«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»
материал

Шимон Татьяна Юрьевна

Доклад на РМО «Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания » Подготовила: Шимон Т.Ю., учитель истории и обществознания МКОУ « Тарминская СОШ»

Слайд 2

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли , а не одной лишь памятью ». (Л.Н. Толстой) «Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, c противоречия». (С. Я. Рубинштейн)

Слайд 3

развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучени е; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию развития «критического мышления»; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфель достижений»; технологию дистанционного обучения и др. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Слайд 4

Проблемное обучение- технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Развивает творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.

Слайд 5

Цель: формирование у учеников необходимого объема ЗУН; развитие творческого мышления; развитие навыков самостоятельной работы; развитие способности к самообучению; формирование исследовательской активности . Функции: Воспитание навыков усвоения и применения знаний; Накопление опыта творческой деятельности.

Слайд 6

Место проблемного обучения На любом предметном содержании

Слайд 7

Ведущие методы проблемного обучения: - диалогический метод (обучающийся решает с помощью учителя поставленную учителем проблему); - эвристический метод (обучающиеся сами решают проблему, поставленную учителем); - исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему).

Слайд 8

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :

Слайд 9

Последовательность этапов познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация  проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы .

Слайд 10

«События Октября 1917 года в России»: постановка проблемы , например, « Октябрь 1917г. - революция или переворот?»; 2) деление на группы - выдвижение гипотез \ (1 группа - Октябрь 1917г. - революция; 2 группа - Октябрь 1917г – переворот); 3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории; 4) защита; 5) выводы по решению проблемы. Этапы технологии

Слайд 11

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - противоречие, разрешаемое посредством размышления. Вопрос должен быть: сложным, увлекательным, создающий затруднения, предполагающим научный спор Примеры проблемных вопросов: • Плюсы и минусы монголо –татарского протектората ; • Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие? • Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа? • XVII век в истории России – шаг вперед или назад? • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность ? • Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? • По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в 16 веке – в эпохе Великих географических открытий. Обоснуйте или опровергните этот тезис. •Независимость судебной власти: миф или реальность?

Слайд 12

Пример проблемной ситуаций: «Религия Египта » Учитель : Один вельможа, впавший в немилость фараону, бежал из Египта, в других странах приобрел богатство и славу. Но когда подошла старость, он униженно стал просить о том, чтобы вернуться на родину, но не потому, что соскучился по ней. Он стремился вернуться только для того, чтобы после смерти из его тела сделали мумию. К акие мы зададим вопросы, какую поставим проблему? Ученики: Почему для вельможи было так важно, чтобы сделали мумию? Это и будет проблемой урока: зачем египтянам нужны мумии? Учитель: Что нам нужно для решения проблемы? Ученики: Узнать, во что верили египтяне, каким богам поклонялись, какие представления у них были о загробной жизни . Исторический портрет Николая II» Проблемный вопрос к уроку: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?» Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию. В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку». ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние интеллектуального затруднения . Через углубление проблемного вопроса; Через поиск разных граней его решения; • Через сопоставление разных вариантов ответов.

Слайд 13

Формы решения проблемных ситуаций: Дискуссия ; Научный спор; Проблемная лекция; Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления . Выход из проблемной ситуации: Связь начала и окончания урока; Завершение яркой цитатой, афоризмом и т.д.

Слайд 14

Приёмы проблемного изложения учебного материала тема урока должна быть актуальной, современной; предоставлять обучающимся выбор альтернативы, точек зрения и т. д. ; применять приём «яркого пятна», «актуальность»,« озадачивания », ( графики, чертежи, рисунки, сравнительные таблицы, крылатые выражения, афоризмы, эпиграммы, карикатуры, частушки, пословицы, загадки, фрагменты фильма и т. д.

Слайд 15

Тема «Древняя Русь в IX – XII вв.» Почему распалась Киевская Русь? (или «Почему на смену единому государству пришла раздробленность?»)

Слайд 16

Задание 24 ЕГЭ история В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в. Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности . Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её . Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)... 2 )... Аргументы в опровержение: 1 ).. 2 )...

