Дополнительная общеобразовательная программа "Макраме"
рабочая программа

Zavorina Darya Olegovna

Дополнительная общеобразовательная программа "Макраме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно –тематический план
  3. Содержание изучаемого курса
  4. Методическое обеспечение программы
  5. Материально- техническое обеспечение
  6. Список литературы

  1. Пояснительная записка.

Нормативно – законодательная база.

Законодательные акты

  1. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями;        ред.        от        02.07.2021) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 0174/
  2. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики        безнадзорности        и        правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 24 апреля 2020 года) https://base.garant.ru/12116087/
  3. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция от 11.06.2021 № 170- ФЗ) https://base.garant.ru/179146/

Указы Президента Российской Федерации

  1. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской        Федерации        Десятилетия        детства» https://base.garant.ru/71684480/
  2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно- технологического        развития        Российской        Федерации» https://base.garant.ru/71551998/
  3. Указ Президента РФ от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7113273 4/

Постановления (Распоряжения) Правительства Российской Федерации

  1. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации// Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014

№1726-р https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site- dok.html

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» https://docs.cntd.ru/document/420277810
  2. Проект Концепции развития дополнительного образования        детей до        2030 года http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/kontseptsiya-

razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-do-2030-goda- PROEKT.pdf

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"//Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017        №1642 http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/313b7NaNS3 VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf
  2. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного коми- тета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018 г.,        протокол        №        3) https://edu.gov.ru/national- project/projects/success/
  3. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том

числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

// Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe52 7956bdb272a38/download/2649/

  1. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-

20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 https://docs.cntd.ru/document/566085656

  1. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации        от

28.09.2020 №28 http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/2020-09-28- 28- SP-RF.pdf

Нормативные правовые документы и методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации

  1. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 https://base.garant.ru/71770012/
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018

№        196        (с        изм. от        30.09.2020) https://base.garant.ru/72116730/

  1. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых» http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/news/2018- 2019/05-05-2018- 298.pdf
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного        образования        детей" https://rg.ru/2019/12/09/minpros-prikaz467-site- dok.html
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие

критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополни- тельным

общеобразовательным программам» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7213101 2/

  1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации // Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2020 № 845/369

«Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, допол- нительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/2020-08-30- 842-369-MNVO-MP- RF.pdf

  1. Приказ        Министерства        просвещения        РФ        от 17.03.2020 г. N 103 "Об утверждении временного по- рядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных про- грамм среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных

образовательных технологий" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7367690 1/

  1. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации / Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной дея- тельности при сетевой форме реализации образовательных программ» http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/2020-08-05- 882-391-MNVO-MP- RF.pdf
  2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в ин- формационно-телекоммуникационной сети «Интер- нет»        и        формату

представления        информации» http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/2020- 08-14-831-RosObrNadzor.pdf

  1. Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 № 1038 «О внесении изменений в Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной        организации» http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/20200711- 1038-pr-RF.pdf
  2. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату

представления на нем информации» http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/rosobrnadzor

-sayti-785.pdf

  1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.06.2019 № 631 «О внесении изменения в требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 г. № 785» http://baseold.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/631.pdf

1. Основные характеристики программы:

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Макраме» имеет художественную направленность.

  1. Актуальность программы

Макраме - это древнее искусство узелкового плетения, является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Изделия из макраме всегда в моде, и это не удивительно: простой доступный материал и нехитрые приёмы плетения позволяют сделать самые разнообразные вещи: шторы, кашпо, декоративные панно, абажуры, сумки, кошельки, закладки и многое другое. Занятие макраме очень увлекательное, оно даёт возможность быстро реализовать возникшую идею, проявить творческую индивидуальность и фантазию. Программа актуальна, так как положительные результаты опроса родителей показывают необходимость занятости детей в объединении.

  1. Новизна образовательной программы

Программа предполагает изучение различных разделов макраме с использованием бисера, микромакраме, а также интеграцию классического и современного макраме. Это дает возможность каждому обучающемуся выбрать приоритетное направления в макраме и реализовать себя в нем. Кроме того, новизна данной программы состоит во введении в образовательный процесс обучения применение информационных технологий для разработки творческих изделий.

  1. Отличительные особенности

Данную программу, от уже имеющихся, отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу спирали. При таком построении программы появляется возможность введения индивидуальных

образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного развития обучающихся. Благодаря такой структуре одна и та же операция отрабатывается на занятии периодически, многократно, причем содержание постоянно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработкой каждого действия, каждой операции. При таком построении программы, она не может и не должна задавать жестко регламентированный темп развития, как это свойственно обычным традиционным программам.

