Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла
статья по экологии на тему

      Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.

      Цель экологического воспитания - формировать  любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования экологического мировоззрения через организацию внеклассной деятельности в предметах естественнонаучного цикла

        История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.   

      Экологическое воспитание - составная часть  нравственного воспитания.  Поэтому  под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, необходимо добиться, чтобы все люди научились «думать по-зеленому», то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения человека.

      Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологического образования. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере.

      Цель экологического воспитания - формировать  любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.

      Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

  • Cформировать основные природоохранные умения и навыки, побуждать детей к применению полученных теоретических знаний на практике;
  • Привлечь учащихся к научно-исследовательской работе по охране окружающей среды;
  • Раскрыть глобальность проблем экологии, их взаимосвязи с деятельностью человека;
  • Воспитание экологического сознания у детей, способности быть защитником природы, быть с природой.

    Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности 

Формы работы

  1. Уроки.  Через уроки предметов естественнонаучного цикла педагоги формируют у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивают личность.

  1. Программа дополнительного образования  «Экос».

Цель программы: в процессе изучения конкретных объектов природы  способствовать формированию у воспитанников ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека - т.е. экологизация сознания воспитанников.

Задачи программы:

1. Освоение воспитанниками способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов;

2. Развитие специальных умений и навыков обращения с веществами, обучение выполнению несложных исследований, соблюдению правил по технике безопасности;

3. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве

4. Выработка на этой основе экологически грамотного поведения  и критического мышления воспитанников;

5. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития воспитанников.

Формы и методы. С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. В своей программе предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  • стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ситуационная игра, конференции, семинары, лекции, беседы, рефераты, анкетирование, компьютерные технологии);
  • способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы - беседа, наблюдение, опыт, лабораторные и практические работы исследовательского и проблемного характера с ипользованием параллельных заданий, экскурсия;
  • обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений, интерактивные занятие с конечным продуктом обучения)
  • вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, изучение источников загрязнения окружающей среды различными веществами, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции и пр.).

  1. Учебно-исследовательские проекты.

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа, в процессе которой они встречаются со всем многообразием фактов и явлений жизни. Школьники сами или с помощью учителя отбирают нужные им данные из наблюдений, литературных источников, результатов экспериментов.

Исследовательскую деятельность по экологическим проблемам целесообразно включать в учебный процесс только тогда, когда учащиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности в выполнении экспериментов.

При подготовке к исследовательской работе основное внимание я уделяю анализу учебного и экологического содержания материала. Оно должно отвечать следующим требованиям:

а) новая информация не должна преобладать над опорными знаниями;

б) отобранный материал должен быть для учащихся значимым (в этом случае поддерживается стабильный интерес, и знания учащихся закрепляются);

в) учебный материал должен содержать в себе проблему, которая фактически становится основой эксперимента.

В курсе химии заложены большие потенциальные возможности для постановки исследовательской работы экологического характера. Круг проблем может быть обширным: исследование воды, воздуха, почвы на содержание в них загрязнителей; изучение влияния избытка и недостатка минеральных удобрений на рост растений, нефти и нефтепродуктов на жизнедеятельность организмов и т.д.

Исследовательская деятельность включает в себя не только лабораторную практику, но также и натурные наблюдения. Важными воспитательными моментами являются участие школьников в практической деятельности и обсуждение полученных результатов на уроке перед аудиторией, а также на научно-практических конференциях.

Исследовательской деятельностью в школе занимаются, как правило, мотивированные дети, в результате чего приобретают массу навыков, умений и способностей. Основной результат детской проектной деятельности – это развитие у ребенка уверенности в том, что он может изменить что-то в окружающем мире, или узнать то, что необходимо именно ему. Дети учатся находить, сравнивать, анализировать материал по проекту, проводить эксперименты, исследования, подводить итоги, делать выводы. За 4 года активного участия в исследовательской и проектной деятельности были созданы следующие работы.

2009 год

«Экологическая тропа учеников МОУ СОШ № 23»

«Гигиенические аспекты загрязнения пищевых продуктов чужеродными веществами»

«Колеус. Условия содержания»

2010 год

«Загрязнение воздуха чужеродными веществами»

«Определение качества воды»

«Диагностика физического здоровья выпускников МОУ СОШ № 23»

2011 год

«Экология почв приусадебного участка»

«Что скрывает чашка чая?»

«Шоколад: польза или вред?»

«Особенности волос и питание»

«Проблема атомных электростанций»

«Проблемы Мексиканского залива»

«Строительство хлебозавода в поселке шахты «Антрацит»

2012 год

«Сравнительный анализ майонезов с точки зрения здорового питания»

«Критерии выбора универсального моющего средства»

«Физическое расследование материального ущерба, наносимого школе»

«Альтернативные источники энергии»

«Проблемы чистой пресной воды»

«Влияние пищевых добавок на здоровье человека»

  1. Участие в конкурсах экологической направленности.

«Областной конкурс исследовательских работ», олимпиада «Созвездие», «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» Областной экологический центр учащихся

  1. Работа на пришкольном участке.  Самые первые практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на пришкольных участках.

  1. Конференции.  Итог большой работы, основанной на  изучении литературы, проведении исследовательских работ – это выступление на школьных и городских научно-практических конференциях.

  1. Олимпиады по экологии.

  1. Экологическая тропа. Экскурсия по пригородам города Гуково

 Цель: Воспитание природоохранных знаний, умений, воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность. Проведение экологического мониторинга.

Учебная экологическая тропа проходит в окрестностях школы на территории поселка шахты «Антрацит» города Гуково. Экологическая тропа школы создана в  2008 году для более широкого внедрения в образовательный процесс учебных экскурсий, усиления экологической направленности работы школы. В 2011 году учениками совместно с учителем географии Вервикиной Т.Н. была разработана   экскурсия по пригородам города Гуково.

  1. Международные экологические акции.

 22 марта            День воды

1 апреля             День птиц

7 апреля             День здоровья

22 апреля           День Земли

1 июня               День защиты детей

5 июня               День окружающей среды

27 сентября       День туризма

Весной и осенью проводим экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.

В школе традиционно отмечаются праздники: День защитника окружающей среды; день птиц – с вывешиванием домиков для птиц. Зимой вывешивали кормушки для птиц.

С 2009 года в школе проводим Декаду Экологии в рамках Дней защиты от экологической опасности «Экология – Безопасность – Жизнь». Среди запланированных мероприятий интеллектуальный марафон «Экология и другие науки», внеклассное мероприятие в форме ток-шоу «Изменение климата Земли», фестиваль экологических сказок, нестандартные уроки, викторины и многое другое.

И хотя сделано по экологическому воспитанию наших школьников немало в новом учебном году мы продолжили работу и запланированную экологическую работу проведем с использованием интересных методов и форм воспитания и обучения.
Педагоги убеждены, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности"

Разработанная система развития ключевых компетентностей учащихся через внеурочную деятельность (через работу правового кружка и работу по индивидуальным программам) может быть использована учителями и...

Статья "Формирование экологической культуры у учащихся и молодежи на уроках естественнонаучного цикла".

Формирование экологической культуры у учащихся и  молодежи на уроках естественнонаучного цикла....

«Возможности использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла".

Статья и презентация могут быть использованы для проведения методического семинара для учителей преподающих предметы естественнонаучного цикла....

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Одной из приоритетных задач современного образования в наше время является воспитание экологической культуры подрастающего поколения.Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявля...

«Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности учащихся»

Методическая разработка на тему:«Формирование познавательных УУД через организацию исследовательской деятельности учащихся»...