Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровых технологий на уроках математики.
статья

Карасева Наталья Дмитриевна

Что же такое коммуникативная компетентность?

Коммуникативная компетентность – это, прежде всего, готовность и способность к коммуникации, т.е. конструктивному общению. И на сегодняшний день это одно из важнейших качеств, необходимых человеку во всех жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровых технологий на уроках математики.

Подготовила :

Карасева Наталья Дмитриевна, учитель математики

МБОУ «Красномайская СОШ имени С.Ф. Ушакова»

Тверская область, Вышневолоцкий городской округ, пгт  Красномайский

В современном мире все большее значение приобретает умение людей взаимодействовать друг с другом. От того, насколько люди умеют и готовы общаться, обмениваться информацией, зависит эффективность работы, качество взаимоотношений, социальный климат. Важной составляющей межличностного общения является сформированная коммуникативная компетенция. Человек, имеющий развитые коммуникативные навыки, успешно взаимодействует с другими людьми в различных сферах деятельности: бытовой, учебной, социальной, производственной, культурной.

Поэтому для современного учителя проблема развития коммуникативной компетенции учащихся особенно актуальна.

Итак, что же такое коммуникативная компетентность?

Коммуникативная компетентность – это, прежде всего, готовность и способность к коммуникации, т.е. конструктивному общению. И на сегодняшний день это одно из важнейших качеств, необходимых человеку во всех жизненных ситуациях.

Развитие коммуникативной компетенции на уроках математики дает возможность формировать и развивать у учащихся навыки логических рассуждений, умения структурировать и анализировать информацию, делать выводы, отстаивать собственную точку зрения.

Однако проблема в том, что далеко не все учащиеся сегодня имеют хотя бы базовые коммуникативные навыки. А те «сильные» учащиеся, которые обладают хорошим математическим мышлением и запасом знаний, оказываются не готовы применить их в новых для себя ситуациях, как на уроках, так и в жизни.

Современный мир – это мир информации. Чтобы быть востребованным в этом мире, современному школьнику необходимо учиться работать с информацией: грамотно отбирать ее (в том числе в сети Интернет), анализировать, перерабатывать и, конечно, уметь передавать.

То есть становится очевидным, что развитие коммуникативной компетенции является неотъемлемым условием формирования математической грамотности учащихся.

Поэтому, начиная с 5-6 класса, учителю необходимо большое количество времени уделять развитию коммуникативных навыков учащихся.

Условно структуру коммуникативной компетенции можно представить так:

устная (обсуждение, дискуссия, презентация, доклад);

письменная (чтение и получение информации, понимание и написание текстов).

Возникает вопрос: где, на каких этапах обучения учителю следует уделить внимание развитию коммуникативной компетенции учащихся?

Главным элементом учебного процесса был и по-прежнему остается урок. Поэтому на каждом этапе любого, даже стандартного, урока учитель может и должен обращать внимание учащихся на необходимость грамотного и четкого изложения материала.

Рассмотрим пример, как на различных этапах урока учитель может с помощью техники простых вопросов вовлечь учащихся в диалог и заставить их участвовать в процессе урока не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников. Именно такой подход заложен в требованиях новых государственных стандартов к современному уроку.

Так, на этапе проверки домашнего задания ученики представляют не просто ответы к заданиям, а комментируют или «представляют» («презентуют») его. Если ответы учащихся отличаются, можно предложить аргументировать свое решение и в процессе дискуссии определить правильное решение и ответ.

На этапе целеполагания учащимся можно предложить самостоятельно сформулировать цели и задачи урока (выдвинуть гипотезы и проверить их правильность).

На этапе актуализации знаний можно предложить ребятам ответить на ряд вопросов, например:

Знаете ли вы, как это посчитать? Какой порядок действий? Какие правила помогут выполнить это задание? Сможете посчитать устно? А есть идеи, как можно сделать проще? Можете сформулировать, каким правилом мы воспользовались?

На этапе первичного усвоения новых знаний вопросы могут быть такими:

Вы слышали когда-нибудь это словосочетание? А что вы знаете о…? Где в обычной жизни мы сталкиваемся с…? Как думаете, что тут можно сделать? Есть идеи, что можно сделать дальше? Повтори, пожалуйста, основную мысль материала, который мы обсудили. Если бы тебе нужно было другу объяснить то, что мы прошли, что бы ты сказал? Можешь теперь своими словами объяснить, что мы сделали? Приведи пример?

Первичная проверка понимания также может осуществляться учителем в виде диалога:

Есть идеи - с чего начать? Решали ли мы раньше такое? Какой будет план/порядок действий? Знаем ли мы формулу, которая бы связывала эти понятия? Кто знает правило об…? Какую формулу можем применить? Нет ли тут противоречия? Проговорим правило/метод, которым мы воспользовались.