Программа не только прививает умения и навыки плетения в технике макраме, но и способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.

  1. Цель программы - создание условий для развития навыков изготовления изделий в технике макраме, развития эстетического вкуса, творческой активности, самостоятельности детей.

  1. Задачи:

*Обучающие:        совершенствовать умения и навыки работы с соответствующим материалом при выполнении изделий

  • стимулировать фантазию и самостоятельность детей,
  • Развивающие: пробуждать интерес детей к макраме и желание трудиться и доводить начатое дело до конца,
  • с помощью макраме обогатить и разнообразить досуг детей,

*Воспитательные: научить детей оценивать изделия из макраме как элемент культуры быта. В объединение принимаются дети с 1-2 класса.

Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет. В объединении могут заниматься все дети, независимо от пола, расовой принадлежности, в том числе дети с ОВЗ.

  1. Педагогическая целесообразность

Программа педагогически целесообразна, так как обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых в декоративно-прикладном творчестве с учетом современных условий жизни, дизайна быта, семьи. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонически развитой личностью. Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приемов: организационные, ценностные, содержательные.

Организационные:

  1. Ограниченное количество детей в объединении «Макраме» позволяет не только успешно реализовать общие воспитательные задачи, но и выстроить

для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию развития.

  1. Разновозрастные группы – это способствует созданию свободной творческой атмосферы, в которой комфортно чувствуют себя как старшие, так и младшие члены группы. Очень часто ребенок младшего школьного возраста, пришедший в объединение раньше, может стать помощником для старшего обучающегося - новичка.
  2. Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает обучающемуся,        быть        инициативным,        последовательным,        усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать творческие задачи. Ценностные:
  1. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и к работам других детей, способствует усилению творческого начала детей.
  2. Занятия в группе служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей.
  3. В данной программе уделяется особое внимание ценности семьи, укреплению семейных отношений. Для этого проводятся совместно с родителями занятия, что дает взрослым возможность оценить детский труд через собственные ощущения, а также способствует созданию атмосферы для совместной семейной деятельности, объединению внутрисемейных интересов.

Содержательные:

  1. Занятия дают обучающимся умения и навыки по созданию изделий в технике макраме, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами творца, а не только потребителя.
  2. Ручной труд способствует развитию сенсорной моторики – согласованию в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности выполнения действий. В процессе изготовления изделий из веревочек постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Программа объединения предусматривает плетение разнообразных изделий: плоских и объёмных. В зависимости от качества, толщины и цвета нитей кружковцам предлагается несколько вариантов по одной схеме или одному образцу. Например, по одной схеме плетения кошелька при наличии у детей тонких ниток, они делают кулон или брелок, из нитей средней толщины – косметичку или клатч, из более толстых – сумку или рюкзачок.

Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся по 2 раза в неделю, продолжительностью 3 академических часа. Программа построена по принципу "спирали": изучение нового материала начинается с повторения пройденного и постепенного усложнения. В программу включены беседы, занятия с применением ИКТ, участие в конкурсах и выставках.

С самого первого занятия обращается внимание на соблюдение правил техники безопасности. В процессе обучения дети знакомятся с выполнением основных узлов и приёмов макраме, а в дальнейшем, выполняя более сложные работы, изучаем более сложные узлы и приёмы плетения.

Необходимо с первых занятий приучать детей чётко и аккуратно затягивать узлы, научить способам расчета нитей, доводить изделие до презентабельного вида.

Требования к тому, чтобы ребёнок доводил свою работу до конца, чтобы качество изделия было высоким, чтобы ребёнок мог преодолевать трудности, помогают воспитывать у него силу воли, терпение, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. К выставкам творческих работ готовлю детей заранее: работы выстирать, прогладить, усилить декоративность (по мере необходимости) готовых изделий.

Если детям даётся задание на дом (самостоятельная работа), то начинать его надо на занятии, объяснив дальнейшие этапы работы, чтобы ребенку не пришлось потом переделывать свою работу.

К итогам работы детей нужно относиться дифференцированно. Первые успехи начинающих, скромный перечень изготовленных ими изделий требуют не меньшего одобрения, чем широкий спектр освоенных изделий и более сложные работы опытных макрамистов.

  1. Формы организации педагогической деятельности: индивидуальная работа;

консультативная работа; разработка схем;

творческая мастерская; экскурсия, мастер –классы, квесты.

