РМО 23.04.2022 г
материал

Киселева Кристина Юрьевна

«Нейропсихологические средства коррекции школьной неуспеваемости»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Киселева Кристина Юрьевна,

                                                        учитель - дефектолог                                      

                                                        МБОУ «Излучинская ОСШУИОП№1»  

«Нейропсихологические средства коррекции школьной неуспеваемости»

В литературе часто встречаются понятия, которые авторы отождествляют с понятием трудности в освоении образовательной программы: трудности в обучении, школьные трудности, неуспеваемость, низкие учебные результаты, школьная дезадаптация. Под школьными трудностями имеют в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе, которые, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучении[1].

Н. П. Локалова считает, что трудности в обучении – субъективное переживание несоответствия между требованиями учебной деятельности и интеллектуальными возможностями учащегося.

Современные представления авторов зарубежных и российских работ по проблемам трудностей в освоении образовательной программы позволяют условно определить два направления исследований в психологии и коррекционной педагогике. В рамках первого направления акцент делается на изучение психофизических и психологических механизмов нарушений личности ребенка, препятствующих освоению образовательной программы (Т. В. Ахутина, Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Н.П. Локалова, Л. С. Цветкова). Второе направление исследований в большей степени затрагивает педагогический аспект преодоления затруднений (Дж. Варгас, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. А. Логинова, Л. Г. Парамонова, Л. К. Назарова, Л. Ф. Спирова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова).

Сейчас проблема трудностей в освоении образовательной программы рассматривается с позиции не только педагогики, психологии, медицины, но и с позиции государственной политики (С.В. Алехина, Н.Н. Малофеев, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов). Так, создаются нормативно-правовые основы, регламентирующие деятельность субъектов образования по преодолению трудностей в освоении образовательной программы, отражающие особые образовательные потребности обучающихся. Нормативные понятия, открывающие сущность данной проблематики: инклюзивное образование, особые образовательные потребности, адаптированная образовательная программа[41].

Таким образом, трудности в освоении образовательной программы устраняются путем создания особых условий для развития ребенка. Для этой категории обучающихся трудности в освоении образовательной программы устраняются путем создания особых условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.

В нашей школе детей с ограниченными возможностями здоровья досточно большое количество. Они обучаются по весьма разнообразным педагогическим траекториям: это и инклюзивное обучение и интегрированное обучение, индивидуальные образовательные маршруты.

Для успешной работы с данной категорией детей, испытывающих сложности в усвоении образовательной программы, систематически проводятся семинары, методические мероприятия. Учителями дефектологами проводится консультативная работа о включении нейропсихологических приемов в процесс урочной деятельности.

В частности, на одном из последних семинаров, на примере представленной схемы, подробно разьясняли взаимосвязь развития высших психических функции и формой их реализации в ходе практической деятельности. Такие продукты педагогических усилий и воздействий, как умозаключения, суждения, Зун, необходимо развивать в процессе коррекционной – развивающей, а также учебной деятельности и подходить к этому вопросу системно.

Разработан банк  - методическая копилка нейропсихологических средств, с целевыми ориентирами их применения.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нейропсихологические средства коррекции школьной неуспеваемости» Киселева К. Ю. Учитель-дефектолог МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» Излучинск , 2022 г.

Слайд 2

Нейропсихология Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека . Иными словами, нейропсихолог – это специалист, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

Слайд 3

Неуспеваемость в массовой общеобразовательной школе выступает как явление, обусловленное многими причинами. Нередко в число учащихся, испытывающих трудности в обучении, попадают дети, которые не демонстрируют признаков аномального развития и которых родители, врачи, педагоги причисляют к так называемой «практической норме ». Зачастую педагоги затрудняются в определении причин, вызывающих трудности школьного обучения этих детей. И не всегда репетиторство или увеличение занятий по «отстающим» предметам помогают в решении проблем, а в некоторых случаях такой подход может даже и навредить.

Слайд 4

Психологи , педагоги, врачи констатируют катастрофическое увеличение в детской популяции целого ряда патофеноменов : обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и т.д.). Наблюдается заметный скачок индекса агрессивности и токсикоманий, гиперактивность и дефицит внимания, иных форм делинквентного поведения, резкое снижение их возрастного порога. Увеличение числа детей с признаками правосторонней эпиготовности , заметное возрастание случаев леворукости . Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции , дисграфии , дислексии и т.д.; различные психопаталогические феномены (повышенную возбудимость или истощаемость, склонность к неврозо - и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Слайд 5

Экзогенные влияний ядерные испытания, экологические катастрофы, последствия которых общеизвестны; революционный скачок в области средств связи, кардинально изменивший магнитное поле Земли; лавинообразное применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консервантов, лекарственных препаратов.

Слайд 6

Традиционно методы коррекции детей с проблемами в обучении разделяются на два основных направления. Первый – собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо -речевой памяти, счетных операций, письма и т.д. Второе направление – методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, массаж, ЛФК и др.) и телесно – ориентированные психотехники. Цель их внедрения – восстановление или формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействия с другими людьми.

