Сценарий "Блокада Ленинграда"
методическая разработка

Гостева Евгения Александровна

Этот сценарий расширит представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokada_leningrada.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                             Памяти, стойкости  и мужеству ленинградцев посвящается!

1941 год.  22 июня. Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам.

(Вальс в исполнении учащихся,буквально два круга)

Ведущий -   Страна росла, трудилась неустанно,

 Сил набиралась мирная страна.

 И вдруг... тревожный голос Левитана...  

Ведущий Мальчик  :  -Внимание, товарищи! Война!

(Звучит  метроном).

(Глава 1,Война)
Ведущий   -     На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

Ведущий   - И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Ведущий Мальчик        8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей.

( Глава 2,блокада,Холод,Голод)

Мизансцена:   воссоздан  интерьер блокадной  комнаты: простой стол, стул, зеркало, репродуктор, буржуйка, алюминиевая  посуда  на  столе.  Несколько  девочек  в  одежде (ватниках , шалях, ботинках, тёплых кофтах, рейтузах и т.п.), обнявшись попарно,лежат,сидят.

Ведущий    Окно зачеркнуто крест-накрест

Чтобы стекло от взрыва уберечь.

И холодно, как будто двери настежь.

Мертвая нетопленная печь.

Ведущий  В ушах все время словно щебет птичий, 
Как будто ропот льющейся воды : 
От слабости. Ведь голод. Нет еды. 
Который час? Не знаю. Жалко спички, 
Чтобы взглянуть. Я с вечера легла, 
И длится ночь без света и тепла.

Ведущий На мне перчатки, валенки, две шубы 
(Одна в ногах). На голове платок; 
Я из него устроила щиток, 
Укрыла подбородок, нос и губы. 
Зарылась в одеяло, как в сугроб. 
Тепло, отлично. Только стынет лоб.

Ведущий   Лежу и думаю. О чем? О хлебе. 
О корочке, обсыпанной мукой. 
Вся комната полна им. Даже мебель 
Он вытеснил. Он близкий и такой 
Далекий, точно край обетованный. 
И самый лучший — это пеклеванный.

Ведущий  В комнате нас восемь  человек,
  Спим, к печурке  сдвинулись  поближе.
  И если  рядом -  стужа, холод, снег,то
  Поселившись вместе, легче  выжить.

Ведущий     А я с утра, когда  метель опять

Штору  через  щель  в  окне  колышет, 

Всегда  проснувшись, перед  тем, как  встать,

Вслушиваюсь – все ли  дышат ?..

Мизансцена : пробуждение. И далее играем в  соответствии с  текстом.

Ведущий- Дома -  без  света  и тепла, и без конца  пожары  рядом,
       Враг  зажигалками  дотла  спалил  бадаевские  склады.
       И мы бадаевской  землёй теперь  сластим  пустую  воду,
       Земля  с золой, земля  с  золой – наследье  прожитого года.

Ведущий   - Блокадным  бедам  нет  границ,
      Мы  глохнем  под  снарядным  гулом.
 

Ведущий -От наших  довоенных  лиц  остались  лишь  глаза и скулы.
      И  мы  обходим  зеркала, чтобы  себя  не  испугаться…

Ведущий  Мальчик    -  Не  новогодние  дела  у  осаждённых  ленинградцев.
(
На  сцене в  соответствии  с закадровым  текстом  встают, перемещаются по сцене, растапливают буржуйку, кипятят  чайник, пугаются  бомбёжки и т.д.)

 Ведущий    Сотый  день…
Вместо  супа – бурда из столярного клея,
       Вместо чая – заварка  сосновой хвои.
       Это б  всё  ничего, только руки немеют,
       Только  ноги  становятся вдруг  не  твои,
       Только  сердце  внезапно  сожмётся, как  ёжик,
       И  глухие удары  пойдут  невпопад…

 ( На сцене оказывают  помощь  упавшей  ослабевшей девушке. Все, кроме  одной, встают.)
Все  вместе :

  Сердце! Надо стучать, даже если не  можешь,
               Не  смолкай! Ведь на наших  сердцах - Ленинград !
               
Катя -   Бейся, сердце, стучи, несмотря  на  усталость, 
               Слышишь, город  клянётся, что  враг  не пройдёт!