На этапе первичного закрепления:

Проговори, пожалуйста полностью новый алгоритм/правило, который ты использовал/научился применять/запомнил. Как мы будем решать такую задачу в следующий раз? Если бы тебе нужно было другу объяснить то, что мы прошли, что бы ты сказал?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению может предполагать такие вопросы:

С чего ты начнешь выполнять это задание? Какое правило/теорему необходимо применить, чтобы выполнить это задание? Какая будет последовательность действий для выполнения этого задания? Какое самое трудное/простое задание? Что вызовет трудность при выполнении этого задания? Сможешь выполнить домашнее задание, не заглядывая в доп. источники?

Рефлексия:

Что из сегодняшнего урока вам запомнилось лучше всего? Что было труднее всего? Какие новые методы ты теперь знаешь? Можешь пересказать правило, которое мы изучили? Какие новые приемы мы применили на практике?

Таким образом, организуя урок в виде диалога, учитель, с одной стороны, имеет возможность вовлечь в работу всех учащихся, а с другой – заставляет учащихся говорить: формулировать мысли, проговаривать правила и алгоритмы, генерировать идеи и отстаивать их, учит работать в команде.

  На нестандартном уроке возможностей для развития коммуникативных навыков еще больше.

Использование учителем инновационных технологий также расширяет возможности для развития коммуникативной компетентности учащихся. Наиболее удачные, на наш взгляд, технологии, позволяющие наиболее эффективно развивать коммуникативные навыки учащихся, это: проектная технология; технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, и конечно игровые технологии.

Игры  на уроках математики – современный  и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:

формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

Использование игр в обучении математике решает множество задач одновременно:

  • игры способствуют становлению творческой личности ученика;
  • формирование умения выделять проблемы;
  • принимать решения;
  • развивают познавательный интерес к предмету;
  • оказывают сильное воздействие на учащихся;
  • формируют черты характера;
  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках математики:

Достоинства

Недостатки

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

6. Разрядка напряжения, смена

деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей

9. Формирование ответственности

10. Хороший способ закрепления

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

- игры – упражнения;

- игры – путешествия;

- сюжетная(ролевая) игра;

- игра – соревнование.

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

Сюжетная (ролевая)игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры- соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Игра- соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.

Рассмотрим примеры моделирования игровых ситуаций на уроках математики. В подобных случаях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики. Рассмотрим примеры.

Пример 1.

Задумай число. Учитель предлагает каждому ученику задумать число и после этого дает указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов учитель угадывает результат. Учащиеся заинтересованы, хотят узнать, в чем тут дело. Этому желанию и соответствует задание: обосновать” угадывание” ответа.

Пример 2.

Назови формулу. Один из учащихся выходит к доске и берет у учителя карточку, на которой записана формула некоторой линейной функции. На доске начерчена таблица.

Один из учеников называет любое значение х. Ученик у доски записывает его в таблицу и, подставив это значение в формулу, записывают соответствующее значение у. Ему называют еще одно значение аргумента, он записывает его в следующую клетку и внизу пишет соответствующее значение функции. Ему могут задать еще несколько значений х. Выигрывает ученик, который первый назовет формулу, записанную на карточке.

Пример 3.

Математическое лото. Эту игровую ситуацию можно использовать при проведении обобщающих уроков.

В барабан помещают шарики с номерами пунктов учебника, которые уже изучены. Класс делится на группы, обычно по рядам. Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Вызванный ученик крутит барабан, достает шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ- в 3 балла. Участвуют все. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы. Определяется группа- победитель. Учащиеся повторяют материал с желанием и интересом.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так ,например, при усвоении новых знаний.

Математический герой. В урок вводится какой-либо математический герой, который или решает задание, или предлагает его для решения, или придумывает фокус и т.д.

Например, однажды Ваня Умнов записал выражение 25·х· 4. Потом он вместо х стал подставлять в это выражение по очереди числа 13, 21, 39, 47. Получив значение каждого произведения, он очень удивился тому, что все числа оказались “круглыми”. Не могли бы вы объяснить почему?

Необычная запись, чертеж, схема .Ярким примером данного приема является задание, связанное с занимательным квадратом. Занимательный квадрат – это квадрат, разбитый на 9 клеток; в каждую клетку записывается один элемент так, чтобы суммы или произведения всех элементов по любой горизонтали, вертикали удовлетворяли определенному условию ( например, были бы равны одному и тому же элементу).

Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Рассмотрим примеры игр как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по всей пройденной теме или нескольким темам.

         Игра “Домино”.

Правила игры:

для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если ученик неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка.

Игру «Домино» очень полезно применять для запоминания формул, которые, как правило, ленятся запоминать дети. Одной формуле может быть поставлено в соответствие до 10 верных формулировок или наоборот: одной формулировке соответствует несколько формул. 10 – 20 минут игры в такое «домино» достаточно для прочного запоминания многих формул.