Слайд 7

Методологической и теоретической основой применения нейропсихологических средств являются: фундаментальные научные работы, раскрывающие основные положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович , Л.С. Выготский, Л.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.); теории деятельностного подхода в формировании личности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский , Л.И. Божович , Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); теории возрастной периодизации (Л.С. Выготский, П. П. Блонский , А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин , В. В. Давыдов и др.); теории , раскрывающие основные положения коррекционно-развивающей работы (В.В. Гладкая, И.А. Зимняя и др.); основные положения о локализации высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия ); о сновы нейропсихологической коррекции и диагностики (Т.В. Ахутина , Ж.М. Глозман , А.В. Семенович, А.Е. Соболева).

Слайд 8

«Диагностика – профилактика – коррекция – абилитация – прогноз» Фундаментом комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка является метод замещающего онтогенеза ( МЗО) , созданный А.В.Семенович и др. в 1990-1997 г.г . МЗО - это нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического.

Слайд 10

«Методическая копилка» Картотека нейропсихологических игр «Эффективные образовательные технологии»

Слайд 11

МЫШЛЕНИЕ 1 . Развивать кругозор и наблюдательность. 2. Развивать умение обобщать объекты, выделять в них главное. 3. Развивать гибкость и быстроту мышления. 4. Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно, и замечать непоследовательность в суждениях. 5. Обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков. 6. Научить детей находить причину событий. 7. Развивать умение устанавливать закономерности. 8. Развивать умение мыслить последовательно. 9. Развивать умение сравнивать… 10. Стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений. 11. Активизировать познавательную деятельность. 12. Развивать способность предвидеть результаты своих действий. 13. Развивать способность адекватно оценить свою работу. 14. Формировать умение понимать инструкцию к выполнению задания. 15. Стимулировать детей к самостоятельным выводам. 16. Формировать умение продумывать свои ответы с точки зрения правильности и полноты. 17. Формировать умение выстраивать правильные, содержательные обобщения .

Слайд 12

Приём "Облака мыслей ". Описание: приём интерактивного обучения . Автор Ш.А.Амонашвили . Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Пример . На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

Слайд 13

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 1 . Развитие инициативной речи. 2. Развитие связной речи, как средства общения. 3. Развитие связной речи. 4. Развитие умения четко проговаривать каждое слово. 5. Проводить работу по очищению словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов. 6. Обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им. 7. Научить слушать и понимать вопросы, самому задавать вопросы. 8. Научить детей правильно задавать вопросы. 9. Формировать умение воспроизводить по памяти подробности виденного. 10.Формировать умение конструировать предложения со словами прочитанного текста. 11.Развивать умение анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и существенное, основное и фоновое. 12.Формирование потребности в активной речевой деятельности. 13.Формировать умение выстраивать правильные, содержательные, полные ответы на вопросы. 14.Развитие диалогической речи. 15.Развитие монологической речи (8-9 классы)

Слайд 14

Название: Приём "Феномен ". Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А. Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат . Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.

Слайд 15

ВНИМАНИЕ Содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания. Способствовать развитию активного внимания. Способствовать развитию слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого). Формировать навык самоконтроля в процессе планирования деятельности. Формировать навык самоконтроля, умения выполнять задания по образцу. Развитие произвольного внимания в процессе игры. Формировать навык у детей поэтапной проверке работы . Воспитание и формирование у детей таких качеств личности как, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Слайд 16

Игра «Услышь слово» Ученик выходит из кабинета. Учитель распределяет среди оставшихся детей несколько слов (например, один ряд — одно слово). Ученики должны говорить их хором. Важно задать темп, потому что все говорят по-разному. Далее ученик возвращается в класс. Он слушает, как одноклассники хором проговаривают свои слова. За три попытки он должен распознать как можно больше слов. Если у ребенка возникают сложности с восприятием, каждый ряд говорит свое слово отдельно.

Слайд 17

ВОСПРИЯТИЕ Развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия. Способствовать осознанию детьми своих эмоций, чувств. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. Формировать умение понимать эмоции других людей. Воспитывать чувство эмпатии и содействовать созданию эмоционально-положительного фона общения в детском коллективе. Научить ребенка воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности. Сформировать у детей умение сочувствовать другим. Сформировать умение конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения. Сформировать у детей умение ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми. Обогащать чувственный познавательный опыт (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи). Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Формировать навык полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве. Формировать пространственно-временные ориентировки. Развивать слухоголосовые координации. Формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов). Совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность. Обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии. Способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Способствовать формированию точности и целенаправленности движений и действий. Развивать крупную и мелкую моторики. Развивать восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Развивать восприятие пространства. Развивать восприятие времени. Развивать восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния. Развивать зрительное восприятие и зрительную память. Развивать тактильно-двигательное восприятие. Развивать слуховое восприятие и слуховую память. Развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Формировать умение целенаправленно выполнять действия по инструкции. Формировать навык самопроизвольно согласовывать свои движения и действия. Формировать умение опосредовать свою деятельность речью .

