко-Культурному Стандарту Личностные характеристики Средства реализации Методы реализации Гражданская идентичность Формирование системы знаний: развитие единого культурного пространства России Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к историко-культурному наследию Патриотизм Формирование системы знаний о ратном и трудовом подвиге предков Формирование эмоционально-ценностного отношения к деятелям и событиям отечественной истории Гражданственность Формирование системы знаний о развитии и становлении российского государства и права, гражданского сознания, правового государства, гражданского общества Работа с версиями и оценками, с источниками, с ценностным компонентом содержания. Формулирование личностной позиции. Сформированность активной гражданской позиции. Толерантность, уважение к народам и культурам Формирование системы знаний о национальных особенностях регионов России, истории формирования многонационального Российского государства Предъявление ключевых оценок и версий. Духовно-нравственные качества личности Формирование системы знаний о развитии и становлении базовых национальных ценностей России (в контексте всеобщей истории) Работа с ценностным компонентом содержания исторического образования

Слайд 7

1 ) историческое время; 2) историческое пространство; 3) историческое развитие; 4) человек в истории Содержательные линии по истории:

Слайд 8

- постановка личностно-значимых проблем -метод социального проектирования -методы развития критического мышления учащихся ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ, УБЕЖДЕНИЙ, ПОЗИЦИЙ УЧАЩИХСЯ Методы, способствующие трансляции аксиологического компонента:

Слайд 9

Пример исторических первоисточников по курсу истории класс эпоха источник Ценности человечества 5 Греческая и римская культура Одиссея, Иллиада , ( VIII век до н.э) Патриотизм Преданность Забота о близких 6 Темные века Каролингское возрождение Король Артур (6 век) Беовульф (7-8 век) Джефри Чосер. Кентерберийские рассказы. (15 век) Робин Гуд (15 век) Доблесть Готовность служить народу Общинность Дружба Свобода и независимость Безопасность 7 Ренессанс Просвещение Шекспир. Гамлет(1601) Король Лир (1606). Д.Свифт Гулливер (1727) Д.Дефо.Робинзон Крузо (1719) Разумность Спасение Понимание красоты Любовь Верность 8 Критический реализм Ч.Диккенс Оливер Твист (1839) У. Теккерей Ярмарка тщеславия (1848) Уважение общества Внутренний мир Мудрость Мир во всём мире Интересная и активная жизнь Искренность Вежливость Последовательность Самоуважение

Слайд 10

Средства формирования ценностного сознания ребенка

Слайд 11

Постановка перед учащимися личностно-значимых проблем, требующих собственных выводов Темы: Иван Грозный и митрополит Филипп Борис Годунов и Григорий Отрепьев Петр I и царевич Алексей Елизавета Петровна и Иоанн Антонович Александр I и Павел I С.П.Трубецкой и декабристы Николай II и Вильгельм II Александр III и Софья Перовская Примеры работы с эмоционально-ценностным содержанием исторического образования Раскрытие роли личности в истории (эмоционально-ценностный выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»

Педагогический проект является итоговой работой учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области Васиной Анны Юрьевны  на курсах повышения квалификации п...

Статья "Использование творческих заданий на уроках музыки как фактор индивидуальности личности"

Работа содержит теоретическую и практическую части. Может быть использована для выступления на педсоветах, МО и  на практике....

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

Проектная деятельность на уроках истории как фактор становления субъектной позиции учащегося.

Статья содержит описание опыта работы применения проектной технологии на уроке и во внеурочной деятельности, раскрывает  формирование таких  личностных качеств как  ответственность, уме...

Интегрированный урок истории и математики "Семь чудес древней цивилизация"

Урок способствует развитию познавательного интереса к истории древних цивилизаций  через решение математических задач....

«Патриотическое воспитание на уроках истории, как фактор повышения качества образования»

Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обще...