Ведущий-Мальчик
    Сотый день  догорал…
          Как потом  оказалось,
          Впереди  оставалось  ещё  восемьсот.

(Звучит  метроном).

 Ведущий  Да, мы — в кольце. А тут еще мороз 
Свирепствует, невиданный дотоле. 
Торпедный катер стынет на приколе. 
Автобус в ледяную корку врос; 
За неименьем тока нет трамваев. 
Все тихо. Город стал неузнаваем.

Ведущий Как бы сквозь сон, как в деревянном веке, 
Невнятно где-то тюкает топор. 
Фанерные щиты, сарай, забор, 
Полусгоревшие дома-калеки, 
Остатки перекрытий и столбов — 
Всё рубят для печурок и…     гробов.

Ведущий  А голод- шептуном шнырял из дома в дом, 
Ныл нытиком у продуктовой кассы. 
А в это время рос ледовой трассы 
За метром метр. Велась борьба со льдом. 
С опасностью, со смертью пополам 
Был доставляем хлеба каждый грамм.

Ведущий  И было так: на всем ходу 
машина задняя осела. 
Шофер вскочил, шофер на льду. 
- Ну, так и есть - мотор заело. 
Ремонт на пять минут, пустяк. 
Поломка эта - не угроза, 
да рук не разогнуть никак: 
их на руле свело морозом. 
Чуть разогнешь - опять сведет. 
Стоять? А хлеб? Других дождаться? 
А хлеб - две тонны? Он спасет 
шестнадцать тысяч ленинградцев.- 
И вот - в бензине руки он 
смочил, поджег их от мотора, 
и быстро двинулся ремонт 
в пылающих руках шофера. 
Вперед! Как ноют волдыри, 
примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит 
к хлебопекарне до зари. 
Шестнадцать тысяч матерей 
пайки получат на заре - 
сто двадцать пять блокадных грамм 
с огнем и кровью пополам

Ведущий   И Ладога, как птица-пеликан, 
Самопожертвования эмблема, 
Кормящая птенцов самозабвенно, 
Великий город, город-великан, 
Питала с материнскою любовью 
И перья снега смешивала с кровью.

Ведущий   Не зря старушка в булочной одной 
Поправила беседовавших с нею: 
«Хлеб, милые, не черный. Он ржаной, 
Он ладожский, он белого белее. 
Святой он». И молитвенно старушка 
Поцеловала черную горбушку.

(Стол, лампа, сетка старинная, газетка пожелтевшая. Разворачивают медленно.  Делят на всех.)

Ведущий  Да, хлеб... Бывало, хоть не подходи, 
Дотронуться — и то бывало жутко. 
Начнешь его — и съешь без промежутка 
Весь целиком. А день-то впереди!.. 
Ведущий И все же днем ли, вечером, в ночи ли, 
Работали, учились и учили.

 (Звучит  метроном).
Ведущий  Ни крошки хлеба и ни спички  лишней  нет. И мы, коптилки зажигая,
       Как люди первобытных  лет огонь из камня  высекаем.
       И  тихой  тенью  смерть  сейчас ползёт за каждым  человеком.
Все  вместе с  актёрами :

И всё же в городе  у нас  не  будет  каменного века !

(Звучит  метроном.)

 (Глава3,Мы-Люди Сильные Духом)

Ведущий   Девчонка руки протянула и головой –на край стола.

Сначала думали –уснула. А оказалось, умерла...

Её из школы на носилках домой ребята принесли.

В ресницах у подруг слезинки то исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова… Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова уроки – После похорон.

Ведущий  
Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей. Голодная смерть каждый день уносила всё новые и новые жизни, но в декабре 1941 года продолжали работать 39 школ Ленинграда.

Ведущий  Мальчик    Сила духа была для ленинградцев  ничуть не менее важной, чем сила оружия.

Ведущий   Оставшиеся в Ленинграде артисты и музыканты, литераторы и художники, танцоры с первых же дней осады все свои силы бросили на то , чтобы своим талантом и трудом внести лепту в его оборону.

Ведущий   Нас немцы называют: «мёртвый город».
Но где был мёртвым нужен танец, стих?
А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод –
Он, славя павших, жить зовёт живых.