Слайд 17

8 класс «Общество как форма жизнедеятельности людей»: Выскажи своё мнение в отношении утверждения: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Слайд 18

Применение мотивирующих примеров, нестандартных материалов: Карикатуры

Слайд 19

Н.Ф. Щербин «Пред памятником Петру I» в Петербурге. «Нет, не змия Всадник Медный Растоптал, стремясь вперёд. Растоптал народ наш бедный, Растоптал простой народ». Эпиграммы Опорные конспекты

Слайд 21

Использование проблемного обучения повышает интерес учащихся к предмету, повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового. Вывод

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»

Эпиграф  

 «Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью» Лев  Николаевич  Толстой

Современный образовательный процесс немыслим без поиска   новых, более эффективных методов и технологий  обучения. Формирование  у учеников умений и навыков должно быть желание не только учителя ,но и самих ребят. Как же заинтересовать учеников?  существует  технология, которая позволяет это сделать. Это  – проблемное  обучение.

Проблемное обучение-технология организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер

Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками.

Сущность проблемного обучения: сводится к тому, что в процессе обучения изменяется характер и структура познавательной деятельности  обучающегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности ребёнка

Главный признаком проблемного обучения  является проблемная ситуация

Цели проблемного обучения :

•        формирование у учеников необходимого объема ЗУН;

•        развитие творческого мышления;

•        развитие навыков самостоятельной работы;

•        развитие способности к самообучению;

•        формирование исследовательской активности.

Проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

 - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности.)

Что касается  места проблемного обучения, то всё универсально :

-Урок изучения нового материала

- На любом возрастном этапе

- На любом предметном содержании

Методы проблемного обучения:

Изложение материала учителем: монологическое, рассуждающее, диалогическое изложение

Самостоятельная деятельность учащихся: эвристический, исследовательский метод и  программированные задания

 Последовательность этапов познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация   проблема  поиск способов ее решения  решение проблемы.

ученик  воспринимает материал по схеме:

ищу - и нахожу,

думаю - и узнаю,

тренируюсь - и делаю.

  На начальной стадии проблемного обучения необходимы точные указания.

Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.

Обучающиеся со средними возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи учителя. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи.

Учащиеся  со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких детей необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться. Этих учеников надо учить процессу доказательства.

 При планировании проблемного урока обязательно нужно выдерживать  основные этапы технологии.

Вот один из примеров:

Урок истории в  классе по теме «События Октября 1917 года в России»:

1) постановка проблемы, например, «Октябрь 1917г. - революция или переворот?»;

2) деление на группы - выдвижение гипотез (1 группа - Октябрь 1917г. - революция; 2 группа - Октябрь 1917г – переворот);

3) подтверждение гипотез фактами, документами, определением содержания терминов, примерами из всемирной и отечественной истории;

4) защита;

5) выводы по решению проблемы.

Этапы проблемного обучения.

  1. Разработка проблемных вопросов. 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - противоречие, разрешаемое посредством размышления.

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • предполагающим научный спор;
  • создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории:

  • Плюсы и минусы монголо–татарского протектората;
  • Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
  • Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
  • XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
  • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию:

  • Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»?
  • По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в 16 веке – в эпохе Великих географических открытий. Обоснуйте или опровергните этот тезис.
  • Независимость судебной власти: миф или реальность?
  1. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ -  состояние интеллектуального затруднения.

  • Через углубление проблемного вопроса;
  • Через поиск разных граней его решения;
  • Через сопоставление разных вариантов ответов.

Пример:

Урок «Религия Египта»

Постановка проблемы. Зачем египтянам нужны мумии?

Учитель: Сейчас я вам расскажу историю, а вы сформулируйте вопросы, которые показались непонятными вам, современным людям. Один вельможа, впавший в немилость фараону, бежал из Египта, в других странах приобрел богатство и славу. Но когда подошла старость, он униженно стал просить о том, чтобы вернуться на родину, но не потому, что соскучился по ней. Он стремился вернуться только для того, чтобы после смерти из его тела сделали мумию. Итак, какие мы зададим вопросы, какую поставим проблему?

Ученики: Почему для вельможи было так важно, чтобы сделали мумию?

Это и будет проблемой урока: зачем египтянам нужны мумии?

Учитель: Что нам нужно для решения проблемы?

Ученики: Узнать, во что верили египтяне, каким богам поклонялись, какие представления у них были о загробной жизни.

Исторический портрет Николая II»

(История России 11 класс.)

Проблемный вопрос к уроку:

Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

Результаты поисково – исследовательской работы.

1 группа.

Факты:

Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.

«Кровавое воскресение», 1905 год.

Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.

2 группа.

Факты:

Рождение НиколаяII 6 мая, в день святого Иова Многострадального.

Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.

