Статья "Формирование современных технологий как способ развития УУД на уроках русского языка и литературы"
статья

Балтатарова Ольга Андреевна
Статья "Формирование современных технологий как способ развития УУД на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baltatarova_olga_andreevna_doklad_2.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Балтатарова Ольга Андреевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ «Республиканская  Мариинскаяя школа-интернат»

Формирование современных технологий как способ развития УУД на уроках русского языка и литературы.

Аннотация. Модернизация российского образования ставит перед учителем   задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания. А в условиях реализации требований ФГОС ООО необходимо по-новому взглянуть на  использование современных технологий, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

          В данной работе были рассмотрены наиболее актуальные, с точки зрения автора, современные образовательные технологии, которые способствуют развитию учебных универсальных действий на уроках русского языка и литературы.  

        Ключевые слова: образовательные  технологии, системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия,  проектное обучение, информационно-коммуникационные технологии, элементы ФГОС.

Baltatarova Olga Andreevna,

teacher of Russian language and literature,

"Republic Mariinsky  boarding- school"

The formation of modern technologies as a way of developing the UEA

 on the lessons of Russian language and literature.

Annotation. Modernization of Russian education confronts the teacher task of rethinking the pedagogical activities, revision of the approaches and methods of teaching. In the context of the FSES  CGE  we need to take a fresh look at the using of modern technologies that generate universal educational actions that will help the student to become a full-fledged social personality, seeking to realize their potential, who is able to make informed and responsible choices.

            From the point of view of the author, in this work modern educational technologies were considered, which contribute to the development of generic actions at the lessons of Russian language and literature.

       Key words: educational technology, system-activity approach, universal educational actions, project-based learning, information and communication technologies, FSES elements.

         Одним из принципиальных отличий ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, иначе говоря, - формирование умения учиться.

        Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности».  Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться. Выделяются познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.

      В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся, на  мой взгляд, следующие технологии:

1.Проектная технология.

2. Предметно-ориентированные технологии.

3.Информационно-коммуникационные.

4.Технология развития критического мышления.

5. Игровые технологии.

6.  Здоровьесберегающие технологии.

7. Технология проблемного обучения.

8. Технологии модульного обучения (система профессора А. Третьякова). Особый вид модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований.  

9. Технология мастерских.  

10.Кейс-технология.

11. Интегрированные и нестандартные уроки.

12. Индивидуальные образовательные технологии, которые включают создание ситуации успеха для каждого ученика и индивидуальную работу с одаренными детьми.

13. Технология разноуровневого обучения.

14. Технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения и технология оценивания учебных успехов.

       Конструирование форм уроков с применением современных технологий позволяет развивать у обучающихся универсальные учебные действия.

      Таким образом, на современном этапе перед образовательными технологиями ставится новая задача: развитие  универсальных учебных действий обучающихся.  Следовательно, является актуальной  проблема развития  универсальных учебных действий в условиях современного образовательного процесса.

        К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все вышеперечисленные технологии,  поэтому остановлюсь на некоторых из них, 

 чтобы рассмотреть процесс формирования образовательных технологий как способа  развития УУД.

       Например,  проектная технология способствует познавательной мотивации на уроке. Так,  в 5-х классах по теме «Пословицы. Поговорки» дети готовили проект, целью которого было раскрыть переносный смысл той или иной пословицы, для этого дети делали зарисовки и писали мини-сочинение по пословице или поговорке, имеющий большие воспитательное значение. Итогом работы стал иллюстрированный сборник пословиц и поговорок   учащихся.  Посредством такой технологии реализуется  исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы  формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

         Технология проблемного обучения

«Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», говорил Е.Н. Ильин.

Очень важно уметь определять проблему текста на любом уроке. Зачем? Чтобы понять, какой вопрос волновал автора, какие пути решения он предлагает.

Выявление проблемы развивает умение использовать знание при деятельностном чтении, развивает мыслительные процессы.   Предлагаю вам научиться выявлять проблему на основе сказки.

Эффективность технологии проблемного обучения способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач. Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Реализуя проблемное обучение на уроках литературы,  выбираю такую форму урока, как диспут или дискуссию. Элементы проблемного обучения ввожу уже в 5 классе.

Например, начиная работу по сказкам, говорю детям о том, что сказка всегда считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками, которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему – это то, что всегда волновало человека. Именно поэтому сказку называют – сокровищницей суждений и размышлений народа о разных явлениях жизни. И прошу назвать детей проблемы, которые звучат в известных сказках: «Репка» (проблема коллективного труда), «Волк и козлята» (проблема жестокости), «Теремок» (жилищная проблема). Для того чтобы проверить понимание учениками понятие проблема», прошу соотнести темы и проблемы.

