Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках гуманитарного и негуманитарного циклов
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Жиленкова Любовь Сергеевна

В школе усвоение норм литературного языка происходит при выполнении упражнений, проверяющих запоминание. Конечно, запоминание необходимо. Но если все же ученик забыл слово, правило, трудную словоформу и т.п., ему надо дать возможность не сделать ошибку, справившись в учебнике, словаре... Если он пытается воспользоваться умением не сделать ошибку, значит, он учится языку и совершенствует свое умение добывать знания самостоятельно, квалифицированно, т.е. идет процесс куда более важный, чем запоминание. Идет формирование не только потребителя языка, но и тонкого ценителя и потому защитника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар по языкознанию58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к выступлению на семинаре от 21.02.13

План выступления

  1. Как формируется историческое мировоззрение школьника в учебном процессе
  1. Уроки истории – прямой путь.
  2. Уроки литературы – косвенный путь. Опосредованно.
  3. Через чтение и анализ – к метапредметным умениям
  1. Как формируется историческое мировоззрение в различных формах дополнительного образования

Тезисы доклада

1.  Сейчас в стандарты общего образования вводится метапредметный подход

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные универсальные учебные действия: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

 способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории и др.).

Учащиеся начинают осознавать, что  именно через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, жизнь наших предков.

2. Одна из задач уроков русского языка – подготовить детей к самостоятельной оценке языковых фактов, помочь им смелее и эффективнее пользоваться словом. Ребят  необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

На таких занятиях ученики подбирают и взвешивают слова, вслушиваются в их звучание, продумывают смысл, стремясь точно создать нужный образ, развивают наблюдательность, творческое воображение.

Почему важно формировать историческое мировоззрение на уроках гуманитарного цикла?

Почему важно?

Более глубоко понимание языка и литературы

Понимание современных реалий языка в контексте истории

Развитие аналитических способностей учащегося

Общая методика

На уроках русского языка и литературы, на разных лингвистических уровнях от слова к тексту мы стремимся раскрывать сущность языкового явления. Слово (этимология или значение) – предложение (грамматика) – текст (стиль). Лексика – Грамматика – Стилистика.

 Нужно на уроках литературы и языка не забывать про эти уровни и раскрывать по необходимости лингвистические явления в контексте истории.

При анализе лингвистического или литературного текста постоянно идет работа над выявлением значений слова и коннотаций (современные слова, которые имели раньше другие значения), работа со словарем.

Школьник должен уметь работать с различными словарями: и бумажными, и особенно электронными.

Вообще, при изучении любой темы на уроках словесности просто необходимо использование различных словарей (особенно этимологического и толкового) для получения сведений о происхождении и строении слова, его лексического значения.

Есть специальные упражнения, приучающие детей использовать в работе этимологический словарь. Школьникам предлагается для чтения текст, в котором  заимствованная лексика имеет латинское происхождение. Задача учащихся не только выделить в предложенном тексте новые и трудные для них слова, но и отобрать латинские, используя этимологический словарь. Затем ученики раскрывают значение всех новых слов путем справок в толковом словаре.

 Язык, как и важнейший его компонент –слово, можно изучать с разных точек зрения: фонетической, морфологической, синтаксической, стилистической и т.д. Ведь именно во время изучения стилистики наиболее ярко проявляются историко-лингвистические особенности литературных текстов.

Задания по стилистике могут быть такими: переписать фрагмент предложенного оригинального текста в определенном стиле (например, разговорном, бытовом или деловом), используя лексику той эпохи. Это может быть финальный проект изучения произведения.

На каждом уроке словесности, при анализе лингвистического или литературного текста ставится конкретная цель: проследить “родословную” слова  вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа.

 Учащиеся хорошо понимают, что слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, свой фонетический и морфологический облик, своё значение. Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы - захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Придется рассуждать, логически мыслить, сопоставлять. Зато результат того стоит.

Можно с уверенностью сказать, что около 50% школьных словарных слов имеют латинское происхождение. Также в учебниках немало заимствований и из других языков. Оказывается, многие слова, которые учащиеся  постоянно употребляют, пришли к нам и из греческого, и из немецкого, и из французского языков.

