Диагностика эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка по психологии

В материале предложен комплект методик и пример аналитической справки по результатам диагностики

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение

Диагностика профессионального «выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)

Назначение. Изучение степени профессионального «выгорания».

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: «никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

№п/п

Утверждение

Никогда

Очень редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1.

Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2.

После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3.

Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4.

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5.

Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6.

После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7.

.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8.

Я чувствую угнетенность и апатию.

9.

Я уверен, что моя работа нужна людям.

10.

В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11.

Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12.

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13.

Моя работа все больше меня разочаровывает.

14.

Мне кажется, что я слишком много работаю.

15.

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчи-ненными и коллегами.

16.

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18.

Во время работы я чувствую приятное оживление.

19.

Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21.

На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22.

В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

«никогда» — 0 баллов;

«очень редко» — 1 балл;

«иногда» — 3 балла;

«часто» — 4 балла;

«очень часто» — 5 баллов;

«каждый день» — 6 баллов.

Ключ к опроснику

Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений).

Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

«Эмоциональное истощение» — ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).

«Деперсонализация» — ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).

«Редукция личных достижений» — ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48).

Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Анкета «Климат в коллективе»

  1. Отмечаете ли Вы улучшение взаимоотношений сотрудников Вашего коллектива в последнее время? Если ДА, то какие (отметьте в таблице):

 взаимоуважение

взаимопонимание

помощь и сотрудничество

справедливое распределение обязанностей

возможность проявления инициативы

Ваш вариант:

  1. Отмечаете ли Вы ухудшения во взаимоотношениях сотрудников Вашего коллектива в последнее время? Если ДА, то какие (отметьте в таблице)

унижение личного достоинства

ужесточение правил поведения и дисциплины

конфликты между сотрудниками

неравномерное распределение обязанностей

подавление личной инициативы

Ваш вариант:

3. Оцените частоту возникновения конфликтов в Вашем коллективе

 ЧАСТО; ИНОГДА; НИКОГДА (нужное подчеркнуть)

4. Кто из членов Вашего коллектива, включая руководителей, пользуется у Вас наибольшим авторитетом? (впишите 1-3 фамилии) 

__________________________________________________________________________

5. Есть ли в Вашем коллективе нерешенные конфликты, спорные вопросы, нарушение профессиональной этики (просим кратко изложить содержание проблемной ситуации)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6 Ваши предложения по улучшению психологического климата в коллективе

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Анкета «Эффективность руководителя»

Оцените деятельность руководителя по 7-балльной шкале.

  1. Обладает стратегическим мышлением

1

2

3

4

5

6

7

  1. Обладает управленческими способностями

1

2

3

4

5

6

7

  1. Четко понимает и принимает стратегические цели

1

2

3

4

5

6

7

  1. Обладает высоким уровнем  ответственности за решаемые задачи

1

2

3

4

5

6

7

  1. Умеет принимать управленческие решения

1

2

3

4

5

6

7

  1. Обладает креативным мышлением

1

2

3

4

5

6

7

  1. Обладает навыками самоконтроля

1

2

3

4

5

6

7

  1. Умеет правильно организовать деятельность подчинённых

1

2

3

4

5

6

7

  1. Проявляет стремление к инновациям

1

2

3

4

5

6

7

  1. Проявляет высокий уровень профессионализма

1

2

3

4

5

6

7

  1. Стремится получить новые знания

1

2

3

4

5

6

7

  1. Применяет эффективные стратегии в решении управленческих задач

1

2

3

4

5

6

7

  1. В случае необходимости идет на разумный риск

1

2

3

4

5

6

7

  1. Проявляет внимание к исполнителям

1

2

3

4

5

6

7

  1. Умеет мотивировать работников на достижение целей

1

2

3

4

5

6

7

  1. Обладает навыками делового общения

1

2

3

4

5

6

7

  1. Умеет создать нормальный психологический

1

2

3

4

5

6

7

  1. Учитывает мнение исполнителей

1

2

3

4

5

6

7

  1. Речь, поведение и стиль одежды соответствует корпоративной этике

1

2

3

4

5

6

7

  1. Умеет правильно осуществлять контроль за действиями персонала

1

2

3

4

5

6

7

  1. Обладает способностью влияния на людей

1

2

3

4

5

6

7

  1. Проявляет позитивность в социальном взаимодействии

1

2

3

4

5

6

7

  1. Демонстрирует конструктивное отношение к критике

1

2

3

4

5

6

7

  1. Проявляет стремление к личностному росту

1

2

3

4

5

6

7

  1. При управлении использует эффективные стили руководства

1

2

3

4

5

6

7

  1. Демонстрирует последовательность в достижении целей

1

2

3

4

5

6

7

  1. Стремится установить контакт с подчиненными

1

2

3

4

5

6

7

  1. Проявляет эмпатию во взаимодействии

1

2

3

4

5

6

7

  1. Профессионально управляет  коллективом

1

2

3

4

5

6

7

  1. Умеет пользоваться авторитетом и властью

1

2

3

4

5

6

7

Оценка результатов

30–48 баллов – руководитель непригоден к управленческой деятельности;

49–60 баллов – руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации;

61–90 баллов – эффективность работы руководителя слишком мала;

91–120 баллов – руководитель недостаточно эффективен;

121–150 баллов – эффективность руководителя еще недостаточна;

151–179 баллов – есть возможность повысить свою эффективность;

180–200 баллов – эффективный руководитель.