 Темы

Проблемы

  1. Природа

А. Любовь к чтению

  1. Чтение

Б. Роль искусства в современной жизни

  1. Искусство

В. Положение человека в социальной среде

  1. Обществознание

Г. Отношение человека к природе

         Информационно - коммуникационная технология

        Чаще всего использую мультимедийные презентации при проверке домашней работы (творческие домашние задания, презентации, подготовленные детьми). Например, к уроку  в форме КВНа по «Мифам Древней Греции» представители каждой команды к конкурсу «Домашнее задание» готовили  презентацию об Олимпийских богах.

 Современные школьники в плане освоения компьютерных технологий и видов их применения продвинулись намного дальше, поэтому дети могут создавать не только презентации, но и буктрейлеры (видеоролики). Их использование на уроках литературы позволяет организовать работу над формированием всех универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

       Основная цель  буктрейлера  – рассказать о книге, заинтересовать, привлечь внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.  Дети под руководством нашего учителя информатики освоили  несколько программ, необходимых для создания видеоролика. Например,  «Moviemaker»  или «Киностудия WindowsLive».  

       Интернет – ресурсы. Так, в рамках проекта «Инфоурок» ученицы 5-х классов не только приняли участие в дистанционной олимпиаде  по русскому языку, но и  смогли получить бесплатный доступ к онлайн-ресурсу моментальной оценки знаний и индивидуального подбора обучающих материалов, то есть по тем темам, которые вызвали у учеников трудности, программа предложила  пройти обучение с помощью индивидуально подобранных видеоуроков.  

         Технология «Интегрированных и нестандартных  уроков».

         Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Уроки русского языка и  литературы интегрирую не только с предметами гуманитарной направленности, такими как  история, музыка, изобразительное искусство, иностранные языки, но и с предметами естественного цикла: математика, биология, география. Например, когда изучаем рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе, говорим о взаимоотношении человека и природы, о необходимости слушать и слышать голос  природы, потому что она живой организм, бережно относиться к ней и тогда она ответить тебе взаимностью.  Таким образом, проводится интеграция литературы и географии.  С помощью данной технологии в  первую очередь происходит развитие  личностных и  познавательных  универсальных учебных действий. 

      Также очень интересными получились интегрированные  уроки  по литературе и информатике  в рамках  проекта «Создание буктрейлеров к волшебным  сказкам».

      Урок-экскурсия. Особенностью этого урока  является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.  Например,  в 5 –х классах я проводила урок-экскурсию по теме «Есть в осени первоначальной…».  Урок проводился на улице, в нашем школьном парке. Девочки зачитывали наизусть стихотворения  разных поэтов на тему «Осень».  Кроме того, некоторые  ученицы прочитали произведения собственного сочинения.

           Игровая технология

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра дисциплинирует. Для этих целей использую самые разнообразные виды игр: театрализованные, например, разные инсценировки, особое внимание в этом учебном году было уделено инсценировке басен И.А.Крылова, которая прошла в рамках подготовки к Республиканскому литературному фестивалю, посвященному памяти русского баснописца И.А. Крылова и Году литературы в Российской Федерации для учащихся 5-6 классов. Результатом нашей работы стала победа в этом конкурсе наших  учениц 5 класса.

 Также с детьми готовили постановку по пьесе-сказке С.Я. Маршака  «Двенадцать месяцев». Проводим литературные игры; сюжетно-ролевые игры, учебно-игровые занятия. Или, например, урок-обобщение по теме «Глагол» проходил в «Школе волшебных поваров», на котором ребята в прямом смысле переодевались, и занятие проводилось  в необычном – костюмированном – виде.

        В литературной игре «Умники и умницы» по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», посвященной обобщению изученного материала. В игровой форме учащиеся учатся  высказывать собственное мнение, считаться с мнением остальных учащихся класса, объективно оценивать выступления одноклассников, я в то же время проверяю знания текста произведения, умение применять отрывки из рассказа при ответах на вопросы.          Это способствует развитию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД.  

       Таким образом,  формирование современных технологий  позволяют развивать универсальные учебные действия учащихся, что полностью соответствует новым стандартам образования. Применяя различные технологии  на уроках, я добиваюсь успеха: результаты обучения стали выше, я чувствую себя более  уверенной среди своих коллег из других школ, так как владею современными методиками, я готова к изучению новых педагогических технологий, так как мне это интересно.

 Результаты, полученные  по формированию УУД  у учащихся 5-х классов:

  • итоги успеваемости по русскому языку и литературе – 100%;
  • позитивная динамика качества знаний;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе;
  • высокий уровень сформированности  коммуникативной компетенции;
  •   повышение результативности обучения;
  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации.
  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Список литературы:

  1. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
  2. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
  3. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]: http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207
  4. Никитин А., Суворова Н. Технология  критического мышления. // Учитель. -  2002. -  № 8.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М., 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способ-ностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

В данной статье говориться о том, как сделать урок русского языка интересным и увлекательным, как привить ученикам разумное отношение к предмету. Для этого нужно внести определенные изменения в содерж...

Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...