Школьный музей-центр патриотического воспитания школьников
статья

Кучина Татьяна Полуэктовна

Выступление на районном семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

МКОУ ГАРСКОЙ ООШ –

ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Интерес к богатой многовековой истории России, ее культурному наследию, уважение к прошлому, включающее в себя изучение, сохранение и разумное использование памятников местной истории, культуры свидетельствует о высоких духовно – нравственных потребностях российского общества и становится отличительной чертой нашего времени.

Приобщение подрастающего поколения к духовно – нравственным ценностям, которые во все времена были исконно присущи россиянам: любовь к Отечеству, гражданственность, патриотизм, духовность, культура, согласуется со стратегией модернизации образования и соответствует приоритетам государственной политики в области образования.

В современных образовательных учреждениях реализация данной позиции осуществляется через творческую деятельность школьных музеев.

Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию их интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к духовно – нравственным ценностям прошлых поколений.

Школьный историко – краеведческий музей Гарской основной общеобразовательной школы был создан в 2004 году стараниями детей и педагогов. Началась кропотливая работа по сбору и обработке экспонатов, созданию новых экспозиций, выставок, проведение экскурсий.

Сегодня музей как составляющая открытого образовательного пространства, является центром воспитательной работы школы. Органично вписываясь в программу развития школы,  музей координирует историко – краеведческую и военно – патриотическую деятельности, является связующей нитью с другими организациями и учреждениями.

В октябре 2007 года благодаря совместной работе с социальными партнерами в рамках реализации программы развития «Школа – социокультурный центр своего микрорайона» успешно прошла паспортизация музея.

Школа получила Свидетельство Министерства образования Российской Федерации и Федерального центра детско – юношеского туризма и краеведения. В 2012 году музей прошёл повторную паспортизацию, подтвердив свой статус «Музей образовательного учреждения». Новое свидетельство было вручено  руководителю  музея «Искрамуз» Лавровой Н.В. на областном Фестивале школьных музеев.

Продуктивному взаимодействию школьного музея и системы образования способствуют:

1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно – воспитательным процессом.

2. Проведение научного и учебно – исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

3. Использование в образовательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно – практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и т.д..

4. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.                

5. Опора музейной деятельности на работу кружков по интересам и предметные кружки.

В настоящее время фонд музея школы составляет 327 подлинных экспонатов, которые составляют основу четырех экспозиций.

Экспозиция «Русская изба» воссоздает уголок русского дома.

Старинный интерьер заполняют одежда и обувь, орудия труда, домашняя утварь и другие предметы быта 20 века. В горнице чисто, уютно, на полу половики домотканые. У русского самовара за столом чаевничает дедушка.

У окна за швейной машинкой рукодельничает бабушка.

По наличнику окна хмель стелется, к солнышку тянется, а около плетня березка растет. От такой тишины и уюта домашнего у каждого посетителя музея на душе светлее становится.

Экспозиция «Наши деды и отцы – защитники Родины» рассказывает о героях Советского Союза Сокольского района, о судьбах наших земляков, участников Великой Отечественной войны. Среди них школьный учитель – Козлов Михаил Григорьевич. Дети фронтовика передали в дар музею его боевые награды, документы из семейного архива.

 В музее бережно хранятся личные вещи местного участкового, Лизунова  Владимира Николаевича, погибшего в августе 2008 года  в Ингушетии во время теракта в городе Назрань.

        Наибольший интерес вызывает экспозиция «В начале жизни школу помню я». Она, как никакая другая, чаще пополняется новыми материалами о современной жизни школы и обучающихся в ней детях. Познакомиться с ее содержанием приходят выпускники разных лет. Листая страницы старых альбомов, рассматривая фотографии, стенгазеты, вспоминая прошлое, они словно возвращаются в детство, заново переживают свои школьные годы.

Атрибутами пионерской и комсомольской жизни ярко и красочно проиллюстрирована история детского движения. В архиве музея хранится летопись пионерской дружины, которая с 70 – х годов носила имя нашего земляка, Героя Советского Союза  Круглова Леонида Семеновича.

В далекие 80-е годы большое внимание в школьной работе уделялось трудовому воспитанию. Это подтверждается многочисленными документами материалами из истории ученической производственной бригады.