Предварительный просмотр:

Приложение

Аналитическая справка по итогам диагностики

Дата проведения: 10.01.2023

Цель: изучение особенностей социально-психологического климата коллектива, оценка факторов риска профессионального выгорания педагогических работников.

Диагностические методики:

- «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач);

- «Диагностика социально-психологического климата»;

- «Оценка эффективности руководителя».

В опросе приняли участие 91 человек (94% на момент исследования от общей штатной численности работников учреждения). Из них: 5 человек (5%) – заместители директора, 56 человек (61%) – педагогические работники, 30 человек (34%) – иной персонал.

        При оценке эффективности деятельности директора выявлено, что коллективом высоко оцениваются управленческие качества руководителя, но несколько снижены показатели по параметрам, отражающим психологическую составляющую управленческой деятельности. Показатели эффективности деятельности заместителя директора по УВР, оцениваются коллективом на достаточном уровне. Данные по отдельным параметрам представлены в таблице.

Таблица 1

Директор

Заместитель директора по УВР

высокий

выше среднего

средний

низкий

высокий

выше среднего

средний

низкий

«обладает управленческими способностями»

55

26

7

4

38

26

19

3

«обладает навыками делового общения»

57

22

9

3

44

23

12

7

«умеет создать нормальный психологический климат»

41

29

15

6

38

23

16

9

«учитывает мнение исполнителей»

36

34

14

7

33

25

18

10

«проявляет эмпатию во взаимодействии»

35

30

16

10

33

25

16

12

В целом, большинство представителей коллектива (54 человека (59%)) отмечают высокую эффективность деятельности директора, 4 человека (4%) – оценивают деятельность директора на низком уровне. Деятельность заместителя директора по ВВВР 41 человек (47%) оценивают, как эффективную, 7 человек (8%) – оценивают на низком уровне.

Таблица 2

Директор

Заместитель директора по УВР

Всего

Педагогические работники

Иной персонал

Заместители директора

Всего

Педагогические работники

Иной персонал

руководитель не соответствует требованиям управленческой деятельности

1

1

0

0

3

3

0

руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации

1

1

0

0

0

0

0

эффективность работы руководителя слишком мала

2

1

1

0

4

1

3

руководитель недостаточно эффективен

3

2

1

0

8

3

5

эффективность руководителя еще недостаточна

10

6

4

0

14

11

3

есть все возможности повысить свою эффективность

20

16

2

2

16

12

4

эффективный руководитель

54

29

22

3

41

26

15

        Таким образом, большая часть работников, принявших участие                                в процедуре, положительно оценивают управленческую деятельность директора и заместителя директора по УВР.

При изучении рисков возникновения профессионального выгорания сотрудников учреждения определено, что явные признаки выгорания наблюдаются у 1 человека (1%), по должности не относящегося   к педагогическим работникам. У данного работника выявлены признаки эмоционального истощения и деперсонализации, что проявляется   в эмоциональном безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, в раздражительности, негативизме.

У 2 человек (2%) наблюдается эмоциональное истощение, что проявляется в повышенной психической истощаемости, равнодушии, неспособности испытывать сильные эмоции, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.

У 24 человек (26%) выявлены признаки редукции личных достижений, что проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда  и возможностей для профессионального развития, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей.

Таблица 3

Шкалы

Всего человек

Педагогические работники

Иной персонал

Эмоциональное истощение

3

2

1

Деперсонализация

1

0

1

Редукция личных достижений

24

13

11

Несмотря на то, что у большинства опрошенных – 59 человек (71%) – отсутствуют явные признаки профессионального выгорания, что говорит  о достаточной стрессоустойчивости, грамотной организации деятельности, налаженных взаимоотношениях в коллективе, – требует внимания недооценка работниками своих профессиональных достижений.

Опросник «Диагностика социально-психологического климата  в коллективе» модифицирован в части включения социометрических вопросов для определения работников с «положительным статусом», а также предоставлена возможность внесения предложений и пожеланий в свободной форме по улучшению психологического климата в коллективе. По результатам проведения опроса выявлено, что улучшение во взаимоотношениях работников отметили 72 человека (72%); 14 человек (15%) выделили только параметры ухудшения взаимоотношений и не отметили положительных изменений. Общие результаты, в том числе по выбираемым параметрам, представлены в таблице.

Таблица 4  

Параметры улучшения взаимоотношений

Количество выборов

Параметры ухудшения взаимоотношений

Количество выборов

взаимоуважение

34

унижение личного достоинства

3

взаимопонимание

34

конфликты между сотрудниками

5

помощь и сотрудничество

45

ужесточение правил поведения и дисциплины

7

справедливое распределение обязанностей

19

неравномерное распределение обязанностей

19

возможность проявления инициативы

21

подавление личной инициативы

2

Можно предположить, что в коллективе складываются отношения, основанные на взаимопомощи и уважении друг другу, но отмечается разделение мнения коллектива в части справедливости распределения функциональных обязанностей.

