«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в профильных классах».
статья на тему

Терешина Татьяна Михайловна

Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных классах является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.tehnologii.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на фестивале педагогических идей по теме

«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания в профильных классах».

                                                «Тысяча учителей – тысяча методов».

                                                                        Китайская пословица.

«Две – три мысли, два –три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным  усилием (а если    хотите, так и страданием), приведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…

Ф.М.Достоевский.

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стала разработка системы профильного обучения в старших классах.

Профильное обучение учащихся – это требование времени, общества. Оно становится промежуточным звеном между общеобразовательным уровнем и профессиональным образованием.

        Особенностью преподавания истории в профильных социально-гуманитарных классах является  переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе  - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Обществознание на профильном уровне формирует опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, познавательной, коммуникативной, семейно – бытовой деятельности.

Изучение истории и обществознания на профильном уровне основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.

(Далее выступление сопровождается Презентацией).

Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.

Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.

 Этапы проблемного обучения.

I. Разработка проблемных вопросов.

Вопрос должен быть:

  • сложным, сопряженным с противоречиями;
  • увлекательным, но соответствующим логике науки;
  • емким, способным охватить широкий круг вопросов;
  • предполагающим научный спор;
  • создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

 Примеры проблемных вопросов по истории.

  • Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
  • Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
  • Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
  • XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
  • Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию.

  • Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
  • Сильная президентская власть в России: за и против».
  • Независимость судебной власти: миф или реальность?»
  • Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»

II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.

  • Через углубление проблемного вопроса;
  • Через поиск разных граней его решения;
  • Через сопоставление разных вариантов ответов.

III. Формы решения проблемных ситуаций.

  • Дискуссия;
  • Научный спор;
  • Проблемная лекция;
  • Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.

Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»

(История России 11 класс.)

Проблемный вопрос к уроку: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»

Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.

  • В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917  г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».

Класс делится на две группы:

1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

 Результаты поисково – исследовательской работы.

1 группа.

Факты:

  • Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
  • «Кровавое воскресение», 1905 год.
  • Людские жертвы во время русско –японской и первой мировой войны.

2 группа.

Факты:

  • Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
  • Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
  • Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
  • Расстрел царской семьи.

Подведение итогов дискуссии, выводы.

Николай II – последний император из династии Романовых.

  • Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
  • Многие считали его слабым правителем;
  • Многие считали его идеальным семьянином;

НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».

        Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.

2.Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

  1.  Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».

4.  Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных    аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы : «Демографические взрывы и катастрофы»., «Сила права или право силы?» и т. д.

Блок проблемных уроков по истории.

Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.

Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?

Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV?

Урок 2. Реформы 50-х гг.

Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?

Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?

Урок 3. Опричнина.

Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?

Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?

Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV.

Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?

Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV?

Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.

Оценки современников, историков.                                                         Разрешение проблемного вопроса         к теме.

                                Вопросы:

  1. Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
  2. Ваше отношение к личности Ивана IV.
  3. Альтернативные пути развития России при Иване

Рекомендации по применению проблемного обучения в профильных классах.

Для реализации главной цели социально – гуманитарного профиля: формирования исторического мышления необходимо:

1.Изучение истории и обществознания в профильных классах основывать на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.

2.На уроках необходимо использовать варианты проблемного обучения: поисковые и исследовательские методы.

Выводы.

На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Методы технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания....

Проблемное обучение на уроках истории и обществознания.

Хочется отметить, что для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уме...

«Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»

Доклад на РМО «Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания»...

Представление опыта работы по теме "Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа. Для технологии проблемного диалога является понятие «творчество»...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...