Слайд 18

Описание: ведущий (педагог, ученик, родитель) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.). Пример. Урок ИЗО: К просмотру картина, учитель спрашивает «Чего больше»: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?

Слайд 19

ПАМЯТЬ Научить пользоваться сравнением в процессе запоминания… Формировать умение находить сходство и различие между объектами. Развивать умение сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты (выделение существенного). Формировать умение расчленять материал на отдельные смысловые части, осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические связи и отношения. Развивать интерес и положительное отношение к материалу в процессе усвоения и запоминания. Побуждать к самостоятельной и активной работе. Формировать целенаправленную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания. Познакомить детей с проблемными практическими ситуациями.

Слайд 20

«Умные пальчики». Здесь обучающийся запоминает соотношение цвета и предмета на картинке. Например квадрат зеленый, овал красный и т.д.. Учитель показывает картинку – необходимо показать пальчик с нужным цветом (большой – красный, зеленый - мизинчик). Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.

Слайд 21

Нейропсихологические средства в коррекционно-развивающем процессе направлены на развитие межполушарного взаимодействия . Необходимость комплексности воздействия ( т.е. сочетания, а не последовательности введения) методов двигательной, когнитивной и эмоционально – личностной коррекции.

Слайд 22

Нейропсихологические средства: развития серийной организации движений и действий. Способствует развитию координации движения, моторики кисти, развитию внимания и регуляции деятельности (представлен двигательными упражнениями) развития регуляции и контроля деятельности Способствует развитию внимания, саморегуляции , повышает работоспособность и выносливость (графические диктанты)

Слайд 23

развития переработки кинестетической зрительной/пространственной информации (сенсорная игра, ритмы). Способствует развитию восприятия кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации развития мышления. Способствует развитию логического мышления, устранению трудностей в понимании инструкции и решении задач (упражнения на развитие внимания: анаграммы, найди лишнее, выдели главное, подбери соответствие). Нейропсихологические средства:

Слайд 24

развития переработки слуховой информации, речи. Способствует развитию возможности восприятия слухоречевой информации – понимание инструкций, тематики уроков, письму и чтению (упражнения по работе со звуками, пересказы и составления текстов). развития мнестических процессов. Способствует развитию памяти (упражнения на запоминание, удержание и воспроизведение информации). Нейропсихологические средства:

Слайд 28

В заключение очень важно отметить: Эффективность применения коррекционно- развивающих приемов достигается только при взаимодействии с родителями ребенка. У ребенка с печальным и травмирующим опытом неуспеха в школе необходимо сформировать и закрепить переживание успеха, уверенность в собственных силах и возможностях. Обучение ( в том числе и коррекционное) есть процесс созидательный, а не исправительный . Необходимо понять и преодолеть все то, что мешает ребенку жить в гармонии и согласии с самим собой и с непосредственным его окружением.

Слайд 29

Спасибо за внимание!

Слайд 30

Литература : 1.Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244. 2 . Акимова, М.К. Неуспевающие дети / М.К. Акимова, В.Т. Козлова.- СПб.: Питер, 2012 -240 с 3.Безруких М.М. «Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь»/М.М. Безруких – М.: Эксмо , 2009 – 464 с. 5. Блонский , П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский . - М.: Просвещение, 2010. Шишкова С.Ю. Успеваемость учащихся как проблема профессионально-педагогической направленности учителя// Вестник университета (Государственный университет управления). Серия «Социология и управление персоналом». №4 (42)., М., 2008. - с.110-113 . 6. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. - Минск: Зорны верасень , 2008. - 112 с 7. Картер, Рита Как работает мозг / Рита Картер. - М.: АСТ, Corpus , 2014. - 224 c . 8. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет/ под общей редакцией Т.В. Ахутиной . – М.: Секачев, 2017. – 280 с 9. Цетлин , В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение/ В.С. Цетлин . - М.: Педагогика, 2009. -- С.243 . 10. ишкова С.Ю. Психологические представления о готовности ребенка к обучению в школе /С.Ю. Шишкова// Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Научные труды МГИ им. Е.Р. Дашковой /Отв. Ред. Л.В. Тычинина. – М.; МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003. – С. 333-346. 11.Шишкова С.Ю. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, как одна из составляющих проблемы школьной неуспеваемости /С.Ю. Шишкова// Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Научные труды МГИ им. Е.Р. Дашковой / Отв. ред. Л.В. Тычинина. – М.; МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2004 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022

Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...

План мероприятий, приуроченных к проведению Недели Памяти в МБОУ «Будницкая ОШ». (28.04.2022 – 10.05.2022)

План мероприятий, приуроченных к проведению Недели Памяти в МБОУ «Будницкая ОШ».  (28.04.2022 – 10.05.2022)....