  1. Применение информационных технологий: создание веб-квеста (например: создание веб-квеста по поиску информации «Символ года в технике макраме», «Сумочка для девочки», и др. В конце изучения раздела мы получим полноценную информацию обо всех изделиях макраме, имеющих отношение к понятию «Символ года», «Сумочка для девочки», и т.д. Дети сами создадут свои творческие работы, внесут их на собственные странички в сети интернет, в фотоальбомы.).

Формы аудиторных занятий

Аудиторные занятия для реализации ДОП могут проводиться в следующих формах в соответствии с возрастом:

  1. Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста: беседа с игровыми элементами; практическое занятие; сюжетно-ролевая игра; игра- путешествие; игра-имитация; викторина; соревнование; конкурс; состязание.
  2. Для учащихся среднего школьного возраста: лекция; практическое занятие; учебная игра; ролевая игра; групповая консультация; защита творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия; коллективное творческое дело (КТД); тематические задания.
  3. Для учащихся старшего школьного возраста: проблемная лекция; пресс- конференция; практическое занятие; семинар; тематическая дискуссия;

групповая консультация; защита творческой работы; деловая игра; ролевая игра; презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

Аудиторные занятия для реализации ДОП могут проводиться в следующих нетрадиционных формах:

занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.;

занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.;

занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог,

«живая газета», устный журнал и т. д.;

занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.; занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.;

занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.

Дистанционные технологии обучения

На современном этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий (особенно это касается детей с ОВЗ).

Дистанционные технологии сейчас очень актуальны, дети с удовольствием обучаются по скайпу, проходят веб-квесты, и посещают образовательные блоги. Ожидаемые результаты внедрения в мою работу новых технологий: При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

доставку обучаемым основного объема изучаемого материала; интерактивное взаимодействие обучаемых и педагогов в процессе обучения; предоставление обучающимся        возможности        самостоятельной работы        по усвоению изучаемого материала; оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения ребенок может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, электронными учебниками.

К тому же он должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации, фото и видео материалов по программе.

  1. Объем программы:

1.1.        Объем программы

Первый год обучения- 144 часов Второй год обучения -216 часов Третий год обучения -216 часов

3. Планируемые результаты

  1. Учащиеся первого года обучения должны знать:

Правила безопасного труда;

историю макраме, правила техники безопасности, организацию рабочего места;

способы расчёта и навешивания и нитей, технологию плетения основных узлов.

уметь:

плести основные узлы, правильно применять приспособления и инструменты в соответствии с выбранной работой;

подбирать узел и узор для создания несложных панно; самостоятельно выполнять несложные изделия (закладки, кашпо...).

  1. Учащиеся второго года обучения должны знать: особенности макраме, построение схемы работы; способы подготовки материала к работе;

технологию выполнения изделий из нитей по макраме, применение дополнительных материалов и элементов декоративности, редко применяемые узлы и технологию их выполнения (по схеме)

уметь:

самостоятельно подбирать работы под имеющиеся материалы; самостоятельно составлять новые схемы плетения изделий, применять редкие узлы;

искать цветовое решение задуманного изделия;

проводить окончательную отделку изделия и подготовку его к выставкам и конкурсам.

  1. Учащиеся третьего года обучения должны знать: основные приемы плетения в технике микромакраме; способы оформления изделий при помощи кистей, бахромы; способы подготовки материала к работе;

приемы изменения количества и длины нитей в процессе плетения.

уметь:

плести украшающие и отделочные узлы и узоры;

применять        приемы        плетения        двухцветного        и        многоцветного        полотна; самостоятельно оценивать свои склонности и способности;

изготавливать новые работы по творческому замыслу.

Предметные результаты:

Будут знать:

-технику безопасности при работе с материалами и инструментами;

-что такое декоративно-прикладное творчество;

- виды декоративно-прикладного творчества;

-общие сведения о сочетании цветов;

  • плести основные узлы;
  • правильно применять приспособления и инструменты в соответствии с выбранной работой;
  • подбирать узел и узор для создания несложных панно;

Будут уметь:

-подбирать необходимое оборудование и материал для работы;

-производить расчет петель для вывязывания несложного изделия;

-вязать лицевые и изнаночные петли;

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) Регулятивные УУД:

определение и формулирование цели деятельности на занятии без помо мощи педагога;

основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

рефлексия основных этапов работы на занятии.

Познавательные УУД:

самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога; ориентирование в полученной системе знаний;

осознание необходимости нового знания.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися; умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды,и нтересы;

согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихс я всовместной деятельности.

переживание ситуации коллективного успеха.