 Следовательно, возникает возможность наглядно показать русский язык в контексте истории как один из мировых языков. Мы маленькая часть огромного мира, и от наших родных слов тянутся нити ко всем мировым языкам. Поэтому вполне целесообразно изучение трудной  лексики с опорой на этимологию. Это не только позволит учащимся избежать механического заучивания, но и поможет запомнить написание слова «на всю жизнь», что весьма актуально, так как современные школьники получают сейчас очень много информации, необходимой для запоминания. Кому-то легко удается все выучить, но чаще всего ученик испытывает трудности. Поэтому именно этимологический анализ слов способствует совершенствованию грамотности учащихся, обогащению их словаря, развитию их речи.

Кроме того, задача настоящего учителя – не останавливаться только на традиционной школьной программе. Важно спланировать урок так, чтобы осталось время для дополнительной интересной информации, направленной на повышение интеллекта учащихся. Можно, например, опираясь на знание этимологии при изучении нового слова, привести интересные сведения из римской истории.

Например, распространенное слово  кандидат, встречающееся во многих литературных произведениях, изучаемых на уроках, пришло в русский язык через польский из латинского, где candidus имеет значение «белоснежный». Кандидат буквально - «одетый в белую одежду». (В Риме претендент на общественную должность облачался в белую тогу.) Таким образом, мы не только объяснили значение  слова, но и узнали интересные сведения из римской истории.

А современное слово демонстрация общественно-политической лексики было заимствовано еще в Петровскую эпоху из польского языка, где demonstracja восходит к латинскому monstro “показывать”.

Очень познавательным будет рассказ о происхождении или значении месяцев. Например, декабрь – от латинского decem «десять». По римскому календарю декабрь – десятый месяц в году, так как календарный год в Риме начинался с марта. Октябрь – от латинского octo «восемь». Ноябрь – от латинского novem «девять». Сентябрь – от латинского septem «семь». Или апрель, что в переводе с латинского означает «освещенный солнцем».

Детям интересно будет узнать и о происхождении некоторых мер веса, единиц измерения времени и так далее:

Центнер – мера веса, равная 100 кг. Это слово произошло от латинского centum «сто»; поздне латинское центум потом перешло в центнер.

Секунда – от латинского secunda, сокращения выражения pars minuta secunda – «часть мелкая вторая» (часа). Pars – «часть», minuta – «мелкая»; от латинского глагола minuo «разбивать на мелкие части». Буквально: час разбили на мелкие части, каждую часть назвали минута. Минуту также разбили на мелкие части – секунды. Буквально секунда – «вторая мелкая часть часа», а минута – «первая мелкая часть часа».

Квартал – 1) четвертая часть года; 2) часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами. Это слово произошло от латинского quartus «четвертый». Квартал – первоначально – место для воинского постоя, затем – жилище вообще, помещение для жилья. Таким образом, со временем данное значение приобрело новое слово - квартира.

Процент – 1) сотая доля числа, принимаемого за целое; 2) доход, получаемый на деньги, вложенные в банк. А в Петровскую эпоху это слово было заимствовано из немецкого языка. Первоначально – латинское pro «за», сentum «сто».

(Слайд)

Также довольно важным методом преподавания русского языка является подбор этимологически однокоренных слов. Ниже приведено примерное задание на данный вид работы. Вспомнить и назвать как можно больше слов…

1)…имеющих в своем составе исторический корень кап- (от латинского слова caput «голова»);

2)…восходящих к латинскому manus, что означает «рука»;

3)…восходящих к латинчкому memor «память»;

4)…восходящих к латинскому porto, что означает «ношу»;

5)…восходящих к латинскому quartus “четвертый»;

6)…восходящих к латинскому terra “земля”;

7)…восходящих к латинскому albus «белый».

Примерный перечень слов, которые могут назвать ученики:

Капитан, капрал, капуста, капюшон, капор, капот, капитал, капитализм, капиталист, капиталистический, Капитолий.

Маникюр, манеж, манеры, манжета.

Мемориал, мемориальный, меморандум, мемуары, мемуарный.

Портфель, портативный, экспорт, импорт, паспорт, транспорт, портрет, портмоне, портсигар.

Квартал, квартира, квартет.

Терраса, территория;

Альбинос, альбом, альбатрос.

При выполнении этого задания учащиеся соотносят созвучные части слов по значению – изучение слов с этими частями с помощью этимологического анализа на предыдущих уроках вооружает их таким умением. Кроме того, данный вид работы детям особенно интересен. Он вызывает у них дух соревновательности. Опираясь на знание этимологии, ученики сознательно активизируют свой словарный запас, что способствует его развитию. К тому же такое упражнение повышает внимание школьников, так как они не должны повторять уже названные слова.

