Методическая разработка "Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ"
методическая разработка

Ананьева Рая Галимьяновна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx11.77 КБ

Предварительный просмотр:

       Выступление на МО учителей начальных классов.

ТЕМА: Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ.

                             

     «Ребёнок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его сверстники, ребёнок, но иначе развитый».    Л.С. Выготский    

Современное состояние общества, высочайшие темпы его изменений предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Из года в год в России растёт число детей с проблемами биологического и социального характера, нуждающихся в специальном образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

В нашей школе обучаются дети с нарушением интеллекта и с задержкой психического развития, у которых имеются сочетанные заболевания. Педагогам необходимо понимать: эти дети имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение должно быть направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:

  • методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
  • методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
  •  беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
  • методы работы с  техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.

 Краткая характеристика некоторых методов обучения.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

К рассказу предъявляются следующие требования:

- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);

-четкость структуры (должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);

- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).

Объяснение –метод овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:

- постановку познавательной задачи;

-строгий, тщательный подбор фактического материала;

- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;

-использование иллюстративного материала;

- формулировку выводов.

Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Требования:

- каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;

-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Наблюдения. Основная цель- развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.

Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.

Таким образом, в коррекционной школе используются те же методы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе, но, в практическом применении их, учитываются познавательные возможности детей с нарушенным интеллектом.

Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые в коррекционной школе, от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность.

Она включает:

  • Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
  • Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
  •  Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
  • Предварение пропедевтикой изучения нового;
  •  Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
  • Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Наши ученики не могут одновременно усвоить большой объем материала. И мы должны четко понимать, что отдача будет минимальна, потому что мы с вами работаем с особыми детьми и они в силу своих физических и психических данных не могут освоить программу наравне с обычными детьми. Поэтому необходимо дробление учебного материала на небольшие части. Сообщаемый только в словесной форме учебный материал, не подкрепленный наглядными или практическими действиями, слабо понимается школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти методы. У школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом и требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Так устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся. Пример: на уроках чтения и развития речи учителем часто используется метод иллюстрирования, детям легче запоминают произведение, если они нарисовали главных героев или событие из текста.

 Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз.  На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. Всё вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

     Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми

Использование различных методов работы с одарёнными детьми...

Выступление для методического объединения с презентацией по теме: "Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми"

Материал может быть полезен педагогам (учителям, воспитателям), работающим в школе-интернате 8 вида...

Методы, формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью в условиях малокомплектного класса.

Работаю в условиях макомплектного класса уже несколько лет. Недавно появились в классе неговорящие детки, на которых составлен СИПР. Ранее такие ребята обучались индивидуально. Описываю приёмы работы ...

методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.

Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного...

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического ра...

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки.

     Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержку психического развития.Особенно задержаны в ...

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ТЕМА: «СОЗДАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

При подготовке рабочей программы были учтены психофизиологические  особенности учащихся младшего подросткового возраста и данные психолого-педагогического паспорта класса об уровне развития памят...