Игра «Лабиринт»

(смотр знаний по теме, разделу, по всему курсу учебного года)

Правила игры:

класс разбивается на 3 – 5 команд в зависимости от численности класса, причем каждая команда создается из ребят с разными способностями, чтобы команды были равны «по силам». В кабинете расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранных тем. Столы пронумерованы, на них лежат заранее приготовленные «вывески» тем, конверты с заданиями по каждой теме, причем задания должны быть разноуровневые, составленные с учетом способностей каждого ученика. Задания в конверте пронумерованы и каждый ученик должен знать номер своего задания. Команды по жребию определяют с какой темы(с какого стола)они начинают работать, в каком порядке переходят от одного стола к другому. За каждым столом должен сидеть эксперт (ими могут быть «сильные» ученики класса, но лучше привлечь старшеклассников).У каждого эксперта должна быть контрольная карта, составленная ими и проверенная учителем. Эксперт проверяет правильность решенного каждым учеником задания и начисляет количество баллов за каждое решенное задание, проставляя их в индивидуальную карточку игрока, выданную каждому участнику заранее, и баллы в фонд команды, проставляя их уже в карточку команды, выданную также в начале игры капитану команды. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов, и каждому ученику выставляется оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.

Тема или несколько тем, по которым проводится игра, должны быть сообщены заранее, оговорено время для подготовки, составлены учителем, решены экспертами и проверено их решение учителем заранее, т.е. заранее должны быть составлены контрольные карты по каждой выбранной для игры теме. Такой смотр знаний в виде игры можно проводить после изученной темы, раздела или в конце учебного года с разной целью– либо с целью закрепления знаний по теме, либо с целью проведения смотра знаний по теме. Такая форма проведения не напрягает ребят, делает сам процесс увлекательным. К тому же можно украсить игру, придумав  названия команд, девиз, эмблему, в ходе игры вставить развлекательные моменты, чтобы ребята отдохнули, пригласить гостей. Все зависит от фантазии учителя.

Игра «Угадай- ка»

Смысл игры состоит в следующем: один из учеников(лучше “слабый”)выходит за дверь, он –угадывающий. С остальными ребятами выбирается объект для обсуждения(геометрическая фигура, элемент и т.д.), о котором они должны вспомнить все, что знают, не называя “объект” своим именем, а заменяя его просто словами “она, “он”, “это” и т.д., что больше подходит по смыслу. Определение дается в последнюю очередь. Другими словами, ребята пишут устное математическое сочинение о данном “объекте”. После быстрого обсуждения “угадывающий” приглашается в класс, и учащиеся описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.

Примеры использования элементов игровых технологий при закреплении и проверки знаний

В 5 классе по тема: «Десятичные дроби» использую игру «Индивидуальное лото».

Такая игра проводится обычно в начале урока и предназначена для устного счета.

В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шрифт.

При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку», каждая команда (ряд)получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке. Так же эту игру можно использовать в 11 классе при отработке навыков вычисления логарифмов.

http://oo18.mail.yandex.net/static/299a5e444f22439684682033d56b05aa/tmpu45eD5_html_m83364c.png

В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников». Также эту игру можно использовать и в 7 классе при изучении темы: «Прямоугольная система координат на плоскости».

Постройте точки на координатной плоскости и соедините их:
(1;4); (4;5); (7;7); (7:8); (6;8); (5;7,5); (5;8); (4;7,5); (4;8); (3;7,5); (3;7); (0;6); (-1;5); (-3;7);
(-7;8); (-7;7); (-6;6); (-5;6); (-5;5,5); (-4;5,5);
(-4;5); (-3,5;4,5); (-5;4); (-2;4); (4;2,5); (7;2);
(6;2,5); (6;3); (4;3); (1;4).

http://oo18.mail.yandex.net/static/299a5e444f22439684682033d56b05aa/tmpu45eD5_html_59a0563.png

Успех работы учителя зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у школьников живой интерес, любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.

Собственный опыт работы в школе, а так же посещение и анализ уроков других учителей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильной осанки у младшего школьника с помощью игровых технологий.

Методическая разработка содержит два раздела: конспект урока для учащихся 1 класса и презентацию. В конспекте представлены игры и игровые задания, которые помогают решать поставленные задачи урок...

Роль игровых технологий на уроках математики в воспитании школьников.

Применение итровых технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности....

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности".

Статья на тему: "Развитие познавательной активности школьников при использовании игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности". Главным вопросом данной статьи является вопрос о том, как р...

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому в...

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования игровых технологий на уроках французского языка

Одной из важнейших характеристик инновационных педагогических технологий является возможность их повторения, воспроизведения в сходных образовательных условиях. Игровые технологии в полной мере облада...

Развитие коммуникативных умений школьников с помощью игровой технологии на уроках английского языка

Статья рассказывает о важности испоьзования игр на уроке иностранного языка...