Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования
опыты и эксперименты

Александрова Наталья Владимировна

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova_n.v._bratsk.docx29.31 КБ
Файл aleksandrova_n.v._1.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования

Н.В. Александрова

 педагог дополнительного образования

МАУ ДО «Дворец творчества

детей и молодёжи»  МО г. Братска

В жизни каждого человека есть люди, которые оказывают особое влияние на его судьбу. И профессиональная сфера не исключение. Много лет назад мою профессиональную судьбу определила учитель английского языка, мой педагог -  наставник. Шаг за шагом, урок за уроком, я постигала с ней основные постулаты этой удивительной, наполненной любовью к детям, профессии. Все те уроки не прошли даром. Они заложили во мне четкое понимание того, что я делаю, для чего я это делаю, и какой результат я хочу получить. Я бесконечно благодарна ей за знания и опыт, которые я получила, и которые стали отправной точкой моего профессионального роста. Сегодня, я могу сказать, что я состоявшийся педагог, у меня много успешных учеников и воспитанников и в нашей стране и за ее пределами, я отработала свою технологию обучения, которая позволяет мне добиваться хороших результатов.

В нашем учреждении в этом учебном году стартовал новый проект «Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость». Принять участие в проекте изъявили желание 15 педагогов дополнительного образования, которые прошли анкетирование в Google-форме и были приглашены на первую встречу. Педагоги стажисты рассказали, каким опытом могли бы поделиться, а молодые начинающие педагоги определили свои профессиональные дефициты. В практической части встречи была проведена игра Mentor Match, по результату которой совпали интересы 4-х наставнических пар. И вот я наставник молодого специалиста – педагога дополнительного образования по английскому языку. Педагогический опыт в этом направлении позволил мне сформировать эффективную систему работы, направленную на профессиональный рост начинающих педагогов дополнительного образования.

Первый важный этап – знакомство с педагогом, его умениями и навыками, определение проблемного поля и планирование образа желаемого результата. Для этого было посещено учебное занятие, проведено собеседование. Уже с первых минут занятия определились те компетенции педагога, которые требуют развития и совершенствования.

Одной из самых «проблемных» компетенций начинающего педагога, как показывает мой опыт, является методическая компетентность, которая включает в себя знание дидактических методов, приемов и способность применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения материала в процессе обучения [1,154]. Эта проблемная зона определилась и у моего наставляемого. Мы определили как основную цель нашего сотрудничества - повышение уровня методической компетенции. А результатом – сформированное умение планировать, моделировать и проводить продуктивные и эффективные учебные занятия, сформировать УМКа.

Вторым этапом работы стал обязательный совместный анализ первого проведенного учебного занятия. Наряду с повторением общепринятых дидактических принципов обучения, мы «договорились» с начинающим педагогом, что будет являться критериями успешного учебного занятия по английскому языку. Моими критериями успешности являются:

  1. Занятие должно быть интересным.
  2. Содержание должно быть логичным.
  3. Предоставление каждому учащемуся максимум возможности речевой практики.
  4. КПД: на каждом занятии должен быть речевой результат у каждого учащегося.

На этом этапе был проведен «мозговой штурм». Я называла свои критерии успешности, а начинающий педагог отвечал на вопрос «Что нужно сделать для его достижения?» Например, критерий №1: «На занятии должно быть интересно» - «Что нужно сделать для этого?». Узнать интересы и цели детей, подобрать интересный материал, необычно начать занятие и т.д. Отвечая на вопрос, молодой педагог уже с этого момента, начинает целенаправленно моделировать свой учебный процесс, осуществляет отбор содержания, поиск методов, приемов и форм обучения.

Третий этап работы – коммуникативное моделирование. Совместно с наставляемым, мы определяем конкретную цель занятия, продумываем результат и форму его представления, так как от этого зависит отбор методов и приемов обучения, содержательная часть языкового материала. Например, на учебном занятии по теме «Герои английских сказок» учащиеся должны продемонстрировать умения задавать общие вопросы и отвечать на них. Поэтому подбираем лексику в данном контексте, отрабатываем грамматические структуры вопросительных предложений. Педагог дополнительного образования, имея свою собственную дополнительную общеразвивающую программу, не ограничен в выборе ее тематики и содержания. Поэтому имеет уникальную возможность использовать свой потенциал, свои интересы и интересы учащихся при ее реализации. Далее совместно с молодым педагогом идет поиск мотива: почему именно сегодня необходима эта работа. При формировании мотива показываю возможность использовать такие приемы как познавательное затруднение, постановка проблемного вопроса, создание ситуаций занимательности или неопределенности и др. Важно донести до наставлемого мысль, что правильно сформированный мотив рождает интерес и предопределяет успешность учебной деятельности. Затем определяем методы обучения: методы формирования новых умений (упражнения), методы обобщения и систематизации изученного и т.д. В этой работе должна соблюдаться логика всего учебного занятия и упражнения должны быть сконструированы и подобраны от простого к сложному. Здесь же рассматриваем наглядную часть: где, как, какую и зачем необходимо использовать визуальную информацию.

