Формирование мыслительной активности и самостоятельности на уроках гуманитарного цикла.
учебно-методический материал (8, 9 класс)

Как развивать качества личности, которые востребованы сегодня: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям и др.?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_myslitelnoy_aktivnosti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мыслительной активности и самостоятельности на уроках гуманитарного цикла.

Волкова И.В.,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Вечерняя школа №4 г. Йошкар-Олы»

В современном мире все науки находятся в процессе постоянного развития, в том числе и педагогика. В настоящее время изменения происходят во всех сферах жизни общества. Меняется и роль человека в обществе. Изменяются и цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы. Каждый педагог стремится активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках, стремится к тому, чтобы его уроки были интересными, увлекательными.

На уроках истории и обществознания, на наш взгляд,  необходимо организовывать работу на обеспечение будущей жизненной успешности личности обучающегося, учить не только предметным навыкам, но и личной ответственности, самодисциплине, умению работать в команде, навыкам общения, формировать компетентности на всю жизнь.

Задача  учителя в условиях модернизации школьного образования заключается в том, чтобы побуждать обучающегося к самостоятельности, инициативе, активности, адекватности самооценки, создавать условия для рефлексивного, нравственного отношения ученика к собственной жизни. Реализация перечисленных задач в вечерней школе имеет свои трудности.

У многих подростков, приходящих в данное учебное заведение, зачастую    наблюдается низкий уровень учебной мотивации, отрицательное отношение к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, не умение ставить цели и преодолевать трудности. Мотивация к изучению гуманитарных дисциплин у таких учащихся недостаточна, а порой отсутствует вообще, так как при обучении они сталкиваются со значительными трудностями, не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия, мышления и неадекватности поведения. Низкая результативность участия в творческих и интеллектуальных конкурсах снижает стремление к реализации своих творческих способностей. Важнейшей задачей школы является формирование личности обучающегося с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала.

 При обучении приходится восстанавливать знания предыдущих лет обучения, находить эффективные методики для изучения программного материала текущего учебного года, повышать учебную мотивацию обучающихся, развивать общеучебные умения и навыки, вести подготовку   к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Применение дифференцированного обучения на уроках гуманитарных дисциплин помогает учесть индивидуальные особенности обучающихся, уровень знаний, определить дозированную нагрузку, наметить для каждого обучающегося свою траекторию в освоении учебного материала, создать условия для саморазвития, самореализации всех учащихся на своем образовательном уровне. Дифференцированный подход способствует развитию творческих способностей у обучающихся, побуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

 Для  активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла  и во внеклассной деятельности необходимо реализовать следующие задачи :

- увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь учащемуся поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие;

- поддерживать научно-исследовательскую и поисковую работу учащихся, стимулировать участие в конкурсах и проектах;

- совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса по предмету;

 - выделить дополнительные возможности для осмысленного восприятия материала;

- позволить в увлекательной форме запомнить  сложные для усвоения термины, названия, имена;

- развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;

- осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи;

- развивать логическое мышление;

- помочь отдельным учащимся,  которые не усвоили материал на уроке, повторить, глубже познакомиться с материалом, пройденным на уроках;

- развивать воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретённых умений;

-     развивать у учащихся быстроту мышления и коммуникативных способностей;

Все эти методические приемы дают результаты диалоговой деятельности. Они дают возможность обучающимся развивать качества личности, которые востребованы сегодня: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, способность выходить из тупиковых ситуаций, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внутренней мыслительной активности и самостоятельности при решении генетических задач разного уровня сложности.

Формировать умения применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении схем скрещивания позволяют презентации, составленные учителем или о...

Методическая тема "Формирование гражданской компетенции на уроках гуманитарного цикла"

Именно в стенах школы происходит социализация  ребенка, становление его личностью с определенной системой нравственных норм поведения и гражданскими установками. Литература-это средство, которое ...

Формирование общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Данная статья содержит информацию из опыта работы по формированию общеучебных навыков у учащихся на уроках гуманитарного цикла....

"Формирование учебно - познавательной компетенции на уроках гуманитарного цикла"

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций обучающихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихс...

Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках гуманитарного и негуманитарного циклов

В школе усвоение норм литературного языка происходит при выполнении упражнений, проверяющих запоминание. Конечно, запоминание необходимо. Но если все же ученик забыл слово, правило, трудную словоформу...

«Формирование ключевых компетенций на уроках гуманитарного цикла».

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Программа семинара «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках гуманитарного и негуманитарного циклов»

Семинара «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках гуманитарного и негуманитарного циклов» проводился в рамках инновационнойплощадки «Язык школьного образо...