ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
статья

Сарапульцева Гульзифа Хусаиновна

       Сегодня существуют большие платформы, которые позволяют взять готовые учебные материалы и использовать их в своем дистанционном курсе: LECTA, InfoUrok, InternetUrok, Фоксфорд, Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, Desmos, LearningApps.

Представлен небольшой обзор бесплатных платформ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

                     ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Термин «дистанционное образование» описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.

ФОРМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Данные занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета. Для данных занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От первой формы занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение – это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).

        ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ  

       Сегодня существуют большие платформы, которые позволяют взять готовые учебные материалы и использовать их в своем дистанционном курсе: LECTA, InfoUrok, InternetUrok, Фоксфорд, Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, Desmos, LearningApps.

  •  «Российская электронная школа»

 - это масштабный проект, который объединяет интерактивные видеоуроки по всем предметам школьного курса. Здесь представлены уроки с 1 по 11 классы от лучших преподавателей страны. РЭШ создана для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий в школе по какой-либо причине восполнить пробелы в знаниях. Проект поможет освоить школьную программу и тем, кто учится за рубежом.

  • Яндекс. Учебник

Среди несомненных плюсов данного сервиса следует отметить его доступность, простоту регистрации как для детей, так и для учителей. Сервис позволяет получать обратную связь и автоматическую проверку заданий. Данный сервис позволяет также организовать дистанционны уроки в режиме вебинара (т.е. дети не могут общаться с учителем напрямую, но могут задавать вопросы и писать свои комментарии в чате).

К минусам можно отнести отсутствие готовых разработок для целого ряда предметов, так как на сервере представлены только ресурсы для русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира с 1 по5 класс. Кроме того, организация урока в режиме онлайн может вызвать определенные трудности, связанные с организацией процесса (выбор удобного для всех сторон времени проведения, наличие необходимой техники у всех обучающихся).

Таким образом, сервис Яндекс. Учебник будет удобен для организации дистанционного обучения в начальной школе.

  • Учи.ру 

 Широко известный портал, которым многие пользуются. Данный портал требует регистрации как учителя, так и обучающихся. Учи.ру предоставляет онлайн уроки по русскому языку, математике и английскому языку, материал излагается учителями высшей категории и педагогами, имеющими научные звания. Портал предоставляет возможность скачивать презентации уже проведенных уроков. Однако, все онлайн уроки проходят по расписанию, что усложняет процесс организации дистанционного обучения, так как время проведения урока может совпасть со временем проведения урока по другому предмету, или в семьях с 2 и более детьми доступ к компьютеру может быть ограничен.

Сервис имеет удобный интерфейс, прост в обращении и позволяет получать обратную связь.

  • Онлайн-школа Фоксфорд

Данный сервис, как и вышеуказанные, требует регистрации учителей и учеников. Он предоставляет материал по более широкому спектру предметов, здесь представлены учебники, видео-уроки, задания и тесты. Фоксфорд проводит дистанционные олимпиады по различным предметам.

Фоксфорд удобно использовать как дополнение к дистанционному обучению или для организации внеурочной деятельности по предмету.

  • Инфошкола

В связи со сложившейся ситуацией Инфоурок предоставил бесплатный сервис Инфошкола. Инфоурок также требует регистрации как для учителя, так и для обучающегося.  Инфошкола содержит видео-уроки по различным предметам, позволяет создавать свои или использовать уже готовые тесты, однако, эти материалы не систематизированы, что осложняет поиск необходимого материала.

Среди плюсов Инфошколы можно выделить возможность организации онлайн-уроков.

  • Дневник.ру 

Пожалуй, самый доступный ресурс. Помимо уже привычного школьного журнала, домашних заданий и оперативного взаимодействия всех сторон образовательного процесса,  Дневник.ру позволяет организовать дистанционное обучение.

Еще одним сервисом  Дневник.ру является Книга для занятий, она позволяет организовать дистанционное учебное пространство на основе приложения Microsoft OneNote .

Некоторые приложения Дневник.ру также позволяют организовать дистанционное обучение.

  • Якласс (бесплатные ресурсы)

 предоставляет широкий спектр теоретических материалов по разным предметам и материал для подготовки к ГИА по математике и русскому языку. Якласс имеет расширенную версию, позволяющую организовать обратную связь и практически освободить учителя от проверки выполненных заданий, но она функционирует на коммерческой основе.

Еще одно приложение Дневник.ру – Тесы. Оно позволяет осуществлять контроль уровня усвоения пройденного материала, освободив при этом учителя от проверки, данное приложение позволяет автоматически проверять работы обучающихся. Среди недостатков этого приложения можно отметить необходимость составлять тесты самостоятельно, но можно и выбрать подходящий тест из уже созданных другими учителями.

  • Приложение «Lecta»

предназначено для использования учебников онлайн и оффлайн. Если вы планируете использовать учебники или сервисы онлайн, либо у вас нет возможности скачать приложение на своё устройство, воспользуйтесь Медиатекой для использования учебников и сервисов.

  • Сервисы Google и Яндекс

Сервисы, предоставляемые этими корпорациями, также позволяют создать учебное пространство для организации дистанционного обучения. Сервисы, подходящие для организации дистанционного обучения, предоставляемые этими двумя корпорациями похожи, поэтому далее будут рассматриваться вместе.

Google Forms / Яндекс Формы позволяет провести опрос, тест, анкетирование, получая информацию в режиме онлайн.

Яндекс Чат работает как месенджер и позволяет массово оповещать обучающихся или коллег.

Google Hangouts – сервис, позволяющий полноценно проводить уроки в онлайн-формате (как с помощью Skype или Zoom ).

Google Blogger  поможет учителю публиковать актуальную информацию для обучающихся и их родителей.

И, естественно, не стоит забывать о пользе уже столь привычных нам электронной почты и облачных хранилищ.

   Таким образом, в настоящее время существует невероятное количество способов организовать дистанционное обучение. Осталось только выбрать подходящий, запастись терпением и мыслить позитивно.

Программное обеспечение для организации дистанционного обучения

Демонстрация экрана позволяет учителю продемонстрировать презентацию или иной наглядный материал.

Похожими характеристиками обладает программа Zoom , она позволяет организовать видео-конференцию для обучающихся, обладает всеми функциями, которые были перечислены в описании Skype .

Кроме того , Zoom позволяет запланировать его проведение на определённое время, записать проведенный урок, что сделает его доступным для тех, кто не смог присоединиться в режиме онлайн.

Выбор той или иной программы зависит от личных предпочтений использующего.

Camtasia Studio

Помимо монтажа готового видеоматериала, данная программа позволяет записывать действия, происходящие на экране, таким образом, учитель может записать видео с учебным материалом и своими комментариями и опубликовать его на своем сайте, в электронном дневнике или загрузить в облачное хранилище. Далее необходимо просто дать ссылку обучающимся на свой видео-урок.

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.

Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.

В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.

Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ,  Интернет-школ и т.п. ...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...