(слайд)

Еще одним интересным заданием является нахождение  слова по полной этимологической справке к нему. Учитель называет исторический корень или слово, к которому восходит данное, и его значение. Например, это слово произошло от …

1)…латинского granum «зерно»,

2)…латинского canus «собака»,   ( И здесь сразу возникает закономерный вопрос: что общего между словом КАНИКУЛЫ и словом СОБАКА?!)

(Ответ: Одна из версий: В древнем Риме  время летнего отдыха приходилось на период с 22 июля по 23 августа, а солнце в эти дни находится в созвездии Малого Пса, отсюда и название:  «малый пес» - «собачка»)

3)…латинского herba «трава»,

4)…латинского gimnos «обнаженный».

Ответы учеников следующие: гранит, каникулы, гербарий, гимнастика.

(слайд)

Следующий вид задания немного сложнее. Этимологическая справка к нему дается уже не в полном виде. Для того, чтобы дети узнали слово, учитель называет только то, к которому оно восходит по происхождению, не указывая его значение. Например, это слово произошло от …

… латинского patria

… латинского trado

… латинского festa

… латинского plane

… латинского filius

… латинского litera

… латинского milis

Ответы учеников: патриот, традиция, фестиваль, планета, филиал, литература, милиция.

Поскольку в задании включаются слова, значение и написание которых уже проанализировано на уроках русского языка с помощью этимологии, то при выполнении в сознании учащихся восстанавливается опущенное учителем звено цепочки (значение исходного слова). Восстановив его, дети должны соотнести это звено со значением искомого слова. Таким образом, данное задание активизирует мышление учеников, способствует уточнению и закреплению в их памяти лексического значения слова.

(слайд)

Школьники часто обращаются к интернет-ресурсам в процессе исследования. Это сайты Культура письменной речи, Грамота.ру , Викисловарь и Викицитатник.

Например, одним из заданий было найти среди русских пословиц и поговорок на Викицитатнике те, которые трудно понять дословно, но общий смысл понятен, и объяснить, почему. («Алтын серебра не ломит ребра», «Баба не квашня, встала и пошла»)

Итак, из всего вышесказанного можно сделать выводы, что этимологию можно использовать не только на этапе знакомства школьников с изучаемым словом, но и в ходе тренировочных упражнений, а также при контроле усвоенных знаний. Все это направлено прежде всего на формирование у учащихся навыка вникать в значение слова путем анализа его структуры, осмысливать его семантические связи с другими лексическими единицами современного русского языка. Представленные в работе задания способствуют развитию лингвистического мышления учеников, формированию у них интереса к языку, творческому отношению к предмету. Также повышается уровень языкового сознания учащихся.

На уроках литературы в старших классах формирование исторического мировоззрения происходит также и в процессе выполнения творческих работ

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

•работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его социально-исторической значимости и  особенностей авторского стиля.

•работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык.

•работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни.

Таким образом,

 Учащиеся на любом уроке гуманитарного цикла соприкасаются с  этимологией как историей языка  и понимают, что это - наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия.

Проектная деятельность учащихся

Ежегодно учащиеся выбирают себе тему проекта, которая будет им интересна. В этом учебном году ученики 10 класса работали над проектом «Лингвистическая география».

Одной из задач, стоящих перед учениками было определение языковых семей и степени родства языков на земном шаре с точки зрения мирового исторического процесса

Работа над газетой

Исследовательская деятельность учащихся в этом направлении  может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и  во внеклассной деятельности (подкрепление реальными действиями). В нашем случае это работа в школьной газете над разделом «Этимология привычных слов»

Школьная газета. Рубрика «Этимология привычных слов»

Работа над происхождением и значением слова продолжается и во внеклассной работе. Второй год я работаю над проектом «Школьная газета», и в каждом номере ведется колонка «Этимология привычных слов». Ученики школы, Журналисты газеты, подыскивают круг слов, связанных именно с темой номера. Это могут быть  обычные слова, которые школьники используют в своем обиходе, либо устаревшие или заимствованные слова. Это может быть «осенняя лексика», «новогодняя лексика», «вкусная лексика» и т.д.

Считаю, что эта работа также помогает формировать историческое мировоззрение учащихся.