Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся с ОВЗ
учебно-методический материал

Судакова Светлана Евгеньевна

Формирование орфографических навыков у учащихся -одна из важнейших задач изучения русского языка в коррекционной школе. У детей с интеллектуальной недостаточностью данные навыки сформированы у большинства-на низком уровне. Это связано с низкой познавательной деятельностью, недостаточностью развития ВПФ (мышления, памяти, внимания и т. д., речевые и языковые нарушения, низкий уровень сформированности навыков чтения, низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc36 КБ
Office presentation icon razvitie_orfograficheskoi_zorkosti.ppt963.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов

(Слайды 1,2)

   Формирование орфографических навыков у учащихся -одна из важнейших задач изучения русского языка в коррекционной школе. У детей с интеллектуальной недостаточностью данные  навыки сформированы у большинства-на низком уровне. Это связано с низкой познавательной деятельностью, недостаточностью развития ВПФ (мышления, памяти, внимания и т. д., речевые и языковые нарушения, низкий уровень сформированности навыков чтения, низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью.

(слайд 3)

Орфографическая зоркость–это способность (умение) обнаруживать в тексте, в словах орфограммы и применять их при письме.

Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие).

Известно, что способность замечать «опасные места при письме» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у школьников орфографической зоркости?

Существует 3 линии овладения правописанием:

-обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;

-обучение правописанию на основе запоминания;

-обучение правописанию на основе проверки орфограммы с применением правил.

 

Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко.  Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:

- углубление познавательных интересов;

- четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов и работ;

- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- положительную самооценку: учащиеся должны постоянно убеждаться в своем успехе;

- введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;

- организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех (пусть даже небольшой).

В процессе приобретения орфографического навыка можно добиться сразу нескольких целей:

1) реализуется одно из важнейших направлений работы - применение полученных знаний на практике. Это важно для письма, речи, для сознательного усвоения грамматического материала;

2) повышается самостоятельность, активность мышления учащихся : формируется умение сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка;

3) грамматический разбор становится существенным компонентом занятия русского языка и используется для закрепления и углубления знаний, для проверки умений и навыков учащихся;

4) осуществляется дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный - к каждому учащемуся.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости :

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.

4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

 Для того чтобы выявить наиболее эффективные методы и приемы, используемые в  работе, и влияющие на развитие орфографической грамотности, необходимо отметить индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:

1) недостаточный уровень внимания и памяти;

2) нарушение в звукопроизношении, связной речи;

3) недостаточность словарного запаса;

4) низкий уровень познавательной деятельности;

5) недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие;

6) низкий уровень сформированности навыка чтения;

7) трудности при образовании связей и обобщений фонетико-орфографического и грамматико-орфографического характера (умение распознавать орфограмму, подобрать проверочное слово, обосновать способ проверки).

Приёмы работы на уроке.

1. Письмо с проговариванием. Ученик диктует слово по слогам. Способствует развитию зрительной, слуховой, речедвигательной памяти. Этот прием закрепляет правильное написание слов. Может быть как индивидуальным, так и хоровым.

2. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают по слогам слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Сначала комментируют сильные ученики, а потом постепенно включаются и остальные. Способствует наиболее прочному усвоению материала.

3. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

4. Письмо с простукиванием. Диктуя текст, постукиваю карандашом по столу, тем самым, давая знать, где «опасное место» и ученикам необходимо задуматься над правописанием слова.

5. Работа над ошибками. Одним из примеров повышения грамотности считается развитие зоркости при работе над ошибками.  При проверке работы в тетради учитель  ошибки в словах на пройденные правила не исправляет, вместо этого на полях ставит палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркивает или подчеркивает все слово с ошибочным написанием. Так  дети самостоятельно учатся находить, исправлять и объяснить свои ошибки.

6. Списывание. Этот предполагает развитие самоконтроля, самостоятельности у детей, а также зрительной, слуховой памяти, внимания, сравнение.

7. Словарная работа.

8. Диктанты.

9. Дидактический развивающий материал (карточки по уровням). Позволяют самостоятельно проверить результат работы, закрепить знания по данной теме.

 

Целенаправленная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости на уроках

Слайд 2

«Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь…» Буддийская притча.

Слайд 3

«Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». М. Р. Львов

Слайд 4

Орфографическая зоркость - это способность (умение) обнаруживать в тексте, в словах орфограммы и применять их при письме. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие) .