УПБ – это яркая страница  школьной жизни. Ученики, входившие в её состав, были активными участниками  и призёрами районных и областных слётов.    

В экспозиции «Гари: прошлое и настоящее» собран исторический материал, свидетельствующий об истории  возникновения, становления и развития  села Гари, близлежащих деревень, сведения о традициях и обычаях малой Родины, местных умельцах,  памятниках природы Сокольского района.

В настоящее время жизнь школьного музея не стоит на месте.

Здесь постоянно проходят встречи с интересными людьми, комсомольцами 80 – х годов, ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, бывшими выпускниками школы, ветеранами педагогического труда, тружениками тыла. С каждым годом работы школьного музея активно расширяется, обновляются его экспозиции, рождаются новые интересные проекты, используются современные методы и приемы работы, а главное, в работу музея вовлекается все большее число обучающихся.

На базе музея реализуется программа дополнительного образования «Музейное дело». Главная цель программы  - пропаганда знаний о своей малой родине, содействие возрождению патриотизма, верности идеалам, любви к Родине, семье, друзьям, выбранному делу.

На занятиях кружка юные активисты школьного музея активно включаются в поисково – собирательную и краеведческую работу.

Ребята ездят по деревням, где встречаются с местными старожилами. Собранные воспоминания, документы и старинные вещи проходят дальнейшую обработку. В музее ведутся книги учета основного и вспомогательного фондов, картотека поступающих экспонатов.

Продолжая славные традиции, школы  ученики под руководством опытных учителей активно участвуют в районных творческих конкурсах. Ребята гордятся своим вкладом в славную летопись школы.

Многие из них становятся призерами областных исследовательских конкурсов. Достойное место в экспозиции «В начале жизни школу помню я» занимают награды школьников, полученные за участие в областном конкурсе «Юный экскурсовод». Лавров Андрей  представлял нашу школу  в Нижегородском Центре детского и юношеского туризма и экскурсий, показав свою презентацию «Воскресенская церковь – памятник культуры» и принял участие в областной Краеведческой викторине.

Особую ценность представляют исследовательские работы детей, которые касаются изучения истории своей семьи. Четыре года подряд, Дипломами 1, 2 и 3 степеней награждались участники историко – краеведческого конкурса  «Моя семья в истории страны». При написании творческих работ ребята пользовались сведениями, собранными в музее.

Экспонаты музея часто используются на уроках литературного чтения, изо, технологии, краеведения, для проведения классных часов, школьных мероприятий.

Интересно прошла Неделя музея, гостями которой стали представители района – директора школ, районного методического объединения учителей физической культуры, члены клуба «Рябинушка», односельчане.

Учащиеся школы являются участниками различных проектов, отражающих историю своего края. Ребята собирают материал и оформляют его в папки: «История села Гари в зданиях и сооружения», «Деревенька моя», «Умельцы земли родной», «Судьба людей в истории Родины», «Люди моего села», «Памятники природы Сокольского района».

         Занимаясь научно - исследовательской деятельностью, совершая многочисленные поисковые экспедиции,  изучая подлинные исторические документы, школьники приобретают опыт личной сопричастности с реальной историей и культурой своей малой родины. Так закладывается и формируется их духовно – нравственный потенциал.

О результатах поисковой работы, всего музея в целом,  свидетельствуют

Многочисленные отзывы посетителей, публикации на страницах газеты «Сельская новь». Вся многогранная работа школьного музея изложена на страничке школьного сайта.

Мы надеемся, что опыт работы музея «Искрамуз» МКОУ Гарской основной школы станет отправной точкой для создания в образовательных учреждениях Сокольского района сертифицированных школьных музеев.

Кучина Т. П,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

школьный музей и патриотическое воспитание школьников

В данной работе оценивается роль и значение школьных музеев.Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости з...

Проект Школьный музей – центр гражданско – патриотического воспитания школьников

Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приум...

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"

Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...

Школьный музей- центр нравственно-патриотического воспитания школьников

В  выступление автор говорит о важном значение школьных музеев в воспитании  нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения, делится своим опытом по работе школьного музея....

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...