Личностные результаты:

  • ассоциативно-образное мышление;
  • аналитическое мышление;
  • основы рефлексии и самоанализа;
  • общая и мелкая моторика;
  • развитая пальцевая сенсорика;
  • ответственность, организованность, дисциплинированность;
  • аккуратность, бережливость;
  • тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;
  • культурно-нравственные представления;
  • основы художественного вкуса.

Система оценки результатов

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, регулярность посещения занятий и интереса к работе в объединении. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований, портфолио, страничек в сети интернет. Результативность деятельности детей в объединении оценивается также методом личной диагностики и экспресс-опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с обучающимися, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в объединении этот метод - наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.

Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках и конкурсах различных рангов: внутри учрежденческий, муниципальный, региональный, и др. Кроме того в течение года проводится двукратная диагностика (мониторинг) обученности детей: в начале обучения, и в конце. В процессе обучения также отслеживается динамика развития ребёнка путём промежуточного контроля: собеседование, выполнение контрольных узлов и цепочек, участие в выставках, конкурсах, во всевозможных акциях. Данные диагностики, наблюдения педагога, пожелания обучающихся и их родителей, результаты психологических исследований, а также краткое описание выполненных работ заносятся в “Тетрадь успешности”. Наличие возможности составления плана выполнения работ обучающимися, позволяет применять обоснованный самоанализ развития знаний, умений и навыков обучающихся и стимулирует формирование личностных качеств. Результаты участия детей в выставках различных уровней фиксируются на каждого обучающегося объединения в журнале учета работы объединения.

Методы и методики отслеживания результативности обучения

По итогам выполнения работ отмечается лучшая работа, лучший элемент работы;

Возможно подкрепление мотивации лучшего выполнения путём выдачи специальных сертификатов с соответствующей записью.

Умения проверяются при выполнении авторских творческих работ;

Степень овладения умениями и навыками проверяется в процессе наблюдения за работой обучающихся;

Владение основными терминами и обозначениями проверяется при ознакомлении с образцами готовых работ, схем будущих изделий путём проведения опроса или беседы.

По итогам прохождения темы отмечается и оценивается креативность ключевого изделия;

По лучшим творческим работам отмечается наличие и степень реализации авторской идеи;

По итогам каждого полугодия, либо после изучения конкретной темы программы,¬ организуется выставка лучших работ, мини выставка, фотосессия законченных работ;

По итогам 3-го года обучения обучающиеся должны представить готовое авторское изделие и дать обоснование своей работы как с точки зрения исполнителя, так и со стороны практического использования.

Критерии результативности:

  • Соблюдение правил техники безопасности, рациональная организация рабочего места, отсутствие травм во время работы.
  • правильность выполнения узлов, качество выполненных работ.
  • соблюдение технологии изготовления изделий
  • аккуратность работы, оформление и отделка готовых работ.
  • высокий художественный уровень изделий.
  • самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия.
  • умение находить оригинальные решения в воплощении своих замыслов.
  • любовь к фантазии и творчеству.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года в индивидуальных беседах с родителями обсуждается общеразвивающая программа кружка, материально технические условия её реализации. Родители пишут заявление и согласие на обработку персональных данных. Основное условие сотрудничества - доверительные отношения, создание атмосферы теплоты и взаимопонимания. Родителям предлагается понаблюдать за ребёнком во время занятий, чтобы увидеть не только возможности ребёнка, но и перспективу его развития (после обсуждения впечатлений с педагогом). Родители обычно снабжают ребёнка необходимым материалом, помогают в оформлении работ, посещают выставки и конкурсы, в которых участвуют их дети.

2.Учебно – тематический план Учебный план 1 год обучения

№п

Название тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятия

2

2

Интеллектуальная

игра

2

Азбука макраме

12

2

10

Тестирование

3

Оправа для цветов

18

2

14

Выставка «Цветы в

кашпо-уют в доме»

4

Сувенир «Живой уголок»

44

4

40

Круглый стол (анализ готовых

сувениров)

5

Декоративные элементы в

интерьере. Панно.

60

2

58

Мини выставка

6

Конкурс – выставка "Наши

руки не знают скуки"

4

2

2

Выставка, защита

проектов.

7

Промежуточная аттестация

2

2

2

Выставка.

Тестирование.

8

Заключительное занятие

2

2

Викторина

Итоги

144

18

126

Учебный план 2 год обучения

№п

Название тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

Тестирование

2

Сувениры на память

60

3

57

Дефиле с готовыми

работами

3

Уютный дом

78

6

72

Презентация

4

«За письменным столом»

36

3

33

«фотосессия»

готовых работ

5

Объёмное плетение:

вазы, корзины…

30

3

27

Выставка

6

Участие в конкурсе

"Наши руки не знают скуки"

3

2

1

Публичная защита творческих работ

7

Промежуточная

аттестация

3

3

Зачет

8

Заключительное занятие

3

3

Анализ. Награждение

Итого

216

26

190

Учебный план 3 год обучения

№п

Название тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

анкетирование

2

Декоративное плетение в интерьере:

салфетка, полотенце

30

57

Мини выставка. Анализ изделий

3

Символ года

30

3

27

Участие в конкурсе

4

Кашпо на кольцах

30

3

27

Мини выставка

5

Абажуры

36

3

33

Мини выставка

6

Узелковое кружево в костюме: пуговицы,

галстук, воротник, бабочка.

51

3

48

Мини выставка. Анализ изделий

7

Кружево на платье

24

3

21

Фото презентация

8

Участие в конкурсе "Наши руки не знают

скуки"

6

3

3

Конкурс - выставка

9

Итоговая аттестация

3

3

Зачет

10

Заключительное

занятие

3

3

Анализ достижений.

Награждение

Итого

216

27

189

3.Содержание тем программы

Содержание программы первого года обучения

  1. Вводное занятие. Из истории макраме.

История развития макраме. Введение в образовательную программу. План работы кружка на год. Правила поведения и режим работы. Правила безопасного труда. Нити и материалы, пригодные для плетения. Знакомство с детьми в форме интеллектуальной игры" Давайте познакомимся" с составлением списка.

  1. Азбука макраме.

Подготовка к работе: приспособления для плетения (подушка, иголки, крючки, ножницы, клей), материалы для плетения(бельевая и пеньковая верёвка, шёлковый, льняной, синтетический шнур, кордовый и рыболовный шнур, шпагат, сутаж), конструктивные детали(металлические, пластмассовые, деревянные кольца и рамки, каркасы от абажуров, пряжки). Приёмы плетения узлов и узоров, крепление нити на основе, основные узлы петельный, "капуцин", "фриволите" репсовый, плоский, двойной плоский, и узоры на основе этих узлов. Знакомство с литературой по макраме, просмотр фотографий, схем, образцов изделий. Практика: навешать нити на основу, проплести основные узлы и цепочки (змейка, витая, плоская). Сплести цепочки из разных по структуре нитей и провести анализ, почему одинаковое количество узлов даёт разную длину и толщину цепочек. Тестирование (в приложении)

  1. Оправа для цветов.

Беседа: "Кашпо - одно из самых популярных изделий для интерьера дома". Представление различных видов кашпо (образцы и литература). Выбор нитей и узоров для плетения кашпо цепочки: витая, змейка, из ДПУ, спиральная. Практика: Разработка схемы кашпо. Расчёт нитей для плетения кашпо необходимого размера. Оформление готовых работ. Анализ готовых изделий

  1. Живой уголок.

Понятие о сувенире. Беседа: "Сувенир в повседневной жизни". Изучение схем и образцов сувениров "кот", "кошка", "щенок", "рыбка" и др.. Влияние толщины и качества нитей, а также плотности плетения, на готовое изделие. Практика: Подготовка нитей и их расчёт для выбранного сувенира. Навешивание нитей и плетение по схеме выбранного изделия. Оформление и анализ готового сувенира. (изготовление сувениров лев, рыбки, собаки, кошки..и др.) Проведение круглого стола (возможность представить свою работу, и подготовится к конкурсам)

  1. Декоративные элементы в интерьере. Панно.

Современное применение декоративного панно для украшения жилища и общественного интерьера. Выявление красоты материала, свойств фактуры, изящества формы. Разбор вариантов плоского и объёмного плетения, плотного и ажурного. Изучение схем несложных панно, а также образцов готовых работ. Обработка нижнего края изделия/чистый край, кисти, бахрома/. Практика: Подготовка шнура или верёвок для плетения карандашницы, панно для деревянных ложек, панно-этюд, панно "сова", по выбору учащихся. Подготовка и навешивание нитей; повторение узлов, необходимых для плетения выбранной модели, плетение панно по образцу или схеме. Оформление и отделка готового изделия, усиление декоративности по мере необходимости. Анализ готового изделия. Организация и презентация мини выставки.

  1. Участие в конкурсе - выставке "Наши руки не знают скуки"

Подготовка работ к выставке. Подготовка детей для защиты творческих работ/согласно положения о конкурсе.

  1. Промежуточная аттестация

Тестирование детей (см. приложение), выполнение простейших узлов на время. Выставка работ детей.

  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год. Советы и рекомендации по самостоятельной творческой работе учащихся в летние каникулы. Викторина "Чему я научился в кружке?

Содержание программы второго года обучения

  1. Вводное занятие. План работы кружка на год. Повторение правил безопасного труда. Анализ изделий, выполненных кружковцами самостоятельно во время летних каникул. Анализ работ, представленных кружковцами прошлых лет по фотографиям и образцам. Анкетирование.

  1. Сувениры на память. Беседа: "Кулоны, сумочки, косметички, кошельки. Все эти сувениры прекрасно дополнят имидж любого человека, украсят костюм." Анализ узлов, необходимых для плетения сувениров: известные и неизвестные, простые и хитроумные. Выбор изделия, его полный анализ по готовому образцу, схеме, рисунку, работа с литературой. Практика. Выбор и расчёт нитей, согласно выбранной схеме и опираясь на имеющийся материал. Плетение сувенира по схеме и окончательная отделка готового изделия. Дефиле с готовыми сувенирами.

  1. Уютный дом. Беседа: "Театр начинается с вешалки, а дом с прихожей". Работа с литературой, в которой имеются схемы и описания панно для прихожей, штор, абажуров. Выбор и анализ нитей толщины, цвета, фактуры, необходимых для плетения выбранного изделия. Практика. Изучение декоративных узлов "жозефина", "дерево жизни". Подготовка и навешивание нитей. Плетение изделия по выбранной схеме или рисунку с применением новых узлов. Анализ готовых изделий. Изготовление панно, штор, абажуров по выбору кружковцев. Презентация готовых изделий (просмотр фото и видео материалов с занятий).

  1. За письменным столом. Футляры для кисточек и карандашей, закладки, салфетки направление плетения: вкруговую от центра, сверху вниз, в обе стороны от средней линии. Анализ готовых образцов, работа с литературой. Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Закономерности цветовых гармоний. Выбор орнамента для изготовления закладок/многоцветные узоры, разработка схем для салфеток. Выбор нитей для каждой работы. Практика. Подбор, расчёт, подготовка нитей для изготовления изделий. Изготовление работ по схемам и образцам. Карандашницы, закладки, салфетки. «Фотосессия» готовых работ

  1. Объёмное плетение: вазы, корзины. Анализ готовых работ, выполненных на каркасах и ёмкостях. Особенности работы по оплетению готовых изделий. Изучение узлов "кокиль", "приём кавандоли", "корзиночный узор", ... Подбор нитей по цвету и фактуре. Повторение сложных узлов. Работа с литературой: изучение схем и рисунков выбранных изделий. Практика. Плетение ваз и корзин по выбранной схеме: подбор и навешивание нитей, плетение и отделка готовых изделий. Анализ и подготовка изделий к выставке.
  2. Участие в конкурсе - выставке "Наши руки не знают скуки". Подготовка готовых изделий к выставке, детей к защите согласно требованиям.
  3. Промежуточная аттестация Тест «Чему я научился». Выполнение несложных брелочков на время. Зачет
  4. Заключительное занятие. Анализ готовых изделий: ошибки, достоинства, новизна. Награждение лучших кружковцев. Советы и рекомендации для самостоятельной работы.

Содержание программы третьего года обучения

  1. Вводное занятие. План работы кружка на год. Повторение правил безопасного труда. Анализ изделий, выполненных кружковцами самостоятельно во время летних каникул. Анализ работ, представленных кружковцами прошлых лет по фотографиям и образцам. Анкетирование.

  1. Декоративное плетение в интерьере: салфетка, полотенце. Теория: Беседа

«Соответствие плетёных вещей интерьеру» Тип, форма, конструкция, техника исполнения работы (начало работы, расширение угла, крепление нитей на ткань – в зависимости от выбора формы салфетки). Техника выполнения узлов «пчёлка», «репсовый», «поляна», «ажур» и использование их в плетении салфеток и полотенец. Практика. Отработка изученных узлов. Применение узлов в сшивной салфетке. Навешивание нитей и оплетение полотенца. Анализ выполненных работ.

  1. Символ года Теория: Создание веб - квеста по теме «Символ года». Поиск информации в интернете и литературе. Практика. Создание творческих работ по теме. Фото презентация на страничке интернет-представительства МКУ ДО «ЦРТ». Участие в одноименном конкурсе.

  1. Кашпо на кольцах. Теория. Повторение знаний о видах кашпо. Беседа

«Цветы в   кашпо   –   уют   в   квартире».   Анализ   схем   плетения   кашпо

«Веснянка», «Ирина», «Каскад». Разработка собственного проекта кашпо на кольцах. Практика. Подготовка, расчёт нитей и плетение кашпо «Каскад» и кашпо на кольцах по собственному проекту. Анализ выполненных работ. Мини выставка.

  1. Абажуры. Теория. Изучение техники плетения абажуров (подбор каркаса и материала для плетения, разработка узора, украшение декоративными элементами). Анализ схем плетения абажуров, имеющихся в литературе. Разработка проекта собственного узора для абажура «Милой маме». Практика. Изготовление абажура по собственному проекту. Отделка декоративными элементами. Анализ выполненных изделий. Мини выставка.

  1. Узелковое кружево в костюме: пуговицы, галстук, воротник, бабочка. Теория. Виды пуговиц и поясов. Беседа: «Из истории появления пуговиц и

поясов». Приёмы начала работы над поясом: от уголка, от пряжки, от середины, во всю длину. Изучение приёмов выполнения пуговиц на каркасе и без каркаса, оплетение старых пуговиц. Практика. Плетение пуговиц

«сыроежка», «карусель», «семечки», и пуговиц без каркаса. Разработка схем, подбор нитей и материалов, плетение поясов «Времена года» (4 пояса:

«лето», «осень», «зима», «весна»). Мини выставка.

  1. Кружево на платье Теория. Беседа «Красота кружева - прошлое и настоящее» Приёмы начала плетения. Плетёная орнаментированная отделка в русском стиле. Практика. Подбор нитей и изготовление кружевных воротничков в русском стиле.

  1. Участие в конкурсе - выставке "Наши руки не знают скуки". Подготовка готовых изделий к выставке, детей к защите.

  1. Итоговая аттестация Защита творческих работ. Зачет. Итоговая выставка в объединении (с приглашением родителей и учителей школ).

  1. Заключительное занятие. Анализ готовых изделий: ошибки, достоинства, новизна. Награждение лучших кружковцев. Советы и рекомендации для самостоятельной работы.

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

01.09. – 22.05.

Продолжительность учебного процесса

  1. год обучения: 36 недель, 144 часа
  2. год обучения: 36 недель, 216 часов
  3. год обучения: 36 недель, 216 часов

Всего за 3 года обучения: 108 недель, 576 часов.

Режим работы объединения

Занятия с детьми проводятся два раза в неделю

по 2 часа и 2 раза в неделю по 3 часа;

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни,

установленные законодательством Российской Федерации

Аттестация

Неотъемлемой частью образовательного процесса является аттестация обучающихся, позволяющая всем его участникам оценить реальную результативность их совместной образовательной деятельности:

уровень подготовки каждого ребенка; уровень подготовки детского объединения в целом.

Цель аттестации –

выявление уровня развития способностей и личностных качеств учащихся, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

Аттестация обучающихся строится на принципах:

научности;

учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников; специфики деятельности творческого объединения.

Аттестация обучающихся в объединении представляет собой комплекс диагностических и оценочных процедур по выявлению и оценке уровня теоретической подготовки обучающихся, их практических навыков и степени воспитанности.

Оценка успешности обучения в течение учебного года проводится:

в сентябре, октябре - предварительная или вводная аттестация.

По результатам фиксируется начальный уровень знаний, навыков, развития обучающихся.

в апреле- мае – промежуточная аттестация, на которой проверяется уровень усвоения образовательной программы, изученной за учебный год, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей программы в целом. Данная последовательность проведения аттестации в течение учебного года позволяет обеспечить непрерывное наблюдение и анализ за результативностью обучения. Между этими аттестациями провожу тематический контроль после изучения определенной темы.

Показатели соответствия теоретической и практической подготовки обучающихся 15 определяются степенью освоения программных требований:

высокий уровень – при успешном освоении более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации (3 балла); средний уровень – при успешном освоении от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации (2 балла); низкий уровень – при усвоении менее 50% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации (1 балл).

Организационно – педагогические условия и формы аттестации

4.Методическое обеспечение программы Методические материалы

При реализации программы используются следующие методические материалы:

  • для        обеспечения        образовательного        процесса        имеется        литература        по макраме,
  • конспекты занятий, программа деятельности;
  • имеются образцы работ, схемы, рисунки, вырезки из газет и журналов;
  • разработки информационного характера;
  • творческие отчёты: фотографии во время занятий, выставок, конкурсов; вырезки из газет со статьями о кружковцах, грамоты, дипломы.

В процессе обучения с детьми проводится мониторинг процесса изучения макраме, позволяющий отследить и оценить эффективность воздействия всех форм и методов, выявить позитивные и негативные стороны этого процесса и при необходимости скорректировать его.

5.Материально-техническое оснащение занятий

Занятия проходят в отдельном кабинете.

Кабинет оснащен мебелью, оборудованием и материалами необходимыми для работы:

  • канва для вышивания;
  • челноки для плетения;
  • доска гладильная;
  • отпариватель;
  • утюг;
  • клеевой пистолет;
  • спицы для вязания;
  • пяльцы для вышивания;
  • ножницы;
  • застежки, швензы;
  • шкафы для учебных пособий;
  • столы ученические;
  • кресла офисные;
  • стенд Логотип;
  • стенд Нацпроект;
  • стенд «Успех каждого ребенка»;
  • табличка.

Массовая работа: участие в районных, школьных, областных выставках - конкурсах, ярмарках, различных акциях.

Основная форма работы объединения – занятие в кабинете. Основная форма мониторинга – мини выставки с анализом изделий родителями и педагогами центра, участие в конкурсах и выставках.

6.Список литературы

Для педагога:

  1. Головань Т.В. Модные детали макраме. Самоучитель.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-256.:ил.

  1. Донателла Чиотти. Цветочное макраме: Новые проекты/ пер. с ит.- М.: Издательская группа «Контэнт»,2013.- 80 с.

  1. Ирвин Бобби. Коврики, подушки, корзинки и другие изделия для дома. Плетение из ткани. ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». г. Белгород, 2011г.

  1. Кузьмина М.А. Азбука плетения. – М.: Издат-во Эксмо, 2006.- 256с.

  1. Креативное рукоделие. Вяжем, шьём, плетём, вышиваем, создаём украшение, одежду, аксесуары, оригинальные вещи для дома/ Сост. Д.В. Нестерова. – М.: РИПОЛ Классик, 2007.- 256с.

  1. Макраме. / авт.-сост. В.А.Федотова, В.И. Федотов.- М.: АСТ: Донецк: сталкер, 2005.

  1. Мирошникова И.С. Макраме – искусство хитросплетения. – Ростов н/Д.: «Феникс», Москва: Цитадель-трейд, 2005.

  1. Микромакраме с бисером и бусинами/ М.Г. Паланова, О.В. Горяинова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-222 с.

  1. Макраме. Украшение из плетёных узелков/ [ред.-сост. В.Р.Хамидова].

– М.: РИПОЛ-классик, 2008.- 192 с.

  1. Макраме/Сост. Пицык А.А. – М.: ООО ТД «Идательство Мир Книги», 2009. – 256с.

  1. Макраме в интерьере: уютные детали/ Е.В. Кузьмина, Т. А. Кузьмина.

– Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 146с.

  1. Наумова Л.Узлы-талисманы. . – М.: Издат-во Эксмо, 2015.- 16с.

  1. Плетение из шпагата, шнура, бечёвки. Идеи для интерьера./ Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  1. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений/Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова: под ред. Т.С. Паниной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.
  2. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ авт-сост. Л.В. Горнова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.- 250с.

  1. Технология народных ремёсел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1-4 классы\авт.-сост. В.А. Мураева.- Волгоград: Учитель, 2011. -127с.:ил.

  1. Факлер Ирэн. Макраме: эксклюзивные идеи. [тект]/ Пер. с нем. – М.: Мой Мир Гмбх Ко.КГ, 2007. – 64 с.

  1. Чиотти Д. Макраме: украшение из плетёных узелков/ пер. с ит.- М.: Издательский дом «Ниола XXI век», 2005.

  1. Чудо- узелки. Искусство плетения наузов/ М. Локшина. – М.: ИЦ

«Слава!» ООО «Форт-профи», 2009.- 2008с.

  1. Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта

«Образование» -Создание новых мест дополнительного образования детей ООО «Счастливый Билет»Санкт-Петербург, 2021 г.

Использование интернет ресурсов: https://www.youtube.com/watch?v=NjY97rfTCaU https://www.youtube.com/watch?v=qdLdUOlC8Uk https://www.youtube.com/channel/UCDUXU0zvuJ53B-Nl5d5u1PA https://www.youtube.com/watch?v=8AKEeqNenw4 https://www.youtube.com/watch?v=F9ZZflef13s https://www.youtube.com/watch?v=zhDOjYcRbMg https://www.youtube.com/watch?v=CBo7TMJUY74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...