Неизлечимая болезнь долгожданного сына.

Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;

Многие считали его слабым правителем;

Многие считали его идеальным семьянином;

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

3. Формы решения проблемных ситуаций.

  • Дискуссия;
  • Научный спор;
  • Проблемная лекция;
  • Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.

4. Выход из проблемной ситуации  

Связать начало и конец урока – напомнить проблему урока и назвать ее решение;

Завершить обсуждение яркой цитатой, афоризмом.

Основные приемы проблемного изложения учебного материала могут быть :

1.Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной.

 Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения  полученных знаний.

Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.

 2. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.

Прочитайте высказывания, ответьте на вопросы.

Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все (Ф. М. Достоевский)

Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля (А. Сент-Экзюпери)

Я – гражданин мира (Диоген Синопский)

Какие аспекты глобализации затрагивают авторы высказываний?

Как должны соотноситься единство человечества и многообразие народов мира?

С кем из авторов высказываний вы могли бы поспорить?

Задание 24 ЕГЭ история

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,

на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

 

Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

 

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

 8 класс Общество как форма жизнедеятельности людей: Выскажи своё мнение в отношении утверждения: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Тема – «Внешняя политика России. Русско-японская война».

Обосновать или опровергнуть следующие утверждения:

-Портсмутский договор был национальным позором России.

-Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии

Учащиеся должны:

-выбрать убедительную для себя версию;

-привести факты и аргументы вы пользу своего выбора.

11 класс

История России

Тема урока:

«СССР в 1953 – 1964гг.»

Проблема: Согласны ли вы с тем, что XX съезд был «звездным часом» Хрущева?

Проблемные вопросы:

1. Что вы понимаете под выражением «звездный час» той или иной личности?

2.Скульптор Эрнст Неизвестный-. автор надгробия Хрущеву на Новодевичьем кладбище изобразил его так: бронзовая голова на фоне белого и черного мрамора. Случайно ли это? В чем символика памятника?

1-я группа - показать «белое» и «черное» в политике нового лидера.

2-я группа - показать сложность и противоречивость личности Н. С. Хрущева, используя материалы «Основные направления в деятельности Н. С. Хрущева».

3. Отставка Хрущева - историческая неизбежность,   вытекающая из его политики, или результат борьбы за власть?        -Подготовка проблемных домашних заданий.

-Эвристическая беседа  

-Работа в группах:

-Разработка проблемного дидактического и контрольного материала

(тестирование)

Домашнее задание по группам: составить политический портрет Н. С. Хрущева,

написать сочинение-эссе «Оттепель, как я ее вижу».

3. Применение мотивирующих примеров ( метод яркого пятна) (озадачивание), сводится к тому, что   ставится перед учащимися проблема: вопрос или систему вопросов. Ставлю проблему с помощью графиков, чертежей, рисунков, сравнительных таблиц.

 Привлечение на уроке вместо стандартного материала крылатых выражений афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословицы, загадки, фрагменты  фильма и т д

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/039c/000aec93-ad385f5e/img58.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/039c/000aec93-ad385f5e/img42.jpg

Оценивая значение деятельности Петра I, можно организовать дискуссию обучающихся, и в качестве отправной точки дискуссии можно использовать эпиграмму Н.Ф. Щербины «Пред памятником Петру I» в Петербурге.

«Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперёд.

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ».

Результативность

                 Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:

  1. учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  2. развивается логическое мышление;
  3. развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
  4. развивается способность к самоконтролю;
  5. формируется устойчивый интерес к предмету;
  6. активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

Применяя данную технологию в процессе обучения, я пришла к выводу, что она помогает мне научить учащихся:

-отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

-развивать мыслительную деятельность;

-искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;

-анализировать, сопоставлять учебный материал;

 -делать выводы, обобщения и сравнения;

- готовить учащихся к выполнению заданий  ОГЭ, ЕГЭ, ВПР

 Литература:

4 Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968.

 Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007.

 Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

 Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории// Преподавание истории в школе, №8, 1999.

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории: Из опыта работы А.П.Ремпель, учителя истории и обществознания МОУ ООШ с.Птичник. – Биробиджан: ОблИУУ, 2007, 24 с.

Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – 2-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009. – 208 с.

Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории

Использование технологий проблемного обучения на уроках истории...

«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в профильных классах».

Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных классах является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  -...

Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....

Проблемное обучение на уроках истории и обществознания.

Хочется отметить, что для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уме...

Представление опыта работы по теме "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество»...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...