Ведущий   Детский  военный танцевальный ансамбль Аркадия Ефимовича Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В марте 1942 года состоялось первое выступление этого коллектива.

(Сцена. Ребята танцуют «Тачанка»,обыгрывают)

Ведущий    Мировой сенсацией стало  исполнение в ленинградской филармонии Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Ведущий     Исполнение транслировалось по радио, его слышали не только жители города, но и, через громкоговорители, немецкие солдаты, осаждавшие город. Они обезумели от услышанного. Они считали, что перед ними уже мёртвый город, а он жил, он слушал симфонию!

(Звучит  тема нашествия  из Ленинградской  симфонии Д.Д.Шостаковича.)


Ведущий         Концерт начался! 
           И  под  гул  канонады-
           Она, как  обычно, гремела  окрест-
           Невидимый  диктор  сказал  Ленинграду:

Ведущий  Мальчик - « Вниманье! Играет  блокадный  оркестр !» 
( На сцене: одна  девочка  садится на стул со скрипкой, вторая играет на  флейте, третья- на аккардеоне).

Ведущий  И музыка  встала  над  мраком  развалин,
           Крушила  безмолвие тёмных  квартир,
           И  слушал  её ошарашенный  мир…

Все  вместе: Вы так бы смогли, если б вы  умирали ?
(Звучит  метроном).

 «Ленинградская симфония» - полный звук до конца.

 Ведущий  Мы вырвались из этой длинной тьмы, 
прошли через заслоны огневые. 
Ты говорила: «Каменные мы!» 
Нет, мы сильнее камня, мы — живые!

Ведущий   Да, Ленинград остыл и обезлюдел, 
И высятся пустые этажи, 
Но мы умеем жить, хотим и будем, 
Мы отстояли это право — жить.

 Ведущий Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких, 
И этот город тем непобедим, 
Что мы за чечевичную похлебку 
Достоинство свое не продадим.

 Ведущий Есть передышка — мы передохнем, 
Нет передышки — снова будем драться 
За город, пожираемый огнем, 
За милый мир, за все, что было в нем,

 Ведущий За милый мир, за все, что будет в нем; 
За город наш, испытанный огнем, 
ВСЕ   За право называться ленинградцем!

Музыкальный фон. Заставка на экране.

Мальчик…  Осажденный Ленинград демонстрировал не только чудеса мужества, стойкости, героизма, он  показал чудеса человеческого духа.

Ведущий…Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки.

Мальчик…Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые когда-то висели здесь.

Ведущий…Давайте представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы.

Ведущий…А еще — тех, кто дарил солдатам и горожанам великое чудо театра, дарил не только на классической сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между боями.

Ведущий…Давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах. Ведь коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.

Ведущий…Давайте склоним головы перед памятью тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий.

Ведущий…Давайте поставим им памятник. Поставим всем миром, потому что во многом  благодаря их усилиям, этот великий город не только выжил, но и  продемонстрировал всему миру такую высоту духа, которая воплотились в музыке Шостаковича,

 -в стихах Ахматовой и Берггольц,

-в работе академика Орбели — директора Эрмитажа,

- в постановках Обранта  и многих, многих других, которых были тысячи.

Ведущий Чтоб  наполниться городом этим, 
      Не надо 
      Продолжительных  встреч  или  гидов  в пути.
      Ленинград   начинается с  первого  взгляда,
      Как  любовь, от которой  уже  не уйти.
Ведущий Но  когда  он  слепит вас  своими  дворцами,
      Берегами  Невы, прямотою  дорог,
      Не забудьте  людей, 
      Вставших  вровень с  творцами,
Все  вместе :

Не  забудьте о  тех, Кто всё это  сберёг!

Звучит « Гимн Великому  городу» Глиэра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

"Я говорю с тобой из Ленинграда". Сценарий концерта, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я говорю с тобой из Ленинграда" для проведения концерта ко Дню снятия блокады Ленинграда.Участники:Ведущие - мальчик и девочка (диалог)Ведущий - рассказчик...

«Ленинград. Дни тяжелых испытаний» Урок мужества к 70 лет. снятия блокады Ленинграда.

« Ленинград,  дни тяжелых испытаний»Урок мужества к 70 лет. снятия блокады Ленинграда....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...