Моделируя формы работы, предполагаем, что работа в парах, парах сменного состава, позволит дать каждому учащемуся максимум возможности речевой практики, и выделит время педагогу для индивидуальной работы.

Четвертому этапу наставнической работы в полной мере подходят  слова Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму». Первые учебные занятия проводим в паре. Молодой педагог ведет занятие по ранее смоделированному плану. В задачу наставника входит быть рядом, включаться в занятие при необходимости: показать отдельные приемы в организации обучения, которые вызывают трудность, акцентировать внимание и начинающего педагога и учащихся на выполнении определенных действий, подведение промежуточного итога по результатам выполнения заданий – все, что еще не видит и не всегда умеет делать начинающий педагог. Как правило, после двух-трех учебных занятий в такой форме молодой педагог может организовать и провести занятие самостоятельно. Особое место отводится финальной части занятия: планируем её так, чтобы каждый учащийся, уходил с занятия со своим собственным результатом.

Далее наставляемому поручается уже самостоятельно моделировать и провести учебное занятие. После его проведения совместно с наставником проводится анализ. Бывают «легкие» занятия, которые быстро и легко моделируются, а с некоторыми приходится потрудиться. Главное, молодой педагог должен видеть и понимать, что процесс подготовки учебного занятия – творчество, основанное на мастерстве.

Есть еще оно правило в ходе наставнической работы - учебные занятия наставника всегда открыты для молодого специалиста. И все сотрудничество происходит в очном формате. Весь период работы наставляемый педагог вела дневник, где записывала и анализировала свои результаты.

В этом учебном году мой наставляемый начинающий педагог дополнительного образования по английскому языку стала участницей смотра открытых учебных занятий по использованию технологии дифференциации и индивидуализации среди педагогов учреждения, реализующих дополнительные общеразвивающие программы стартового уровня, где показала хороший уровень организации и проведения учебного занятия. Заняла 2 место в конкурсе технологических карт серии учебных занятий среди педагогов нашего учреждения. Сформировала ЭУМКа к программе стартового уровня. Наше совместное участие в V Межмуниципальном Фестивале-конкурсе педагогических идей и решений «Дополнительное образование и воспитание. Шаги в будущее» отмечено дипломом Победителя. Мы представляли опыт работы по теме «Воспитательный потенциал дополнительной общеразвивающей программы «Сопровождение одаренных и талантливых  учащихся в области языкознания (английский язык)», которую совместно реализовываем в течение учебного года.

Быть наставником очень ответственно. Я уверена, что мой наставляемый  молодой и начинающий педагог станет хорошим профессионалом, творческим и неординарным специалистом в области дополнительного образования. Мне очень хочется надеяться, что когда-нибудь он тоже станет наставником молодым и начинающим педагогам и передаст им свой опыт, свою любовь и уважение к профессии.

Литература:

  1. Люботинский, А. А. Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка//Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международной научной конференции — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5789/ (дата обращения: 09.05.2022).




                

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования педагог дополнительного образования Александрова Н.В.

Слайд 4

Первый важный этап – знакомство с педагогом, его умениями и навыками, определение проблемного поля и планирование образа желаемого результата.

Слайд 5

М етодическая компетентность - включает в себя знание дидактических методов, приемов и способность применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения материала в процессе обучения

Слайд 6

Второй этап работы - совместный подробный анализ первого проведенного учебного занятия.

Слайд 7

Критерии успешности учебного занятия: Занятие должно быть интересным. Содержание должно быть логичным. Предоставление каждому учащемуся максимум возможности речевой практики. КПД: на каждом занятии должен быть речевой результат у каждого учащегося.

Слайд 8

Третий этап работы – коммуникативное моделирование. интерес логика м аксимум речевой практики результат на каждом занятии

Слайд 9

Четвертый этап – совместное проведение учебных занятий

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации начинающему педагогу дополнительного образования детей по обработке диагностических материалов

Для начинающего педагога наиболее простым и информативным вариантом педагогической диагностики может стать ведение сводной таблицы наблюдений, которая является одной из форм текущего и итогового контр...

Методические рекомендации начинающему педагогу дополнительного образования детей по обработке диагностических материалов

Для начинающего педагога наиболее простым и информативным вариантом педагогической диагностики может стать ведение сводной таблицы наблюдений, которая является одной из форм текущего и итогового контр...

СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...

"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Материалы годичного семинара для начинающих педагогов дополнительного образования

Годичный семинар проводится в течение учебного года. Материалы к занятию размещаются за месяц до проведения занятия. Педагоги знакомятся с материалом по теме, готовят вопросы. На самом занятии методис...

«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение  профессионализма педагога (специальная, методи...

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования...