Педагогическая этика
презентация к уроку

Лобкова Ирина Юрьевна

Доклад на педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika1.pptx713.87 КБ
Файл doklad_etika.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лобкова Ирина Юрьевна Учитель истории и обществознания Педагогическая этика

Слайд 2

« Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» Фридрих Адольф Дистервег

Слайд 3

Этика педагога Педагогическая этика – это наука о закономерностях развития, саморазвития и самореализации нравственной культуры педагога, которая проявляется в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в процессе решения педагогических задач. Предметом педагогической этики являются особенности проявления морали в сознании, поведении, профессиональной деятельности педагога и его отношениях с учениками, родителями и коллегами.

Слайд 4

Нормативно-правовая база ФЗ «Об образовании» Ст. 48 Обязанность и ответственность педагогических работников Ст. 48, п. 2 соблюдать правовые, нравственные и этические нормы , следовать требованиям профессиональной этики П 4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации.

Слайд 5

Субъекты педагогической этики педагог родители дети педагог

Слайд 6

Педагог - дети

Слайд 7

Схемы поведения педагогов «Монблан» «Китайская стена» «Локатор» «Робот» «Я сам» «Гамлет» «Тетерев» «СОЮЗ»

Слайд 10

Педагог - родитель

Слайд 11

Педагог-педагог

Слайд 14

Наши действия В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 года в каждом образовательном учреждении должен быть введен Кодекс профессиональной этики

Слайд 15

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Из всех видов человеческой деятельности, одной из наиболее важных, по праву, считается педагогическая, т.е. деятельность, обеспечивающая передачу от поколения к поколению накопленного духовно-практического опыта. Меняются эпохи, общественные формации, мировоззрения, разрушаются старые и формируются новые системы ценностей, умирают и рождаются профессии, но ровно столько, сколько будет существовать человечество, будет востребован и труд учителя.

Работа педагога предполагает не только наличие определенного запаса знаний, профессионального опыта и мотивации. Не меньшее влияние на качество и результативность педагогической деятельности оказывает её нравственная, этическая составляющая (щелчок)

Необходимость этической регламентации педагогической деятельности особенно важна на современном этапе развития образования. Решение стоящих перед Россией задач обеспечения инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг невозможно без переосмысления роли учителя в образовательном процессе и тех требований, которые общество предъявляет к его личности. (щелчок)

Педагогическая этика – одно из самых развитых направлений профессиональной этики. По мнению некоторых специалистов, ее элементы появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. За время существования цивилизации педагогическая мораль значительно эволюционировала. (читать слайд) Если раньше этика педагога рассматривалась как желательная модель его поведения в отношении с учениками, то сегодня основным трендом становится не только понимание педагогом моральных основ профессии, но и его способность соответствовать тем требованиям, которое предъявляется к личности учителя, преподавателя, наставника современным обществом.

Впервые этот вопрос был озвучен в рекомендации ЮНЕСКО «О положении учителей» в далеком 1966 году. Согласно рекомендации «современный учитель – это человек, осуществляющий служение обществу, которое требует от него глубоких знаний и специальных навыков, приобретенных и поддерживаемых упорной учебой и исследовательской деятельность на протяжении всей жизни; оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благополучие учащихся и общества в целом и соответствия высоким профессиональным требованиям.

В соответствии с этим же документом любая преподавательская деятельность должна проводиться в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами.

 В 2001 году в Таиланде состоялся Третий международный конгресс Всемирной организации учителей и преподавателей. На конгрессе была принята «Декларация профессиональной этики учителей и преподавателей», охватившая широкий круг вопросов, включая обязательства учителей и преподавателей перед профессией (оправдание общественного доверия, уважения общества, поддержание высокого уровня профессиональных знаний и навыков); перед учениками (уважение прав детей, признание их личной уникальности, забота и конфиденциальность и др), перед коллегами и руководством (поддержание благожелательной атмосферы, взаимная помощь, уважение и др); перед родителями учеников (уважение родителей и т.д).

Анализ международных документов позволяет сделать вывод о том, что тенденции к стандартизации этических норм декларируется сегодня на самом высоком уровне, и причина здесь вовсе не в желании превратить любого учителя в «робота», выполняющего определенный комплекс требований. Усложнение архитектуры образовательного пространства, системы взаимоотношений всех его субъектов ставит перед педагогом принципиально новые задачи. Именно на помощь в их решении направлена работа по выработке этических педагогических стандартов. (щелчок)

ФЗ «Об Образовании в РФ» также ввел ряд норм, касающихся профессиональной этики. (читать слайд). (щелчок)

Субъекты педагогической этики

«Педагог – Дети», Родители, Педагог (щелчок)

Педагог дети

Модель диктаторская («Монблан») - педагог отстраняется от учащихся, свои функции сводит к сообщению информации. Следствие - безинициативность, пассивность обучаемых.

Модель "неконтактная" («Китайская стена») - педагог устанавливает дистанцию между собой и учащимися:

  • подчеркивание учителем своего превосходства над учащимися;
  • стремление сообщить информацию, а не обучить;
  • утверждение "ведомости" школьников;
  • снисходительно-покровительственное отношение к учащимся.

Следствие - отсутствие межличностного взаимодействия между педагогом и учениками, слабая обратная связь в учебно-воспитательном процессе и т.д.

Модель дифференцированного внимания («Локатор») - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.

Модель негибкого реагирования («Робот») - педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект, даже если фактически реализованы на уроке.

Модель авторитарная («Я сам») - педагог делает себя главным, единственным инициатором педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива учащихся; школьники ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.

Модель гиперрефлексивная («Гамлет») - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях учитель-ученик.

Модель гипорефлексивная («Тетерев») - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя (при объяснении нового материала, опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми). Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг учителя, он не способен учитывать вероятное восприятие материала урока учащимися, а значит, оперативно ощущать и интерпретировать социально-психологическую атмосферу в ходе взаимодействия учитель-ученик как на уроке, так и во внеурочное время.

Благоприятная модель общения

Модель активного взаимодействия («Союз») - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем. (Щелчок. СОЦ ОПРОС)

Педагог – родители

Только сотрудничество и союз. Отношения педагогов и родителей не должны оказывать влияния на оценку личности и достижения детей. Если родители или законные представители не оказывают поддержку школе – это не в коем случае не должно отражаться на учениках (щелчок)

Педагог – педагог

Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. (СОЦ ОПРОС)

Щелчок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика

Презентация к педагогическому совету "Личность учителя"...

соблюдение норм педагогической этики

в данных  методических рекомендациях отражены нормы педагогической этики...

педагогическая этика

слайд-презентация...

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрица...

Презентация "Педагогическая этика"

презентация "Педагогическая этика"...

«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».

цель:  расширить представления о педагогической этике. Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои...

Семинар классных руководителей "Педагогическая Этика"

Педагогическая этикаПедагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации пр...