Слайд 5

Три линии овладения правописанием: синтеза, 1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы; 2. Обучение правописанию на основе запоминания; 3. Обучение правописанию на основе проверки орфограммы с применением правил. уков и букв, морфем при чтении, при

Слайд 6

Факторы формирования орфографической зоркости: 1. Зрительный фактор 2. Слуховой фактор 3. Проговаривание 4. Рукодвигательный фактор

Слайд 7

Приемы формирования орфографической зоркости

Слайд 8

30.10.22 1. Письмо с проговариванием 2. Комментированное письмо 3. Работа над ошибками 4. Списывание

Слайд 9

Использование разных видов диктантов: - Диктант с постукиванием - Диктант «Найди слова» - Диктант – игра «Кто больше запомнит» - Зрительный диктант - Знаковый диктант

Слайд 10

Знаковый диктант Диктуются слова: бабочка, летает, красивая, поляна, собирает, цветочный ,нектар. У учеников запись: П, Д, Пр, П, Д, Пр, П (предмет, действие, признак)

Слайд 11

Какографические упражнения (метод В.А.Сухомлинского) Цель: тренировать учащихся в нахождении орфографических ошибок в тексте Алгоритм проведения: 1. Текст с орфографическими ошибками записан на доске. 2. Учащиеся под руководством учителя находят, комментируют и исправляют допущенные ошибки. 3. Исправленный текст учащиеся записывают в тетради.

Слайд 12

Какографические упражнения В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.

Слайд 13

Какографические упражнения Разве можно без улыбки видеть Лёнины ошибки. «Налител я на сугроп и расшыб сиводня лоп, очень болно и обидно, глас под шышкою не видно». Быстро Лёне помогайте, все ошибки исправляйте.

Слайд 14

Дидактические игры «Третий лишний». «Молчанка». «Орфографический мячик». «Шифровальщик». «Огоньки». «Кто быстрее». «Наборщик».

Слайд 15

Упражнение на развитие орфографической зоркости и мышления Найди лишнее слово Рис, рисунок, рисовать, рисую Гусь, гусята, гусеница, гусыня

Слайд 16

Превращение слов Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово грачи (врачи), удочка (уточка) дверь ( зверь) лето (лото) Сеня (Соня, Тоня, Толя, Коля…)

Слайд 17

Найди слово в слове Хотелось (тело, лось, ось, хотел) Бросилась (сила, рос, ил, оси, бросил) Пообедал (обед, беда, еда, дал)

Слайд 18

Наборщик Из букв слова составь новые слова Здоровье (взор, воз, зов, вор, ор, здоров…) Наборщик ( бор, щи, кино, рок, борщ, роща..)

Слайд 19

В. Даль «Девочка Снегурочка» (межпредметные связи)

Слайд 20

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза

Слайд 21

«Запоминалки», «рифмовки», орфографические сказки. Знаешь ты наверняка, Где ЧН , а где ЧК : речка, ночка, строчка, точка, кочка, корочка и почка, срочный, гречневый, мучной, точный, встречный и речной. Никогда в таких словах Не пишите мягкий знак.

Слайд 22

Использование перфокарт, тренажеров Тренажёр «Непроизносимые согласные » Ф.И.ученика____________________ Праз..ник, ярос..ный, свис..нул, прес..ный, любез..ный, тес..ный, здра..ствуй, со..нце, час..ное, чу..ство, чудес..но, вес..ник, инерес..но, трос..ник, опас..но, напрас..но. любез..ный, крас..ный.

Слайд 23

Использование карточек с заданиями Впиши в пропуски буквы . Р..сунок – р..сование, нар..сованный. Тр..мвай – тр..мвайные пути, остановка тр..мвая. Ул..ца – ул..чное р..стение, выйти на ул..цу. Р..стение – р..стительность, р..стениеводство. Р..кета – р..кетоносец, л..теть на р..кете.

Слайд 24

Лаг..рь м..дведь к..пуста М..тро к..ртофель ов..щ Ст..лица п..м..дор за..ц Вставь в предложения подходящие слова. 1. В столовую лаг..ря завезли ___:___, п..м..доры и_____. 2.____ зимой спит, а ______________ нет . 3. В _______ всегда много н..рода.

Слайд 25

Обведи нужную букву. ст а о лица д е и журный р а о стение б е и рёза т о а варищ с о а лома ур о а жай л а о донь т о а пор учит и е ль к о а пуста с а о рока кр о а вать уч и е ник в о а робей ул е и ца

Слайд 26

Работа со словарными словами Знакомство с новым словом. Узнавание слова. Работа над словом. Работа над словарным словом в предложении. Работа над словарным словом в тексте.

Слайд 27

Отгадай загадку Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка.

Слайд 28

Расшифруй слово, используя шифр внизу таблицы 3,1,11,6,12,13,1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

Слайд 29

КАПУСТА

Слайд 30

Запиши слово, разбей на слоги, подчеркни орфограммы. КАПУСТА

Слайд 31

Этимология Слово капуста является родственницей (хотя и дальней) капитану . Слово капитан произошло от латинского капут – « голова », « глава », « начальник », « предводитель ». Капуста – очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше капитана и было образовано также от слова капут (голова). Действительно, чем – то капуста напоминает голову, неправда ли?

Слайд 40

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Обобщение опыта по теме "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка через алгоритмизацию процесса обучения

Актуальность опыта направлена на создание условий   совершенствования  орфографической  зоркости  школьников  5-9 классов средней школы...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Как и многих учителей, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограммы. В работе освещены методы и подходы к обучению учащихся с целью выявления сложных написаний...

Работа учителя по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка.

Представлекние работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в школе-интернате для детей с ОВЗ

В данном сообщении даны приёмы работы на уроках русского языка при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями для развития грамотного письма....