При анкетировании коллективом отмечены следующие сотрудники, включая руководителей, пользующиеся наибольшим авторитетом (по частоте  с упоминанием 12 и более раз). Данные сотрудники относятся к руководящему составу.

Таблица 5

Всего  

Педагогические работники

Иной персонал

Заместители директора

Директор

38 человек (42%)

26

7

5

Заместитель по УВР

38 человек (42%)

31

6

1

Смирнова О.В.

18 человек (20%)

16

1

1

Иванова А.Д.

15 человек (16%)

14

1

2

Петрова Н.Г.

12 человек (13%)

1

11

0

Исходя из данных опроса, можно сделать вывод о том, что явными лидерами коллектива являются директор и заместитель директора по УВР.

Оценка возникновения конфликтов в коллективе проходила по трем параметрам: «часто» отметили 6 человек (6%); «иногда» – 48 человек (53%), «никогда» – 37 человек (41%).

Вопрос «Есть ли в Вашем коллективе нерешенные конфликты, спорные вопросы, нарушение профессиональной этики» 5 сотрудников (5%) прокомментировали:

- «вопрос о сокращенном рабочем дне в предпраздничные дни»;

- «распределение нагрузки учителей»;

- «отдельные коллеги выражаются грубо и не этично»;

- «есть и будут. К одним относятся с пристрастием, а к другим лояльно»;

- «сделать 5-дневную рабочую неделю для специалистов, не связанных с образовательной деятельностью».

Работникам учреждения также было предложено написать предложения и пожелания по улучшению психологического климата в коллективе, которым воспользовалось 30 человек, что составляет 33 % от общего числа заполнивших опросник. Поступившие предложения можно разделить на два направления:

  1. Взаимоотношения коллектива (19 человек):
  • больше совместных мероприятий, соревнования, турпоходы, концерты, капустники и др.– 13 человек;
  • психологические семинары, тренинги по эффективной работе  в команде – 2 человека;
  • создание учительской, для возможности обмена опытом,    общением и т.п. – 1 человек;
  • взаимопомощь – 1 человек;
  • взаимопонимание – 1 человек;
  • улыбаться – 1 человек;
  1. Работа руководящего состава (11 человек):
  • одинаковое отношение администрации ко все членам коллектива, не должно быть любимчиков – 2 человека;
  • уменьшение внеучебной нагрузки, сокращение количества обязательных мероприятий к участию – 1 человек;
  • правильное распределение функционала – 1 человек;
  • при возникновении конфликта выслушивать все стороны конфликта – 1 человек;
  • необходимы не только порицания, но и поощрения – 1 человек;
  • каждый должен заниматься своими обязанностями – 1 человек;
  • проведение совещаний в ситуации успеха – 1 человек;
  • чтобы руководство входило в положение педагогов – 1 человек;
  • при составлении расписания учитывать предложения и просьбы работников – 2 человек.

Обращают внимание пожелания членов коллектива в отношении отсутствия позитивной мотивации со стороны руководства, неудовлетворенности принимаемыми управленческими решениями в вопросах организации труда, недостатка коллективных внерабочих мероприятий. Данные об отсутствии позитивной мотивации к профессиональной деятельности коррелируются с высокими показателями по шкале «редукция личных достижений» в методике «Диагностика профессионального выгорания»

Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть работников, принявших участие в процедуре, положительно оценивают управленческую деятельность директора и заместителя директора по УВР, отмечая их как лиц, пользующихся авторитетом в коллективе. В коллективе отмечается положительный социально-психологический климат, низкая конфликтогенность, созданы условия для эффективной работы, налажено взаимоотношение между работниками. Однако у части работников проявляется чувство неудовлетворения отношениями с администрацией образовательного учреждения по причине неравномерного распределения обязанностей, неконструктивного подхода к стимулированию, недостаточного внимания к проблемам работников.

При этом у 3 человек (3%) отмечаются явные признаки выгорания: эмоциональное истощение и деперсонализация, неудовлетворенностью профессией и жизнью в целом. У 24 человек (26%) выявлены начальные признаки профвыгорания: негативное оценивание себя, результатов своего труда, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей.

Рекомендовано:

        - организовать психологическое сопровождение работников с признаками профессионального выгорания (консультирование, тренинговая работа);
- внедрять эффективные методы стимулирования и мотивации коллектива, в том числе методы моральной и психологической мотивации;

- обеспечивать рациональное и равномерное распределение обязанностей в трудовом коллективе с учетом личных способностей, профессиональных и деловых качеств сотрудников;

- организовать проведение мероприятий, направленных на повышение психологического климата, сплочение коллектива.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Эмоциональная и психическая устойчивость. Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов.

В работе представлены упражнения для снятия эмоционального напряжения....

Методики для диагностики эмоционального выгорания педагогов.

Этот материал будет полезен педагогам образовательных организаций. С помощью этих методик педагоги смогут провести самодиагностику уровня эмоционального выгорания....

Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников....

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...